Вопрос-Ответ

Юмор уместен?

igs2Rl-65aEВ хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и ещё раз горе!» (имамы Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В основном, анекдоты – это вымышленные рассказы, высмеивающие кого-то. Большинство анекдотов бывают скверными и непристойными, и в народе, к сожалению, пошлые анекдоты пользуются большой популярностью. В них в юмористической форме описываются такие запретные в Исламе действия, как прелюбодеяние, супружеская измена, распитие спиртных напитков, воровство и т.д. Конечно же, рассказывать такие анекдоты запрещено.

Те, кто придумывают и рассказывают такие анекдоты, совершают грех. Представьте, что вы придумали пошлый анекдот или рассказали кому-то такую нехорошую историю. Давайте оценим ваш поступок. Пока эта пошлая история «гуляет» в народе, люди пересказывают её, распространяют в соцсетях, вы зарабатываете грех. И соучастником вашего греха становится каждый рассказчик. Степень греха усиливается и тем, что в содержании анекдотов нивелируется понятие греха, стирается грань между запретным и дозволенным, грех возводится в культ смеха, тогда как это запретное действие должно было бы вызывать отвращение. Наверное, многие уже воскликнули: «Вот ещё! Теперь запрещают даже шутить!» Хочу сразу же заверить – шутить никто не запрещает.

Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и даже этику юмора и шуток. Чтобы мы все научились правильно шутить, давайте ознакомимся со следующими этическими нормами, которые приводятся в книге «Бедствия, связанные с языком».

Этика юмора и шуток

1.Даже при самой острой веселой шутке не следует смеяться громко, тем более, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг – это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В хадисе, рассказанном имамами ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)!», Пророк (мир ему и благословение)!», сказал: «Я шучу, но и, шутя, говорю только правду» (Ат-Табарани). Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумать небылицы, странные невозможные ситуации.

4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с человеком, который не понимает шуток и обижается на них, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость – признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Коране восхваляется дочь пророка Шуайба (мир ему) за ее стыдливость.

5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и честь другого человека.

Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаха, Его Пророка, Коран и хадисы.

В хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь».

6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьёзностью, чтобы тебя прозвали шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьёз, другие тоже станут подшучивать над ним.

Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, сказав: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками» и имея ввиду, чтобы мы не все время шутили, а только время от времени. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Мухаммад бин Васи спросил: «Если ты увидишь плачущего человека в Раю, не удивишься ли ты этому?». «Да, конечно», – ответили ему. И тогда он сказал: «Тот человек, который смеётся в мирской жизни, не зная, куда он попадёт на Том Свете, ещё больше удивителен».

Коран одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Постоянное подшучивание достойно пори­цания и по той причине, что это подразумевает постоянную за­нятость развлечениями, а неумеренность заставляет людей из­лишне много смеяться и иногда приводит к возникновению не­нависти к таким людям и утрате уважения к ним.

Есть такая поговорка: «У всякой вещи есть своё семя, а семенем вражды является шутка».

Также говорят: «Шутка лишает благоразумия и приводит к разрыву с друзья­ми».  Ещё один мудрец говорил: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападёт на тебя».

7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата по вере, наезжать на него на машине. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадёт в огненную яму» (имамы аль-Бухари, Муслим).

 

Давайте шутить праведно!

Источник: islam.ru

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика