Вопрос-Ответ

Бракосочетание без упоминания о свадебном даре /махр/

1896867_803877996292984_1932520322_nВопрос: При обряде бракосочетания /никах/ были выполнены все условия: присутствие двух свидетелей и опекуна девушки /вали/, однако во время бракосочетания случилось следующее. Я вложил руку в руку опекуна девушки, и он прочел необходимые слова по бумаге: «Я отдал тебе в жены…». Далее он упомянул имя, но не ничего не сказал о махре. Я же ответил: «Я принял (ее в жены)». После этого мы договорились об очень скромной сумме. Был ли обряд бракосочетания верен? Или нет?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если обряд бракосочетания был совершен без упоминания о махре, то брак считается верным. Жене же следует дать махр, подобный тому, что дается женщинам ее социального положения.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Никах будет верным, даже если свадебный дар не будет упомянут. Таково мнение большинства ученых. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:

لَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمْ النِّسَاءَ مَا لَمْ تَمَسُّوهُنَّ أَوْ تَفْرِضُوا لَهُنَّ فَرِيضَةً

„На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)“ (сура „ль-Бакара“, аят 236).

Передается, что у Ибн Мас‘уда спросили о мужчине, который женился на женщине, но не упомянул о махре и до самой смерти не имел с ней супружеских отношений. Ибн Мас‘уд сказал: „Ей положен махр, равный тому, что дают женщине из ее семьи. Он не должен быть слишком малым и не должен быть чрезмерно большим. Ей следует выждать срок ‘идда, а также она является наследницей своего мужа“. (После этих слов) выступил Ма‘каль ибн Синан аль-Ашджа‘и и сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес о Баруа‘ дочери Уашика, женщине из нашего племени, такое же решение, какое вынес и ты“ (приводится у Абу Дауда и ат-Тирмизи). Ат-Тирмизи сказал, что хадис является хорошим достоверным /хасан сахих/» (аль-Мугни. Т. 7. С. 182).

Бракосочетание без махра называется бракосочетанием тафъуид. Существует два вида такого бракосочетания.

Первый вид – тафъуид аль-буд‘. Он заключается в том, что мужчина выдает свою дочь замуж без махра, говоря: «Я отдаю тебе свою дочь в жены», жених же отвечает: «Я принимаю её в жены», махр при этом не упоминается. В точности, как это произошло в Вашей ситуации.

Второй вид – тафъуид аль-махр. Он представляет собой бракосочетание с упоминанием махра как такового, но при этом не оговаривается его размер. Например, жених говорит: «Я дам такой свадебный дар, который Вы потребуете», или опекун невесты говорит жениху: «Дай такой махр, который посчитаешь нужным» и т.п.

Жене в обоих случаях полагается махр, который дают женщине её положения. Размер махра, который дается обычно, устанавливается судьей во избежание разногласий и споров. Если же обе стороны договорятся без обращения к судье, то это тоже возможно. Они имеют на то право.

В «Заду-ль-мустакни‘» сказано: «Бракосочетания тафъуид аль-буд‘ и тафъуид аль-махр являются верными. Женщине положен махр, который дается обычно при бракосочетании. Размер его устанавливает судья. Если стороны договорились между собой до этого, то это дозволено».

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Его слова: „Если стороны договорились между собой до этого, то это дозволено“ — указывают на право сторон договориться о махре без обращения к судье. То есть, в этом нет греха. Например, если стороны скажут: „Зачем нам обращаться к судье? Давай договоримся между собой“. Жених, например, говорит: „Махр — тысяча“, невеста: „Нет, две тысячи“. И если они через посредников договорятся, к примеру, о тысячи пятисот, то в этом нет ничего плохого. Потому что у них есть право на это» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 12. С. 305).

Таким образом, бракосочетание является верным, как верен и размер махра, о котором Вы договорились с женой. (Договоренность о махре между мужем и женой возможна), если жена не является слабоумной или малой по возрасту.

А Аллах знает лучше.

fatwaonline.net

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика