Знания

Акыда (из основ понимания религии)

Акыда — система знаний, которая связывает всех пророков и верующих

Основные положения веры, называемые в шариате акыдой, включают как дела сердца и тела, так и стремление к лучшему в этих делах.

Вера — убежденность, отсутствие сомнений в чем-либо или подозрений (как больших, так и малых). В религиозном смысле — это признание всего, что сообщил нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение): знание об Аллахе, Его совершенстве и величии, вера в Откровение, в воскресение после смерти, вера в ангелов и джинов.

Акыда — основа религиозности и фундамент религиозной практики, под которой подразумеваются обряды поклонения и соблюдение законов, регулирующих жизнь мусульманина. Не является мусульманином тот, чья вера не тверда, в чьем сердце есть место даже для малейшего предположения, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в чем-то солгал или обманулся. Также нет смысла в делах, если они не основаны на твердой вере. И вообще, если вера не тверда, дела никогда не будут правильными и полноценными, пусть человек и очень старается: что бы он ни сделал, это не примется от него.

«Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение, что ваш бог — Бог единый. Тот, кто надеется предстать перед своим Господом [в благоволении], пусть вершит праведные дела и не поклоняется наряду со своим Господом никому более» (Коран, 18:110)

Акыда — система знаний, которая связывает всех пророков и верующих. Она не меняется со временем или местом, но изменяет людей — прежним остается лишь тело, но разум и душа меняются. Этот новый человек знает, для чего рожден, для чего живет, что с ним будет после смерти. Он знает о временности и тленности всего в этой жизни, о том, что вечно, что важно, что второстепенно, что принесет пользу, а что вред, что приведет к вечным мукам или вечному счастью. Он знает истинную причину добра и зла, смысл его выбора и его дел; знает Того, кто его привел в этот мир, и к кому он вернется.

Такой человек иначе относится к своему времени, имуществу, здоровью. У него появляется новая система духовных и нравственных ценностей, ясный и верный путь в жизни, указанный Аллахом. У него есть высший пример для подражания в лице Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), есть единственный источник законов и знаний о сокровенном, источник духовной пищи и способ общения с Творцом — Коран. Это человек, освободившийся от рабства и униженности перед страстями, страхами и людьми.

«Да сгинут собравшиеся у рва, которым [был уготован] огонь пылающий. Вот они собрались у него (то есть пылающего рва), радуясь тому, что творят с верующими. Они вымещали им только за то, что те верили в Аллаха, Великого, Достохвального, которому принадлежит власть над небесами и землей. Ведь Аллах — Свидетель всякой вещи» (Коран, 85:4–9)

Посмотрите на колдунов, как изменила их акыда: «Колдуны пришли к Фараону и сказали: «Воистину, если мы одержим верх, нам полагается награда!» [Фараон] ответил: «Да, вы непременно станете одними из [моих] приближенных». Они сказали: «О Муса! Либо ты бросишь [посох], либо бросим мы». Он сказал: «Бросайте!». И когда они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство. И Мы внушили Мусе: «Брось свой посох!» И вот он [брошенный посох, превратившийся в змею] стал заглатывать то, что они измыслили. И утвердилась истина, и тщетным оказалось то, что они творили. И тогда колдуны пали ниц» (Коран, 7:113–120)

Вспомните Ясира, Аммара и Сумайю, Биляла, Сухайба и Хаббаба, мужчин и женщин, взрослых и детей — кем они были, и кем стали, когда вера вошла в их сердца, какой героизм проявили при Бадре, Ухуде и Хандаке.

«Тем, которых предостерегали другие: «Воистину, против вас собрались люди, бойтесь их». Но это лишь укрепило их веру, и они сказали: «Довольно нам Аллаха, Он — наилучший Покровитель» (Коран, 3:173)

«Когда верующие увидели сонмы [противников], они сказали: «Это то, что обещал нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник говорили правду». И это только приумножило их веру и преданность» (Коран, 33:22)

Вспомните благотворительность Абу Бакра и Усмана, справедливость Омара, храбрость Али — их сделала такими акыда.

Акыда создала тех, кто победил при Бадре и Хандаке, Ярмуке в 636-м году и Кадесии в 637-м году, Александрии в 639-м году и на Иберийском берегу в 711-м году, Хиттине в 1187-м году, Айн Джалуте в 1260-м году и Константинополе в 1453-м году. Это акыда, которая дает силу палестинским детям с камнями в руках противостоять оккупантам, не позволяет пасть Газе, несмотря на все попытки сломить мужественный народ.

Акыда — это основа, создавшая прекрасную, могучую, справедливую и духовно богатую мусульманскую цивилизацию. А что мы видим сегодня — полтора миллиарда мусульман, покоренных, униженных, зависимых и ущербных. От бедности земель их? От слабости тел их? От скудости ума? От малого числа их? Отнюдь, всего этого с избытком. Главная причина всех наших бед — слабость веры.

Акыда — основа дел, без которой они теряют смысл.

«Деяния тех, кто не уверовал в Господа своего, подобны пеплу, над которым пронесся ветер непогоды; они нисколько не властны над тем, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение» (Коран, 14:18)

Акыда — то, что управляет человеком, когда он стоит на развилке двух дорог: дороги к Аллаху и дороги к шайтану. И здесь речь не только о философской, абстрактной стороне выбора. Шариат, как свод законов и норм жизни, говорит, что выбор пути имеет практическое значение. Поэтому Коран сравнил акыду и дела с плодоносным деревом.

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви [тянутся] к небу? Оно плодоносит непрестанно с соизволения Господа своего. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они образумятся» (Коран, 14: 24–25)

А что же дела неверующих? Того, кто отвергает повеления Всевышнего, ждет обман шайтана и его искушения, козни врагов и испытания людьми и джиннами. Первое, что он должен сделать — победить страсти души и устоять перед трудностями.

«Клянусь небом и Тем, кто его воздвиг, клянусь землей и Тем, кто ее простер! Клянусь душой и Тем, кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (Коран, 91:5–10)

Акыда делает человека счастливым в этой жизни и жизни будущей.

«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, именно они пребывают в безопасности и следуют прямым путем» (Коран, 6:82)

«Тех верующих, которые вершили благие дела — будь они мужчины или женщины, — Мы непременно воскресим, даруем им прекрасную жизнь и воздадим награды лучшие, чем их деяния» (Коран, 16:97)

Акыда открывает сердце ко всему благородному и достойному и делает ненавистным мерзости, нечестивое и грешное. Она возвышает дела и поступки, создает личность с высокими идеалами, которая во всем связывает себя с Аллахом, во всех делах, мыслях и чувствах руководствуется божественным откровением. Так рождается умиротворенная душа.

Сейран Арифов

Источник: газета «Арраид», №141

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика