Знания

Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем

4Всевышний  Аллах  устроил  вражду  между  шайтаном  и ангелом, между  разумом  и  страстью, между  душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал  Своих  рабов, собрав  для  них  всё  это  и  наделив  каждую  сторону  воинам и  и помощниками, и  война  между ними  не  прекращается  до  тех  пор, пока  одни  не  одержат победу  над  другими. И  если  победа  останется  за  сердцем, разумом  и  ангелом, то  человека  ожидает  радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность  в  себе  и ценные  трофеи. Если же победит  душа, страсть  и  шайтан, то человека  ждёт  тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение  в  груди  и пленение царя.

Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив  его  спуститься  со  своего  трона, взял  его  в  плен  и удерживает  его, лишив его доступа  к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь  ничего не делает  для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..

А  над  этим  царём  есть  другой  царь — одолевающий, которого  невозможно  одолеть,  побеждающий, которого  невозможно  победить, величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если  ты попросишь  у  меня  помощи,  я  помогу  тебе,  и  если  ты  попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».

Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня  в  прочные оковы, крепко связал меня  и надел  на  меня цепи  и  мешает  мне  устремиться к  тебе  и  не  даёт  мне побежать к тебе и прийти  к двери  твоей. Вот если  бы ты послал  воинов  от  тебя, которые  разбили  бы  оковы  мои  и сняли  бы  с  меня  цепи  мои  и  вывели  бы  меня  из  моего заключения, тогда  бы смог я прийти  к дверям твоим. А в противном  случае  я  не  смогу  покинуть  место  своего заключения и разбить оковы свои».

Если  он скажет это  в  качестве  протеста, отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то  этот  могущественный  царь  оставит  его  без своей  помощи  и  предоставит  его  тому, чему  сам  он  себя предоставил.

Но  он  может  сказать  это,  выражая  таким  образом  свою  потребность  в  нём,  демонстрируя  собственную  слабость  и  бессилие  и  желая  показать,  что  он  на  самом  деле  слишком  слаб  и  потому  не  способен  прийти  к  нему  и  вырваться  из  места  своего  заключения,  в  которое  поместил  его  враг  и  самостоятельно  уйти  из  плена…  И  если  он  скажет  это,  подразумевая,  что  он  надеется,  что  царь  этот  окажет  ему  новую  милость,  подобно  тому,  как  уже  оказал  одну ,  послав  ему   упомянутое  письмо,  и  снабдит  его  из  своих  воинов  и  рабов  теми,  кто  поможет  ему  спастись,  сломает  дверь  его  темницы  и  разобьёт  его оковы,  то  это  будет  великая  милость  с  его  стороны  по  отношению к нему, а если он и  оставит его без помощи, то это не будет несправедливостью  или  несоблюдением  его права, но  будет  означать, что  хвала  его  и  мудрость  его предполагают оставление его в заключении…

Особенно  если  учесть, что  заключение — Его заключение, а враг  этого  царя — один  из  Его рабов, хохол его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания на  врага  своего, не  боится  его и  не  считает, что тот  может распоряжаться  чем-то  самостоятельно  и  способен  принести пользу  или  вред [по  собственной  воле], но он  смотрит на Того,  Кто  является  хозяином  для  его  врага, распоряжающегося  им  и  держащего  его  за  чуб, и  боится лишь  Его  и  надеется  только  на  Него  и  обращается  со смиренной  мольбой  к  Нему,  просит  защиты  у  Него  и  обращает боязнь и стремление к Нему… Если он скажет это, подразумевая  это, вот  тогда  придут  к  нему  победоносные войска-триумфаторы.

Высочайшая  степень  в  приобретении  знаний — изучение Корана  и  Сунны, и  стремление  понять  смысл  того, что пришло  от  Аллаха  и  Его  Посланника, и  знание  границ ниспосланного. А  самая  низшая  степень — когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не  случалось, или  же  его  цель — знание  разногласий  и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные  из  этих  мнений. Редко  кто  из  таких  людей получает пользу от своего знания.

Высочайшая  степень  в  том, что  касается  воли  человека, — когда  его  устремления  связаны  с  любовью  к  Аллаху  и соблюдением  тех  норм  религии, которые  Он  пожелал установить. А  низшая  степень  в  этой  области — когда человек  смотрит  лишь  на  то, чего  он  хочет  от  Аллаха. Он поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха  и  для него неважно, чего Аллах желает от него.

Скверные  учёные  сидят у  врат  Рая  и  призывают  людей  к  нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами.

И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то  они  сами  первыми  вняли  бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.

Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе — начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует  за  Ним  и  относится  к  Его  действиям.  И  если  тебе  посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, то ты не обретёшь Аллаха вместе с ним. А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться  к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика