Знания

Гордыня или чувство собственного достоинства?

_korol«…тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай».

Что такое чувство собственного достоинства? И как не спутать его с гордыней и высокомерием?

Чувство собственного достоинства во все века воспринимается одинаково – это не чувство гордыни, и к ней отношения не имеет. Это понимание того, что человек является личностью, и что эта личность обладает божественными способностями и дарованиями. Ломать и унижать ее никому не дозволено.

Мусульманин, отстаивая чувство собственного достоинства, защищает не свое мнение, не свое место в обществе, а защищает в себе мусульманина — образ жизни, который заложил в нем Всевышний Аллах.

Достоинство является положительным качеством, присущим кому-либо или чему-либо. Достойный – значит «стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести» (В.И.Даль).

Так, в Коране говорится:

وَلِلَّـهِ الْعِزَّةُ وَلِرَسُولِهِ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَلَـٰكِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَا يَعْلَمُونَ

 

«Лишь Аллах, Его Посланник и те, кто веруют в Него, владеют славой и почетом» (Коран, 63:8).

Обратите внимание, здесь не идет речь о предосудительности обладания верующими почетом и славой, то есть о неприемлемости собственного достоинства.

Так,  Пророк (мир ему и благословение) велел требовать исполнения своих нужд, не унижаясь, потому, что Ислам не одобряет подобные поступки. Если приходится просить помощи у людей, то делайте это с достоинством.

Поддерживать чувство собственного достоинства — очень важная, но довольно трудная задача. Ведь самооценка — это очень непостоянная величина. В определенные периоды вы чувствуете себя великолепно, но иногда у вас не ладится какая-то одна сторона жизни, оказывая отрицательное воздействие на все остальное.

Гордыня, как раз, —  другое. Это когда человек свои собственные искажения очень любит, дорожит и всем их навязывает. Такое поведение в Исламе, как гордыня и высокомерие, считается большим грехом и источником других грехов. Именно это заставило Иблиса (сатану) отказаться совершить земной поклон созданному Аллахом Адаму и стать врагом рода человеческого:

قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ۖ أَسْتَكْبَرْتَ أَمْ كُنتَ مِنَ الْعَالِينَ
قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ ۖ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ

 

«Сказал же Бог: “О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?”… Он сказал: “Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины”» (Коран,  38:75-76).

Однажды несколько бедняков сидели на краю улицы, положив перед собой несколько кусочков засохшего хлеба, которым собирались подкрепиться. В этот момент мимо них проезжал на лошади  знатный человек. Узнав его, бедняки пригласили разделить с ними скромную трапезу. Он ответил на их приглашение, слез с лошади и устроился рядом.

«Всевышний  не любит высокомерных», – сказал он, а после окончания трапезы обратился к беднякам: «Завтра ваша очередь принять  предложение и отведать моего угощения». На следующий день этот человек приготовил лучшую еду, пригласил бедняков к себе домой и вместе с ними провел время за трапезой.

Праведники ужасно боялись этого порока. Порой они заставляли себя делать какую-либо работу в качестве наказания за гордость. Были и такие, которые несколько дней чистили санитарные узлы мечетей, чтобы изгнать гордыню.

Как-то один праведник, заметив в другом высокомерие, напомнил ему: «Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча. Первый раз, когда тебя зачали, а второй раз — когда ты родился».

Богатство и успех в жизни не всегда бывают причиной гордости и высокомерия. Иногда почвой для этого служит и религия, когда кто-либо самодовольно видит себя в числе преуспевших.

Люди проявляют высокомерие по-разному: кто-то прихватил все виды высокомерия и собрал их у себя и, в принципе, такой человек соперничает с шайтаном; другие смиряются в одном и проявляют высокомерие в другом.

Третьи боятся упасть в чьих-то глазах, однако не боятся устыдиться перед Аллахом; есть и такие, которые боятся поднять швабру в доме, когда приходят братья, чтобы те не подумали, что он работает, а жена его — госпожа.

Рассказывают, что Умар ибн Абдель Газиз был халифом; когда у него сломалась лампа, гости встали и хотели починить. Он остановил их и сказал: «Не подобает человеку использовать гостя для своей нужды». Тогда они сказали: «Давай разбудим мальчика, чтобы он ее сделал». Он ответил: «Это первая ночь, в которой он спит спокойно»; и тогда Умар ибн Абдель Газиз встал и сделал ее сам.

Как избавиться от гордыни и высокомерия?

Если кто-то хочет избавиться от высокомерия и быть смиренным, то пусть берет пример с нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Рассказывают, что когда один из сподвижников сказал Пророку (мир ему и благословение): «Видишь новую одежду, которая у него появилась? Новая еда, новая езда», то он (мир ему и благословение) ответил: «Сын моего брата, кушай ради Аллаха, и пей ради Аллаха, и одевайся ради Аллаха. И если во что-нибудь из этого войдет показуха, войдет хвастовство или самолюбие, то знай, что это и есть высокомерие —  грех и эта трата денег — харам».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил нас избегать всего, что может привести в огонь. Поэтому следует поступать так, как поступал Мухаммад (мир ему и благословение), который сам чинил свою одежду (несмотря на то, что он — Пророк), питался точно так, как его рабочие и близкие. При встрече людей он здоровался и с богатыми, и с бедными, отвечал на нужды каждого и не говорил«Мне надоели те и эти люди с их проблемами».

 

Для того чтобы избавиться от высокомерия и приблизиться к скромности и богобоязненности, человеку необходимо сначала удалить корни высокомерия. Потому, что высокомерие — это болезнь, а любая болезнь появляется потихоньку, незаметно подкрадываясь к нам, потом растет и пускает свои корни. И первое, что необходимо сделать — это то, чтобы она не пускала корни в наши сердца, второе — останавливать причины, которые приводят к этому.

Противостоять высокомерию человек может, если будет придерживаться и практиковать Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение), а также, если будет размышлять над именами и качествами своего Создателя.

 

Не путай чувство собственного достоинства с гордыней!

 

Чувство собственного достоинства — это то право, которое дал Аллах каждому человеку, а мусульманину он дал его в большей степени, так как наложил на него определенные обязанности.

А потому, он не может испытывать свое превосходство в том, что у него особая национальность, род или материальное положение, ибо это и будет гордыней.

Чувство собственного достоинства у него может проявляться в том, что он осознает важность возложенной на него миссии, в том, что Аллах оказал ему Свою Милость, в том, что он старается выполнять все повеления Всевышнего и сторониться Его запретов.

Мусульманин должен всегда помнить и понимать, что как его религия, так и поклонение не является его заслугами, это не что иное, как Милость Всевышнего Аллаха по отношению к нему. Если б не было Милости Всевышнего, не был бы он мусульманином, не совершил бы ни одного акта поклонения.

Пророк (мир ему и благословение) по этому поводу сказал: «Никого не введут в Рай его деяния». Его спросили: «И даже тебя, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже меня, если только Аллах не покроет меня Милостью…» (Бухари, Муслим).

Всевышний в Священном Коране еще раз подтверждает эту истину:

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّـهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَاتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلَّا قَلِيلًا 

«И если бы не Милость и Милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (Коран 4:83).

А потому, всегда необходимо следить за тем, чтобы чувство собственного достоинства не переросло в гордыню или высокомерие, ибо «тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай».

Жинан Рубченкова
«Ислам для всех!»
Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика