Знания

Эй, Мухаммад, поделись со мной своим богатством!

38ef4967344bПророк (мир ему и благословение) возвращается к себе домой в сопровождении Анаса ибн Малика. 

Мы можем себе представить, как он чувствует себя, приближаясь к двери дома по окончании еще одного трудного дня, когда он, как обычно, занимался делами общины и распространял послание ислама.

Все, что ему хочется – это расслабиться в домашней обстановке. На нем простая грубая накидка с неподрубленным краем, не намного большая, чем прямоугольник ткани, который он набросил на плечи и закрепил на шее. Его свободный конец свисает на спине.

Наконец, он подходит к двери дома, но, прежде чем успевает войти, к нему устремляется бедуин. Он подбегает к Пророку (мир ему) и дергает его сзади за накидку, да так резко, что Пророк от неожиданности едва устоял на ногах. От рывка одежда Пророка чуть не порвалась, и, хуже того, он едва не задохнулся, так как ткань была перекинута у него через шею. По крайней мере, на шее Пророка остался заметный след.

Можно было бы ожидать, что бедуин, поняв свою ошибку, отпустит плащ и извинится перед Пророком (мир ему и благословение). Также можно предположить, что Пророк (мир ему и благословение), известный своим великодушием, с готовностью простит раскаявшегося.

Но не тут-то было.

Вместо извинений бедуин сказал: «Эй Мухаммад! Поделись со мной богатством Аллаха, которым ты владеешь!» 

Что бы сделали вы? 

Давайте на минутку представим, как реагировали бы вы как нормальный человек, если бы к вам обратились подобным образом: ни с того, ни с сего подбежали сзади и хулигански дернули за одежду, от чего вы чуть не упали и едва не задохнулись (не говоря уже о том, что испортили вам одежду), а потом, и не думая извиняться, имели наглость самым бесцеремонным образом потребовать денег? Конечно, вы бы разозлились!

А как отреагировал Пророк (мир ему и благословение)? 

Анас говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся, рассмеялся и распорядился, чтобы бедуину дали что-нибудь из того, что у них было» (аль-Бухари).

Этот случай демонстрирует важную черту Пророка. И дело тут не просто в самоконтроле, это не просто проявление милосердия и великодушия, проистекающих из душевной доброты. Это нечто большее.

Столкновение с жителем пустыни было неожиданностью. У Пророка (мир ему и благословение) не было времени задуматься о своей реакции. У него не было времени, чтобы собраться, успокоиться, взять себя в руки и обернуться на бедуина с улыбкой на лице. Если бы хоть какая-нибудь ответная злость имела место, она последовала бы сразу же за нанесенным оскорблением.

Однако непосредственная реакция Пророка оказалась абсолютно не такой, какой можно было бы ожидать. Он действовал вопреки «закону Ньютона» о том, что каждому действию есть равносильное противодействие. Он продемонстрировал безупречную доброту нрава.

«Воистину, твой нрав превосходен», – сказал Аллах о Пророке.

Что поразительно, ответом на дерзкую выходку была улыбка на лице Пророка. На то, чтобы проявить присутствие духа, хладнокровие, самоконтроль у Пророка просто не было времени. Он обратил свое лицо к бедуину, и на нем читалась забота.

Улыбка показывала радушие, щедрость, была свидетельством того, что ему небезразличны потребности людей. И все это было непосредственной, даже инстинктивной реакцией.

Это показывает нам, что мы можем воспитать свое сердце так, чтобы наша внутренняя реакция ничем не отличалась от хорошо продуманного поступка. Мы можем научиться владеть собой до такой степени, чтобы действительно формировать свои инстинкты.

Пророк (мир ему и благословение) неоднократно советовал одному человеку: «Не гневайся!» Он также говорил: «Сильный человек – тот, кто может контролировать себя в гневе». 

 

В его поведении мы видим пример идеальной гармонии слова и действия. Одно дело говорить о том, чтобы контролировать гнев, и совсем другое – действительно проявлять такой контроль, когда тебя застают врасплох. Идеальная гармония между словами и поступками – одна из уникальных черт характера Пророка, которая делает его безупречным примером для верующих.

Притча о бедуине повествует еще об этом чрезвычайно важном моменте. Давайте задумаемся: Что заставляло бедуина полагать, что он имеет право действовать таким образом? Как он мог подумать, что можно вот так обращаться к главе государства и лидеру общины прямо на глазах у людей: дергать Пророка за одежду и требовать денег? Конечно, это был просто необразованный житель пустыни. Но он мог бы, по крайней мере, побояться вести себя подобным образом. Он мог бы опасаться гнева Пророка и общины.

Но на самом деле бедуин знал, что бояться нечего. Он не чувствовал никакого смущения, приближаясь к Пророку (мир ему и благословение). Этот человек знал, что может быть самим собой. Он понимал, что имеет право на милостыню, достаточно только подойти к Пророку и попросить.

Этот случай показывает, как жила община Пророка. Это было общество, которое не знало страха. Они могли быть такими, какими есть. Доброту, щедрость, великодушие Пророка они воспринимали как должное. При всей своей грубости бедуин знал, что от Пророка нельзя ожидать ничего, кроме самого лучшего.

Шейх Абд аль-Ваххаб аль-Турайри (Abd Al-Wahhab Al-Turayri) – бывший профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде 

Источник: OnIslam

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика