Будь краток. Не спорь
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Говорят, что советчик подобен тому, кто бьет плетьми. Боль зависит от искусности стегающего.
Обрати внимание, я сказал от искусности и мастерства, а не от силы удара! Если будет бить суровый человек, который хлещет сильно, то боль будет чувствоваться непосредственно в момент удара плетью, но пройдет через какое-то время, она забудется. А если будет хлестать искусный в этом деле человек, то он может бить не сильно, но он знает, куда именно должна попасть плеть.
Так же происходит и с советчиками. Суть не в том, чтобы много говорить или делать свое наставление длинным, а в том, как его преподнести.
Будь максимально краток. Если ты хочешь кому-то что-то посоветовать, не читай ему лекцию! Особенно это касается случаев, когда вопрос ясен. Например, когда ты что-то советуешь относительно гнева, вина, оставления намаза, непослушания родителям и т.д.
Я изучил наставления, которые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напрямую давал конкретным людям, и обнаружил, что все они не превышают длину одной строчки или, максимум, двух.
Послушай.
«О Али! Пусть не следует один взгляд за другим, ведь разрешен первый, но не второй». Всё. Краткий совет окончен.
«О Абдулла ибн Умар! Будь в этой дунье, словно ты чужеземец или путник». Совет кончился.
«О Муаз! Клянусь Аллахом, я люблю тебя. И не переставай говорить в конце каждого намаза: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо поклоняться Тебе».
«О Умар! Ты сильный человек. Так не притесняй других у Черного камня».
Также и разумные люди, жившие после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были краткими в своих советах.
Как-то раз Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, встретил поэта аль-Фираздака и сказал: «О сын моего брата! Я вижу, что у тебя маленькие ноги, ими ты не займешь себе место в Раю», – т. е. работай ради Рая и прекрати порочить в своих стихах честных целомудренных женщин.
Умар, да будет доволен им Аллах, находился на смертном одре. Люди один за другим заходили к нему, чтобы попрощаться и сказать что-нибудь приятное.
Один юноша пришел и сказал: «Возрадуйся, о повелитель правоверных, благой вести Аллаха для тебя: ты был одним из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал для Ислама то, о чем ты знаешь, затем ты стал правителем и был справедлив, а в конце – мученическая смерть».
Умар сказал: «Я надеюсь, этого хватит».
Когда юноша уходил, Умар увидел, что его изар волочится по земле, то есть его изар был ниже щиколоток. Он, да будет доволен им Аллах, захотел дать ему совет и сказал: «Верните мне этого юношу».
Когда этот молодой человек встал перед ним, Умар сказал ему: «О сын моего брата, подними свою одежду. Воистину, это лучше и для твоей одежды, и для твоего Господа» (хадис приводится у аль-Бухари).
Всё. Краткий совет кончился. Послание дошло.
По возможности оставляй споры, особенно если ты чувствуешь высокомерие в том, кто перед тобой. Цель состоит в том, чтобы совет дошел до него, а не в том, чтобы ты начал вести с ним спор или диспут. Аллах порицал споры: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить…»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Народы впадали в заблуждение после того, как были на прямом пути, только из-за препираний».
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я обещаю дом в предместье Рая тому, кто оставил споры, даже если он был прав».
Иногда человек соглашается с какой-то идеей. Но для большинства душ характерно высокомерие и гордость. Всевышний Аллах сказал о Фараоне и его народе, когда они узнали истину, поверили в нее своими сердцами, но их гордость не разрешила им последовать за ней: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости».
Твоя цель в том, чтобы тот, кому ты советуешь, узнал о своей ошибке и больше ее не совершал. Цель вовсе не в том, чтобы ты его победил. Вы не на арене.
Однажды ночью Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Али и Фатиме, да будет доволен Аллах ими обоими. Он спросил их: «Вы не совершаете намаз?», – т.е. не выстаиваете ли вы ночь в намазе?
Али ответил: «Наши души в руке Аллаха. Когда Он желает воскресить нас, Он воскрешает».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к ним спиной и ушел, постукивая себя рукой по ноге и говоря: «…но человек больше всего склонен препираться» (хадис привел аль-Бухари).
Иногда тот, кому ты советуешь, начинает оправдываться перед тобой. Даже если его оправдания не убедительны, он все равно будет говорить, чтобы сохранить свое лицо. Так будь великодушным: прими его извинения и не будь с ним чрезмерно строг. Не закрывай перед ним двери. Оставь их открытыми, когда ты даешь совет.
Даже если он говорит что-то неправильное, ты можешь исправить его ошибку так, что он даже не почувствует. Ты можешь как-то похвалить его, признать его ум и смелость, а потом сказать: «Но…» – и после этого раскритиковать его слова и дать им опровержение, если он был не прав.
Укажи на ошибку кратко… Не читай лекций.
Из книги Мухаммада Арифи «Наслаждайся своей жизнью».