Знания

Долг в Исламе!!!

dolg-300x300Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же, кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

В достоверном хадисе, который приводится в сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля, передается со слов `Укбы ибн `Амира, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности».

Сподвижники спросили его: «Как это, о посланник Аллаха!?» Пророк ответил: «[Я имею в виду] долг».[1]

В связи с этим хадисом мы рассмотрим несколько вопросов.

Пункт первый. В своей основе заем является разрешённым по единогласному мнению всех учёных. Известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам брал в долг, как говорится в известном хадисе Абу Хурайры, приводимом в сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима.

Пункт второй. Дача взаймы является благим делом, и тот, кто даёт в долг, получает за это большую награду от Аллаха.

В достоверном хадисе, который приводится в сборнике «ас-Сахих» имама Муслима со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто развеет какую-либо печаль своего брата в этом мире, тому Аллах развеет одну из печалей Судного Дня. Кто облегчит положение человека, оказавшегося в затруднении, тому Аллах облегчит и в этой жизни и в Следущей».

Имам аш-Шаукани (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «О достоинстве давать взаймы говорится во многих хадисах. Кроме того, общие смыслы коранических аятов и пророческих хадисов однозначно указывают на достоинство взаимовыручки, решения проблем мусульман, избавления их от печалей и оказания им помощи во время нужды и трудности. Нет никаких разногласий между мусульманами в том, что эти действия согласуются с Шариатом».

Пункт третий. Каждому мусульманину следует остерегаться долгов, кроме тех случаев, когда он действительно нуждается. Сегодня же люди зачастую набирают долги без сильной нужды и злоупотребляют этим, подвергая самих себя страху, как сказал об этом пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

В достоверном хадисе, передаваемом со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Всевышнему в своей молитве с такими словами:
«О Аллах! Я обращаюсь к Тебе за защитой от грехов и денежных обязательств».Тогда один человек сказал ему: «Как же часто ты просишь защиты от денежных обязательств!» Пророк ответил:

«Воистину, если человек связан долгами, то когда говорит — обманывает, а когда обещает — нарушает обещанное».

Мусульманину следует сторониться долгов. Да и как же может быть иначе, когда из Сунны нам известна следующая история: Один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Что ты скажешь, если я буду убит на пути Аллаха, будут ли смыты мои грехи?» Пророк ответил: «Да, если ты будешь убит на пути Аллаха, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, нападая и не отступая». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Как ты сказал?»Человек повторил: «Что ты скажешь, если я буду убит на пути Аллаха, будут ли смыты мои грехи?» Пророк ответил:
«Да, если ты будешь убит на пути Аллаха, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, нападая и не отступая, кроме [случая, когда у тебя будет] долг. Воистину, Джибриль сказал мне об этом» (Муслим).

В сборнике « ас-Сунан» ат-Тирмизи с достоверным иснадом передается, что Саубан, вольноотпущенник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), слышал, как он сказал:
«Человек, душа которого покинет тело в тот момент, когда он свободен от трёх вещей, войдёт в Рай: если он свободен от высокомерия, от воровства трофеев и от долга».

Ан-Насаи сообщил в своём сборнике «ас-Сунан» со слов Мухаммада ибн Абдуллы ибн Джахша (да будет доволен им Аллах): «Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел, принесли тело для погребения, он поднял голову к небу, затем опустил свой взор, положил руку себе на лоб и сказал:
«Свят Аллах! Безупречен Аллах! Какой же суровый был ниспослан закон!»

Сподвижник, передавший хадис, сказал: «Мы испугались и замолкли, когда же настал следующий день, я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Что это за суровый закон, который был ниспослан?» Он сказал:
«Это закон о долге! Клянусь тем, в чьей Руке душа Мухаммада, если человек будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, но при этом за ним будет числиться долг, то и тогда он не войдёт в Рай, пока не вернёт свой долг».

Пункт четвёртый. Пренебрежительное отношение к долгам и невнимательность должников к возврату своих задолженностей является харамом (делом, запретным по Шариату), это один из самых больших грехов. Во многих хадисах говорится о страшном предупреждении тем, кто беспечно относится к своим долгам. Вот лишь некоторые из них:

1) Аллах уничтожает имущество тех, кто тянет с погашением долгов. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто взял у людей имущество, желая вернуть его, за того вернёт Аллах. А кто взял у людей имущество, желая растратить его, того погубит Аллах».

Ученые высказали разные мнения относительно данного хадиса. Некоторые сказали, что таким образом пророк (мир ему и благословение Аллаха) вознес молитву против тех, кто не возвращает долги. Другие сказали, что это просто сообщение от пророка о судьбе, которая ожидает тех, кто не возвращает долги.

Аль-Хафиз Мухаммад ибн Муфлих сказал: «Как бы ни было, цель этого высказывания ясна, потому что это сообщение является правдой и истиной».

Ас-Сан`ани (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Выражение «того погубит Аллах» ясно указывает, что имеется в виду гибель самого человека, которая постигнет его уже в этом мире, а также эта фраза указывает на потерю комфорта в жизни, тесноту, недостаток необходимого, исчезновение благодати, а также на гибель человека в Мире Следующем».

2) Тот, кто не возвращает долги, предстанет в Судный День перед Аллахом как вор. Сообщается, что Сухейб аль-Хайр сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Какой бы человек ни взял в долг, решительно не намереваясь возвращать его хозяину, он предстанет перед Аллахом как вор». (Передал ибн Маджа в сборнике «ас-Сунан», аль-Бусыри и аль-Албани назвали его хорошим (хасан)).

Передал ат-Табарани с достоверным иснадом (по признанию шейха аль-Альбани) от Маймуна аль-Курди, который передал со слов своего отца следующее: «Я слышал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если какой-либо человек попросит в долг, не желая возвращать его владельцу, и обманом возьмёт его имущество, а затем умрет, так и не отдав хозяину долг, то он предстанет перед Аллахом как вор».

3) Долг удерживает человека от входа в Рай. Имам Ахмад, ат-Тирмизи и ибн Маджа передали в своих сборниках от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Душа сына Адама остается прикрепленной к своему долгу до тех пор, пока он не будет возвращён».

Имам ас-Синди (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Прикреплена», т.е. удерживается от входа в Рай».

Абу Дауд в своем сборнике «ас-Сунан» сообщает с хорошим иснадом, что Самура ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью, в которой сказал:

«Есть ли здесь кто-нибудь из такого-то племени?», – но никто не ответил, тогда он повторил: «Есть ли здесь кто-нибудь из такого-то племени?», – и снова никто не ответил, он повторил вновь: «Есть ли здесь кто-нибудь из такого-то племени?» Тогда встал один человек и сказал: «Я, о посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Что же помешало тебе ответить, когда я звал первые два раза? Ведь я всегда поминаю вас только благом. Человек из вашего племени находится в плену своего долга».

Или как говорится в другом риваяте:
«Ваш соплеменник задержан у двери Рая за долг, который числился за ним».

Пункт пятый. Каждый должник обязан уделять огромное внимание делу возврата долгов заимодавцу без промедлений и задержек, как только у него появилась возможность это сделать. Всевышний Аллах сказал:
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран 55: 60)

Также должнику следует иметь в сердце твёрдое намерение вернуть долг сразу же, как только у него появится возможность. В одном из хадисов сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:«Я слышала как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если у раба Аллаха будет намерение вернуть свои долги, то непременно от Аллаха ему будет оказана помощь, и я ищу эту помощь».

Также должник должен стараться и предпринимать все необходимые меры для того, чтобы освободиться от долгов и вернуть людям то, что им принадлежит. Передал имам Ахмад в своём сборнике «аль-Муснад» с достоверным иснадом от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если кто-то из моей уммы возьмёт в долг, затем приложит все усилия для того, чтобы его вернуть, но затем умрёт так и не вернув, то я буду его покровителем».

В сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари также говорится:
«Кто возьмет у людей имущество (в долг), желая вернуть его, то Аллах вернет за него»(т.е. окажет ему помощь в деле возврата долга).

Также в хадисе, передаваемом от Маймуны, говорится:
«Если какой-либо человек возьмёт в долг, и Аллах будет знать, что он хочет его вернуть, то Аллах непременно вернет этот долг за него в этом мире». [/b](Хадис передали ан-Насаи и ибн Маджа).

Пункт шестой. Знай, мой дорогой брат (да убережёт тебя Аллах), что помощь Аллаха должнику будет оказана только в том случае, если долг был взят для использования в дозволенных Шариатом и разрешённых Аллахом (Велик Он и Славен) целях. Сообщается в сборнике хадисов ибн Маджи со слов Абдуллы ибн Джа`фара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, Аллах будет с должником, пока тот не вернет долг, если только этот долг не будет использоваться в том, что не любит Аллах» (имеется в виду, что Аллах будет оказывать помощь должнику в деле возвращения долга).

Пункт седьмой. Относительно долга в Шариате существуют определённые законоположения, которые должен знать каждый мусульманин.

1) Условием правильности долга является то, чтобы тот, кто берет в долг, брал его из такого имущества, которое по определению можно раздавать в качестве милостыни. Поэтому, например, попечитель сироты не имеет права брать в долг из денег сироты, которые находятся у этого попечителя на хранении, а также он не имеет права никому давать их в долг.

2) Необходимо чётко знать о количестве, качестве и параметрах выдаваемого долга, чтобы при возврате долга не возникло никакого недопонимания, и должник смог вернуть всё заимодавцу без проблем.

3) Заимодавцу запрещается ставить должнику условие о возвращении долга с какой-либо надбавкой. Все учёные Ислама единогласны, что если человек поставил такое условие и взял надбавку, то это является ростовщичеством (риба). Те кредиты, которые выдают сегодня в большинстве банков и которые называют «кредитами с пользой» — есть не что иное, как откровенное ростовщичество, без разницы, какие это кредиты – потребительские или инвестиционные. Категорически запрещено любому заимодавцу, будь то банк, физическое лицо или компания, ставить условие должнику, по которому он будет обязан вернуть долг с надбавкой, как бы эту надбавку ни называли и в чем бы она ни выражалась.

4) Если возвращение долга назначено на какую-то определённую дату, то с должника нельзя требовать возвращения долга до истечения указанного срока, а должник, соответственно, не обязан возвращать их до оговорённой даты.

5) Заимодавец обязан предоставить отсрочку должнику, если тот оказался в затруднительном положении. Всевышний Аллах сказал:
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (Коран 2: 280).

Это приказ Аллаха и поэтому нельзя требовать от должника возврата долга, пока он находится в стеснённом и тяжёлом положении.

6) Также одним из законов Шариата является запись долговых обязательств и привлечение к этому свидетелей. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в Священном Коране:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его…» (Коран 2: 282).

А Аллах знает об этом лучше.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Автор Абдулла ибн Сулейман аль-Хубейши
Перевёл Абу Ясин Руслан Маликов

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика