Указанием на достоинство знания служат многие аяты Корана. Так, например, Всемогущий и Великий Аллах сказал:
«Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, Вершителя справедливости…» /1/
Обрати же внимание на то, что в данном случае Аллах Всевышний, слава Ему, сначала говорит о Себе, потом упоминает об ангелах, а потом – об обладающих знанием, и это является достаточным доказательством достоинства знания.
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание…» /2/
Аллах Всевышний также сказал:
«Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают»?» /3/
Аллах Всевышний также сказал:
«…(по-настоящему) боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие». /4/
Аллах Всевышний также сказал:
«А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное)». /5/
Таким образом, Аллах Всевышний указал, что знающие могут извлекать /6/ Его установления относительно происходящего, а в том, что касается определения установлений Аллаха Всевышнего, Он приблизил их к положению пророков.
Что же касается сунны, то сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага» /7/. Сообщается также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, знающие являются наследниками пророков, пророки же не оставляли в наследство ни динары, ни дирхемы, а оставляли в наследство только знание». /8/
При этом известно, что положение пророков является наиболее высоким, и нет ничего почётнее, чем быть наследником людей, занимавших подобное положение.
Наставление верующим. Шейх Мухаммад Джамаль Ад-Дин Аль-Касими.
________________________________________________________
/1/ “Создатель”, 28.
/2/ “Женщины”, 83.
/3/ Имеется в виду “истинбат” – извлечение правовых решений из основных источников вероучения ислама в том случае, когда они не содержат в себе прямых указаний по тому или иному вопросу.
/4/ “Семейство Имрана”, 18.
/5/ “Препирательство”, 11.
/6/ “Толпы”, 9.
/7/ Аль-Бухари; Муслим.
/8/ Ибн Маджа.