Вопрос: Некоторые виды лекарств, например, желатиновые капсулы, внутри которых находится лекарство, сделаны из коллагена. Это вещество получают из коровьей туши (кожи и костей), а также из свиной туши (кожи и костей). В нашей стране мы получаем это вещество из Франции, а уже у себя наполняем его необходимыми лекарствами, которые продаются в аптеках. Дозволено ли это?
Ответ: Хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы использоваться желатин или желатиновые капсулы в лекарствах и другом, если само вещество было получено из костей или кожи животных, которые были умерщвлены по Шариату.
Что же касается желатина, сделанного из мертвечины или свиной туши, то здесь между учеными существуют разногласия. Ученые, которые считают, что истихаля (превращение запретного нечистого вещества в чистое) очищает, видят использование желатина дозволенным в любом случае. Они считают, что нечистое вещество превратилось в другое, в дозволенное, и нет доказательств, запрещающих использовать это вещество.
Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Опираясь на эту основу, (мы считаем), что проводя аналогию с очищением вина посредством истихаля (имеется в виду превращение вина в уксус): вино нечисто по описанию, но если же качество хубс (качество, которое делает вещество нечистым – прим. пер.) уйдет, то и нечистым считаться оно перестанет. Это принцип Шариата. Даже более, это принцип поощрения и наказания.
Таким образом, используя верный метод сравнения по аналогии, (мы скажем), что этот принцип применяется и к остальным нечистотам, если произошел процесс превращения. „Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, откопал (то есть удалил) могилы многобожников на территории мечети“, но не перенес почву…
Все мусульмане единодушны, что если животное, которое питалось нечистотами, задержать и давать питаться чистым, то его молоко и мясо будет считаться дозволенным к употреблению. И также в отношении растений и плодов, которые вначале поливали нечистотами, а после чистой водой. Они тоже пригодны и дозволены к употреблению, так как качество скверны изменилось, сменилось приятностью. Противоположен этому тот момент, когда приятное и чистое меняется на скверну и становится нечистым.
Например, вода или еда, которая после изменений превращаются в мочу и кал. Как может изменение состояния влиять на превращение чистого в скверну, но не влиять на превращение скверного в приятное? Тогда как Всевышний Аллах выводит из скверны выводит благое и из благого – скверное?
Не нужно опираться на основу, необходимо исследовать сами качества вещества. Невозможно, чтобы нечто считалось скверной, если имя этой скверны и свойства пропали. Заключение о чем-либо строится на основании его имени и свойствах, оно связано с ними: при наличии их и при отсутствии. В текстах, гласящих о запрете употребления мертвечины, крови, свинины, спиртного не перечислены сельскохозяйственные культуры, плоды, пепел, соль, земля, уксус ни словом, ни по смыслу, ни текстом, ни методом аналогии» (И‘ляму-ль-муваккы‘ин. Т. 2. С. 14).
Специалисты разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи коров и свиней, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ, из которых желатин был получен. Поэтому слова ученых об операции истихаля могут применяться и к желатину.
Для дополнительной информации обратитесь к «Тахриму-ль-интифа‘ би-ль-а‘йяни-ль-мухаррама» (С. 250 — 255).
В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о «Запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах» с 22 до 24 месяца зуль-хиджа 1415 года (соответствует 22-24 маю 1995 году) при участии университета аль-Азхар и Объединения по Исламскому Фикху (г. Джедда), а также Всемирной Организации Здравоохранения (г. Александрия) и Министерства здравоохранения государства Кувейт, сказано:
6. Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как например, в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует.
8. Истихаля – это процесс превращения одного вещества в другое, при котором происходит изменение свойств нового веществ. Истихаля нечистые вещества или вещества, загрязнённые нечистотой, изменяет и превращает в чистые, а запретные – в дозволенные по Шариату.
Поэтому:
— желатин, которые был образован из костей, кожи и жил нечистых животных путем истихаля считается чистым и допустимым к употреблению;
— мыло, которое было сварено из жира свиньи или мертвечины также посредством истихаля становится чистым и допустимым к использованию;
— сыры, при изготовлении которых использовался сычуг из мертвой туши животного, дозволенного употреблять в пищу, считаются чистыми и дозволенными к употреблению;
— кремы, помады и другие косметические продукты, в составе которых есть свиной жир, использовать запрещено, если только не будет точно установлено об изменении свиного жира и превращении его в другое веществ /истихаля/. Если это установлено не будет, то такие крема и прочие считаются нечистым».
А Аллаху ведомо лучше.
«Ислам:Вопрос и Ответ»
Перевод: sawab.ru