Можно ли просить исцеления для неверующего?
Вопрос: Можно ли просить исцеления для христианина?
У меня есть друг-христианин, которого я очень люблю. Он из тех христиан, которых хвалит Коран. Теперь он очень болен, поэтому я хотел бы знать, разрешает ли мне Ислам просить у Аллаха выздоровления для него?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Убеждение дружбы и непричастности (ал-валаъ вал-бараъ) является одной из важнейших основ религии и крепчайшей опорой веры (имана). Так же, как вера увеличивается и уменьшается, меняется и отношение человека к этой великой основе. Если же эта основа в сердце человека рушится, и он оставляет обязанности и дела верующего человека, то разрушается вся вера, которая основана на любви к близким друзьям Всевышнего Аллаха и ненависти к Его врагам. На эту основу указывают множество аятов из Книги Аллаха и хадисы из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Среди этих доказательств:
Слова Всевышнего Аллаха: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Коран, 58:22).
«О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (Коран, 4:144).
«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 5:51).
«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (Коран, 3:118).
Передается, что ‘Аиша – да будет доволен ею Аллх! – сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел в направлении Бадра и достиг местечка Харрат аль-Вабара. В это время к мусульманам присоединился мужчина, который был известен своей отвагой и доблестью. Увидев его, сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обрадовались. Догнав посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Я прибыл, чтобы присоединиться к тебе и разделить с тобой военную добычу”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Веруешь ли ты в Аллаха и Его посланника?” Мужчина ответил: “Нет”. Тогда он сказал: “Возвращайся, ибо я никогда не попрошу помощи у многобожника”». Хадис передал Муслим.
Более того, сахабы – да будет доволен ими Аллах! – обвинили Малика б. ал-Дахшана в лицемерии из-за того что он много общался и встречался с некоторыми лицемерами. Об этом говорится в «Сахихах» ал-Бухари (415) и Муслима (33).
Корме этого есть много других текстов, указывающих на запрет дружбы с кафирами или любви и привязанности к ним. Эта дружба может принимать различные формы: одобрение их неверия, близкие отношения с неверующим, проживание среди них, дружба или любовь к ним, предпочтение неверующих мусульманам, применение их законов и т.д. См. вопрос номер (2179).
Из сказанного выше Вы знаете, что дружба с неверующими весьма серьезная ошибка, потому что это противоречит одной из величайших принципов тавхида (единобожия) коим является дружба с верующими и непричастность к многобожникам (ал-валаъ вал-бараъ).
Ответом на Ваши слова о том, что этот неверующий является одним из тех, кого похвалил Аллах в Своей Книге является то, что это определенная категория со строгими характеристиками. Всевышний Аллах описал их в следующих за их похвалой аятах. Он сказал: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (Коран, 5:82).
Далее Всевышний Аллах говорит: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в Рай вместе с праведными людьми». Аллах вознаградил их за то, что они сказали, Райскими садами, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Таково воздаяние творящим добро. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада» (Коран, 84-86).
Эти аяты разъясняют, что под этими христианами подразумеваются те, которые уверовали в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а откровения Корана и его призыв производят на них глубокое впечатление.
Великий ученый ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди в тафсире этого аята сказал: «Всевышний разъяснил, какая из религиозных общин ближе к мусульманам и готов быстрее подружиться с ними и полюбить их, а кто из них далек от этого: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников».
Из всех людей две эти общины наиболее враждебны к Исламу и мусульманам и больше всех стремится навредить им. Причина же этого кроется в их ненависти к мусульманам и беззаконии, зависти, упрямстве и неверии.
«Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане»».
Всевышний объяснил это несколькими причинами.
Во-первых, среди христиан есть священники и монахи, т.е. богословы и монахи, ведущие аскетический образ жизни, предающиеся поклонению в кельях и монастырях. Знания, аскетизм и поклонение делают сердце человека мягким и добрым и избавляют его от грубости и жестокости. По этой причине священникам и монахам не присуща грубость иудеев и суровость язычников.
Во-вторых, они не проявляют высокомерия и не отказываются повиноваться ей по причине своей заносчивости. Эти качества сближают их с мусульманами и позволяют им быстрее подружиться с ними, поскольку скромный человек всегда ближе к добру, чем надменный гордец.
В-третьих, ниспосланные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, откровения производят на них такое впечатление, что они смиряются перед ними, а их глаза переполняются от этого слезами. Они слышат истину, в которой они твердо убеждены, веруют в нее и признают ее. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей». Этими свидетелями являются последователи Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которые свидетельствуют о единстве Аллаха и пророческой миссии всех Божьих посланников. Они подтверждают правдивость всего, что принесли посланники, и свидетельствуют за или против всех предыдущих народов …
Этот и предыдущие аяты ниспосланы о христианах, которые уверовали в Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это были негус Абиссинии и многие другие уверовавшие христиане. По сегодняшний день среди них находятся люди, которые отдают предпочтение Исламу, когда им становится ясна ошибочность тех воззрений, которые они исповедуют. Все это свидетельствует о том, что они гораздо ближе к Исламу, чем иудеи и язычники». (Тафсир ас-Са’ди, 1/511)
Что касается дуа за неверующих, то они бывают нескольких видов:
1. Мольба о наставлении на Ислам и тому подобное. Это дозволено, поскольку достоверно передается от Ибн Умара – да будет доволен ими Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах! Укрепи Ислам тем из двух этих мужчин, кто любимее для тебя – Абу Джахлем или Умаром б. ал-Хаттабом». Передал ат-Тирмизи (3681), ал-Албани назвал хадис достоверным. И это дуа с просьбой наставления одного из них.
2. Мольба о прощении для него и тому подобное. Это – харам по единогласному мнению. Ан-Навави сказал: «Молитва (джаназа) над неверующим и дуа с просьбой прощения для него запрещены текстом Корана и единогласием (иджма’)» (ал-Маджму’, 5/120). В «Тухьфа ал-Михтадж» сказано: «Запрещено делать дуа, касающийся Будущей жизни, за неверующего и за того, чей Ислам вызывает сомнения, даже если это один из его родителей» (3/141).
3. Что касается мольбы за его исцеление, то это дозволено в определенных целях, подобно надежде на то, что он примет Ислам, для смягчения его сердца и так далее. На это указывает хадис сподвижника, который читал шариатское заклинание (рукъйа) над вождем племени, которого ужалил скорпион. Это было разъяснено в ответе на вопрос под номером, и дуа об исцелении является одним из видов шариатских заклинаний.
Более того, ты можешь навестить его во время этой болезни, потому что у больного человека сердце смягчается и становится более открытым для Истины. У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был слуга-иудей. Когда он заболел, Пророк навестил его, сел у его головы и сказал: «Прими Ислам». Тот посмотрел на своего отца, стоящего возле него, который сказал: «Послушайся Абу ал-Къасима (т.е. Пророка)», и он принял Ислам. Выходя, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес: «Хвала Аллаху, Который избавил его от Огня!». Хадис передал ал-Бухари (1356).
Ибн Хьаджар сказал: «Хадис свидетельствует о допустимости иметь слугу-многобожника, навещать его во время болезни, что является одной из форм хорошего отношения».