Знания

Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны

d-fjqbJV9jgЗнание — это  перенесение  образа  познаваемого  из внешней среды и утверждение его в душе. А действие — это  перенесение практического образа из души и утверждение его во внешней среде. И  если  утвердившееся  в  душе  (то есть сложившееся представление о чём-либо) соответствует действительности, то это — правильное знание. Но  очень  часто  в  душе  появляются  и  утверждаются образы, не  соответствующие  действительности, и  тот человек,  у  которого  формируются  эти  ложные представления, считает их знанием, в то время как на самом деле  это всего лишь  предположения. Большинство знаний, имеющихся у людей, относятся как раз к этой категории.

Если  говорить  о  том,  что  соответствует действительности, то  это  знание  можно  разделить  на  две категории.

Первый  вид  приносит  совершенство  душе  того, кто приобретает  это  знание. Это знание об Аллахе, Его именах, качествах, действиях, Писаниях, велениях и запретах.

Второй   вид  не  приносит  душе  совершенство.  К  этой  категории  относится  любое  знание,  отсутствие  которого  у  человека  не  вредит  ему, поскольку  само  это  знание не приносит ему пользы. Пророк   просил у Аллаха защиты  от  бесполезного  знания (об этом упоминается в хадисе, который приводит Муслим).  Под  это  описание подходит большинство правильных наук, соответствующих действительности,  невежество  в  которых  не  наносит человеку  никакого  вреда. Сюда  относится, например, астрономия  со  всеми  тонкостями,  связанными  с космическими сферами, количеством планет и их размерами.

Сюда  же  относится  знание  количества  гор, их  цветов, величины и так далее.

Знание тем почётнее, чем почётнее изучаемый объект и чем  сильнее  потребность  в  нём. Таким  образом, по-настоящему  достойное  знание — знание  об  Аллахе  и связанные с ним науки.

Если  же  говорить  о  действии, то  его  изъян  — несоответствие  его  религиозному  постановлению Всевышнего, [исполнение] которого  Аллах любит и  которое угодно  Ему. Причиной  в  некоторых  случаях  становится неправильность  знания, а  иногда — неправильность устремлений [желаний].

Если  говорить  о  неправильности  знания, то  может подразумеваться  убеждённость  в  том, что  данное  действие узаконено Шариатом и угодно Аллаху, а на самом деле это не  так. Или  же  человек  убеждён, что  данное  действие приближает  его  к  Аллаху, даже  если  оно  не  узаконено Шариатом, и  считает, что, совершая  данное  действие, он приближается  к  Аллаху, хотя  у  него  нет  знания  об узаконенности этого действия в Шариате.

Если  говорить о неправильности  устремлений, то речь идёт  о  том  случае, когда  человек  не  стремится  при совершении определённого действия к Лику  Аллаха и  миру вечному, но стремится к миру этому и творениям.

От  этих  двух  изъянов, которым  подвержены  знание  и действия, невозможно  избавиться  иным  способом, кроме познания того, что принёс Посланник   [это знание], а также стремления к Лику Аллаха и миру вечному [это стремление].

При  отсутствии этого знания  и  этого  стремления знание  и действия становятся неправильными.

Вера  и  твёрдая  убеждённость  порождают  правильность знания и правильность устремлений. А они порождают веру и подпитывают её.

Отсюда  становится  ясным, что  большинство  людей отклонились от веры по причине отклонения от правильного знания и правильных устремлений.

Веры  не  может  быть  без  получения  знания  от  светоча пророчества  и  освобождения  воли  от  скверны  страстей  и стремления  к  творениям. В  этом  случае  знание  человека будет взятым от светоча Откровения, а стремиться он будет к Аллаху  и  миру  вечному. У  такого  человека — самое правильное  знание и самые правильные  действия. И он — один из тех предводителей, которые указывают прямой путь по велению Аллаха, и один из преемников Его Посланника   в его общине.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика