Ислам — несомненно, религия справедливого отношения ко всем рабам Всевышнего. В понимании ислама справедливость – это отведение всему должного места, а также равенство в отношении ко всем. Именно справедливость создает определенное состояние равновесия в распределении определенных прав и обязанностей. Коран требует от любого мусульманина, чтобы справедливость была исполнена для всех. А Закон Корана действует во все времена. Доверие, которое сам Всевышний возложил на человека – это вершить справедливость. Справедливым нужно быть ко всем, кто тебя окружает: к женам, к детям, к родителям. Приведем несколько примеров.
В исламе отведено особое место институту брака. И в вопросе выбора мужа учитывается мнение самой женщины. Её согласие обязательно для действительности брака. Если кто-либо хочет жениться на ней, она имеет право сама решить согласиться или отказаться.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, а девственницу без её согласия». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А как же мы узнаем о её согласии?». Пророк ответил: «По её молчанию»». (Сахих аль-Бухари, ч.5, стр. 1974, № 4843)
Ни отец, ни опекун не имеет право принудить девушку выйти замуж против её воли. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой отец заставил меня выйти замуж за сына своего брата». Посланник Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с этим браком или отказаться от него). И она сказала:
«Я согласна с этим браком, но я хотела, чтобы женщины знали, что отец не имеет права решать за дочь: за кого ей выйти замуж»». (Муснад аль-Имам Ахмед, ч. 6, стр. 136, № 25087)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал заботиться о девочках и считал обязательным долгом хорошее обращение к ним и удовлетворение их нужд. Он сказал:
«Тот, у кого три дочери или три сестры, две дочери или две сестры, и хорошо обращается с ними и придерживается богобоязненности по отношению к ним, войдет в рай».(Сахих ибн Хаббан, ч. 2, стр. 189, № 446)
Ислам считает вход в рай воздаянием за заботу о дочерях и хорошее обращение к ним, чтобы побудить родителей больше заботиться о них, желая от Аллаха награды.
Аиша – мать верующих, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ко мне пришла одна неимущая женщина, она носила двух девочек, я отдала ей три финика. Она дала каждой девочке один финик, а третий подняла ко рту. Девочки попросили у неё этот финик. Она дала каждой половину финика, который она хотела съесть. Меня удивила то, что она сделала и я рассказала Посланнику Аллаха об этом. Он сказал: «Этим фиником Аллах обязательно введет её в рай и избавит от ада»». (Сахих Муслим, ч.4, стр. 2027, № 2630)
Шариат приказал придерживаться равенства и справедливости не только в проявлении чувств к детям девочкам и мальчикам, но и в материальном отношении. Человек не должен дать предпочтение ни мальчикам, ни девочкам, давая своим детям дары.
Ан-Ну’ман ибн Бушайр сказал: «Мой отец подарил мне часть своего имущества, моя мать Амра бинт Руваха сказала: «Я не могу с этим согласиться, пока Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не станет свидетелем этого». Отец отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просить его быть свидетелем, а он спросил отца: «Ты так поступил со всеми своими детьми? ». Отец сказал – нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь Аллаха и придерживайтесь справедливости по отношению к своим детям». Тогда отец вернулся и взял обратно то, что мне подарил»». (Сахих Муслим, ч. 3, стр. 1242, № 1623)
Ислам приказал придерживаться справедливости и равенства по отношению к детям, даже в самых незначительных вещах, как, например, когда отец целует своих детей.
Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды один мужчина сидел у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К мужчине подошел его сын, он поцеловал его и посадил к себе на колени, затем пришла его дочь – он посадил её перед собой. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе следовало бы относиться к ним одинаково». (Передали аль-Баззар и аль-Хайсами)
Ислам уделяет большое внимание сироте, мальчику и девочке. Он обязал близких родственников заботиться о нем. Если у сироты нет родственников, то заботу о нем и его воспитание берет на себя исламское общество.
Аллах Всевышний обещал тем, кто берет без права имущество сирот адский огонь:
«Поистине, те, которые берут без права имущество сирот, пожирают то, что ведет их в огонь и будут они гореть в адском пламени» (сура 4, аят 10).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я запрещаю вам попирать права слабых: сироты и женщины». (Аль-Мустадрак, ч. 1, стр. 131, № 211)
Это значит, что несправедливость к сиротам и женщинам, притеснение и попрание их прав – большой грех. Аллах Всевышний остерегает от унижения и притеснения сироты:
«Сироту не притесняй» (сура 93, аят 9).
Многие хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, призывают к тому, чтобы взять на попечение сирот и хорошо относиться к ним.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто возьмет сироту на попечение, тот будет близок ко мне в раю, как указательный палец близок к среднему». (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2032, № 4998)
Хадисы также побуждают к тому, чтобы сочувствовать сиротам и проявить милосердие к ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто гладит по волосам сироте, о котором заботится только Аллах, тому будет награда от Аллаха за каждый волосок, который он гладит. А кто взял себе на попечение сироту: девочку или мальчика, и делал ему добро, тот будет близок ко мне в раю, как близок указательный палец к среднему». (Муснад аль-Имам Ахмед, ч. 5, стр. 250, № 22207)
Ислам также уделяет большое внимание ребенку-подкидышу (мальчику или девочке). Он имеет право на то, чтобы мусульмане и мусульманское государство заботились о нем, как заботятся о сироте.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Проявление доброты к любому живому существу заслуживает награду».(Сахих аль-Бухари, ч. 2, стр. 870, № 2334)
Заботясь о сироте и ребенке-подкидыше, мы готовим для общества благих, полноценных граждан, которые смогут выполнять свой долг и проводить жизнь как нормальные люди.