Вопрос-Ответ

Истихада — хроническое маточное кровотечение

short.статьяВопрос: Моя менструация длится больше 15 дней. После густых обильных красных и обильных желтых выделений, у меня начинаются светло-желтые выделения, которые продолжаются до следующего цикла, когда возвращается обильное красное и обильное желтое кровотечение. Опишу подробно:День 1-5 — Красная кровь, густая, с неприятным запахомДень 6-7 — Темно-желтая кровь, густая, с неприятным запахом.

День 8-28 — Бледно-желтые выделения, негустые и без неприятного запаха.

Эта схема повторяется каждый месяц, практически регулярно.

По шафиитскому мазхабу максимальный период кровотечения — 15 дней и минимальный период чистоты между ними — 15 дней. Если я пытаюсь применить эти правила к моей ситуации, кажется, что выходит неверно.

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том

Вкратце:

По шафиитскому мазхабу в описанном вами случае периоды сильных красных и желтых выделений с запахом следует считать хайдом (дни 1-7), а период бледно-желтого кровотечения — истихадой (дни 8-28). Во время истихады вы не считаетесь менструирующей и должны молиться, поститься и делать все, что делает женщина, у которой нет месячных.

В книге «Reliance of the Traveller»1 состояние такой женщины описано термином «хронические вагинальные выделения» и сказано, как ей следует совершать молитву (раздел e13.6)2.

Ваши результаты — это интуитивное применение правил фикха, описанных в «Reliance of the Traveller» и «Аль-Макасид» (обе книги — основы библиотеки шафиитского мазхаба). Однако в них не объясняются все правила, касающиеся истихады, и ваши результаты не верны с позиции нашего мазхаба. Более подробный ответ с объяснениями хукмов по шафиитскому мазхабу мы приводим ниже.

Подробно:
Введение
Мы рекомендуем вам, прежде чем приступить к чтению, освежить в памяти фикх хайда по шафиитскому мазхабу, прочитав статью Фикх менструации по мазхабу имама Шафии. Там также говорится об истихаде.

Говоря в общем, большинство случаев, когда кровотечения попадают под определение истихады, относятся к одной из двух групп:

1) Если женщина видит, что кровотечение прекратилось, но затем снова вернулось, и между ними (двумя кровотечениями) не прошло промежутка в 15 дней. Об этом подробно говорилось в статье —Недостаточный период чистоты между циклами.

2) Если женщина испытывает кровотечения, которые продолжаются более 15 дней подряд без перерыва. Фикх этого типа истихады достаточно сложен, и то, что последует далее, покрывает большинство случаев. Однако женщинам с подобными проблемами рекомендуется задать вопросы знающим, чтобы убедиться, что они правильно трактуют свой случай: хайд это или истихада.

Первый раз

Золотое правило в шафиитском мазхабе таково: женщина, у которой менструация, должна «действовать в соответствии с тем, что видит» (об этом писалось ранее; тем, кто не знаком с этим материалом, настоятельно рекомендуется его прочитать — Фикх менструации по мазхабу имама Шафии).

ВпервыеДавайте предположим, что у Аиши был нормальный цикл (а именно: кровотечение длилось более 24 часов во временном промежутке 15-ти дней), и что после него был нормальный период чистоты (тухра) (а именно: минимум 15 дней перерыва), и что затем у нее вдруг случилось то, что описано выше.День первый — Аиша видит красную кровь, густую по консистенции, с неприятным запахом. Это кровотечение возможно (с точки зрения фикха) посчитать менструальным (потому что перед этим у нее был двадцатидневный период чистоты), и поэтому она должна заключить, что началась менструация, и немедленно отстраниться ото всего, что запретно для женщины в таком состоянии.

День шестой — цвет крови изменился на желтый. Кровь густая (сахин) и имеет неприятный запах (мунтин). Согласно шафиитскому мазхабу, желтые (асфар) выделения могут быть менструальной кровью (так же, как и непрозрачные (акдар), например, кремового цвета), поэтому она продолжает считать, что находится в состоянии менструации.

День восьмой — Аиша видит, что кровь по-прежнему желтая, но стала менее густой. Она не густая и не имеет запаха. Как было сказано выше, желтые выделения могут быть менструальной кровью согласно шафиитскому мазхабу, поэтому вследствие этого она должна действовать согласно тому, что видит, и продолжать считать, что находится в состоянии хайда. Затем, как выяснится далее,

Аиша поймет, что это заключение оказалось ложным, и данное кровотечение будет ретроспективно считаться истихадой. Однако, не зная будущего, она, тем не менее, должна продолжать считать это менструальной кровью.

День шестнадцатый — пятнадцать дней кровотечения истекли. Согласно шафиитскому мазхабу, максимальный период менструации — 15 дней. Теперь Аиша узнает, что у нее истихада. Теперь Аиша должна не просто заключить, что все, что было до 16-го дня, — менструация, а с 16-го дня — кровотечение по болезни, но она должна проанализировать все 15 дней согласно правилам истихады. И на основании этого анализа она поймет, что было хайдом, а что — истихадой. Мы подробно опишем этот процесс.

Ретроспективный подсчет периодов менструации и чистоты

Расчет того, какие периоды кровотечения считать менструацией, а какие — чистотой (то есть истихадой), происходит в две ступени. Первая: нужно попытаться и применить правила различия (тамйиз) и классифицировать периоды по силе. Периоды сильного кровотечения считаются менструацией, а слабого — чистотой. Если же это невозможно, то надо перейти ко второму шагу, то есть применить свой привычный цикл (адат), который вычисляется на основе предыдущей менструации.

Шаг первый: Различение, основанное на силе крови (тамйиз)Факихи делят кровь согласно ее силе, учитывая три фактора: 1. цвет; 2. густоту; 3. запах.С точки зрения цвета, самой сильной менструальной кровью считается черная (асвад), за ней — красная (ахмар), потом — коричневая (ашкар), затем — желтая (асфар), затем — непрозрачные (акдар) выделения.
С точки зрения густоты (сахин), густая кровь считается сильнее, чем негустая.С точки зрения запаха, кровь с неприятным запахом (мунтин) считается сильнее, чем кровь без него.Женщина, у которой кровотечение продолжается более 15 дней, должна сначала попытаться отнести его либо в хайду, либо к чистоте, судя по силе кровотечения. Например, если женщина видит 10 дней красной крови, за которой следуют 10 дней желтых выделений, то она посчитает, что первые десять дней сильного кровотечения (красного) хайдом, а вторые 10 дней (желтые выделения) — чистотой. Другой пример: если она видит 10 дней густой красной крови, а затем 10 дней негустой красной крови, она посчитает первые десять дней — хайдом, а вторые — чистотой (поскольку густая кровь считается сильнее, чем негустая)

Ситуация, которая описывается в вопросе более сложная, поскольку там кровь делится на три вида силы. Первые пять дней — самые сильные, потому что кровь красная, густая и с запахом. Следующие два дня — слабее, потому что кровь стала желтой, а желтая кровь считается слабее, чем красная. Следующие 21 день еще слабее, потому что выделения в этот период не густые и не имеют запаха.

Ибн Хаджар и Рамли единодушны в том, что в таком случае, как описанный выше, первые два типа кровотечения (самое сильное — красное и второе по силе — густое, желтое, с запахом) должны быть объединены и считаться хайдом, а последний тип (бледно-желтые выделения, без густоты и без сильного запаха) должны считаться истихадой.

Поэтому в рассматриваемом случае мы можем успешно разделить кровотечения на основе силы, и нам не нужно переходить ко второму шагу. На 16-й день Аиша применит правила, описанные выше, и поймет, что первые 7 дней ее кровотечения были менструацией, а остальные восемь, когда она не молилась, на самом деле, были истихадой, и что, на самом деле, она была обязана молиться. Теперь ей нужно возместить эти пропущенные намазы за эти 8 дней и продолжать молиться до тех пор, пока она не увидит, что кровотечение стало сильнее и наступил новый цикл.

Шаг второй: Применение привычного цикла (адат)

Может статься, что невозможно успешно классифицировать кровотечение, применив принцип дифференциации по силе. Например, 18 дней кровотечений без изменений. Есть много и других случаев, когда такая модель не подходит. Тогда следует провести границу между хайдом и истихадой на основе своего привычного цикла. Например, если предшествующий цикл — пять дней хайда, за которыми последовало 16 дней чистоты, то следует считать первые пять дней кровотечения — менструацией, а 16 дней — чистотой.

Второй раз

Как вы можете видеть, золотое правило «действуй согласно тому, что видишь» может часто требовать коррекции ошибок прошлого. В случаях, когда истихада может быть установлена на основании силы кровотечения, нужно по-разному применять это правило. Если в предыдущем цикле мы ретроспективно обнаружили, какие дни кровотечения были сильными, какие — слабыми, то когда приходит следующий цикл и ситуация повторяется, то по умолчанию следует считать (в данном случае), что сильные красные и желтые выделения — менструация, а слабые и светлые — чистота. Теперь не нужно ждать 15 дней, прежде чем решить так. Другими словами, в момент, когда женщина видит красную или густую желтую кровь, она заключает, что наступила менструация и отстраняется от намаза. А в момент, когда она видит необильные желтые выделения, она делает гусль и заключает, что находится в состоянии чистоты.

Однако, когда после этого происходит возвращение нормального цикла (то есть кровотечение длится менее 15 дней), нужно вновь ретроспективно исправить положение и свои прошлые заключения. Например, схема Аиши, так, как она была описана, продолжается несколько месяцев, затем она видит 5 дней красной крови, затем 2 дня обильной желтой и 5 дней необильной желтой. Затем выделения прекращаются. Она ретроспективно обнаруживает, что весь этот период был менструацией и ее заключение, что 5 дней светло-желтых выделений были истихадой, оказалось ошибкой. И молитвы и посты, которые она совершила в течение этих пяти дней, — не действительны вследствие этого.Важное замечаниеПравила истихады достаточно сложны, и зачастую сложно полностью понять их, просто прочтя. Полное понимание возможно лишь через традиционный метод чтения матна по фикху с квалифицированным учителем, который хорошо разбирается в данном вопросе и может объяснить его другим. Хотя я старался написать об этом как можно проще.

А Аллах знает лучше.

_____________________________

Библиография:

Все вышеизложенное можно найти в «Тухфатуль-Мухтадж» Ибн Хаджара и в «Хаваши» (шархе к нему).

  • 1.Перевод «Умдату-с-салик» на английский язык с обширными примечаниями шейха Нуха Мим Келлера.
  • 2.Женщина в состоянии истихады должна омыть свои интимные места, подложить что-либо, что впитывает влагу, и затем сделать омовение (N: с намерением, которое обсуждалось выше в пункте e5.3). После этого она не может откладывать (N: начало молитвы), кроме как по причине приготовления к молитве, например, закрытие аурата, ожидание азана или сбора группы для джамаата. Если она откладывает начало молитвы по другой причине, ей необходимо заново совершить очищение.Она обязана омывать свои интимные места, надевать чистую одежду и совершать омовение перед каждым фарз-намазом (N: хотя она имеет право так же, как те категории, о которых говорилось выше, совершить столько необязательных намазов с одним омовением, сколько она захочет, а также держать и читать Коран. И так далее до тех пор, пока не наступило время нового фарз-намаза (n: или до тех пор, пока ее омовение не нарушится по другой причине), тогда она обязана обновить все действия гигиены и омовение.) (Reliance of the Traveller, e13.6).
Автор Шейх Хамза Карамали
Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика