Знания

Качества Аллаха, через которые Он явил Себя в Коране, и воздействие этого на сердца

Коран —  слова Аллаха, и Аллах явил Себя в Коране Своим рабам через Свои качества.

Иногда  Он  предстаёт  перед  ними  в  одеянии вызывающего  благоговейный  страх  величия  и величественности, и  шеи  смиренно  сгибаются, души смиряются, как и голоса, и высокомерие растворяется так же, как растворяется соль в воде.

А  иногда  Он  являет  им  Себя  через  качества  красоты  и совершенства, то есть совершенство  имён и красоту качеств и  деяний, указывающую  на  совершенство  Сущности. И любовь  к  Нему вбирает в себя всю силу любви в его сердце в  соответствии  с  теми  прекрасными  качествами  и совершенными описаниями, которые он узнаёт. И сердце Его раба освобождается от любой любви, кроме любви к Нему. И когда кто-то другой пытается обратить эту любовь на себя, то сердце его и вся его внутренняя сущность противится этому всеми силами.

Вас позабыть заставить пытаются сердце,

Но оно не желает поддаваться этим попыткам…

То  есть  любовь остаётся  его  неотъемлемым  свойством, а  не чем-то деланным.

А  когда  Он  являет  Себя  через  качества  милости, благодеяния, и  доброты, то  в  рабе  Его  пробуждается надежда. Она распространяется в нём, и вкус её усиливается.

Он  устремляется  к  Господу  своему, и  песнь  погонщика надежды  сопровождает  его  в  пути. Когда  надежда укрепляется, он  начинает  трудиться  со  всей серьёзностью  и усердием, подобно  тому  как  сеятель, каждый  раз, когда  его желание  получать  богатый  урожай  усиливается, покрывает землю зерном  добротно; если же  надежда  в нём слаба, то  и сеет он нерадиво.

Когда же Он являет Себя через качества справедливости, отмщения, гнева, недовольства  и  наказания, то  душа, побуждающая  к  дурному, усмиряется, и  она  напрочь лишается  своих  сил  или  же  они  ослабевают, а  силы  её — страсть, гнев, стремление к пустым  развлечениям и забавам, а  также к запретному. Алчное стремление к мирским благам сдерживается  в  ней, и  она  начинает  испытывать  страх  и соблюдать осторожность.

Когда Он являет Себя через веления, запреты, обещания, наставления,  направление  посланников,  ниспослание Писаний  и  установление  законов, то  в  душе  крепнет стремление  подчиняться  Его  велениям  и  исполнять  их, а также  доносить  их  до  других  и  завещать  им  исполнение, напоминать о  них людям  и  помнить о них самому, верить принесённому известию, исполнять требование, остерегаться запретного.

Когда   Он   являет   Себя   через   качества   слуха,  зрения  и  знания,  в  человеке  пробуждается  сила  стыдливости,  и  он  стыдится  того,  что  Господь  может  увидеть  его  совершающим  нечто  неподобающее  или услышать    от  него   нечто    неподобающее.  И   он  боится  скрыть в душе своей что-нибудь такое, за что Он может  возненавидеть  его.  И  все  свои   действия,   слова и  мысли  он  взвешивает  на  весах  Шариата, не  отпуская их  на  волю и не  оставляя  их  под  властью  натуры  и страстей.

А  когда  Он  являет  Себя  через  качества  достаточности [для Своих рабов], и заботу об их благополучии, и дарование им удела, и защиту их от бед, помощь Своим приближённым, оберегание  их  и  особую  близость  к  Ним, то  в  рабе пробуждается сила упования на Него, предания себя на волю Его, довольства  всем, что происходит  с ним и постигает его по Его желанию. Сутью упования на Аллаха является знание раба о том, что ему достаточно Аллаха, и о том, что всё, что Аллах выбирает для Своего раба, является благом, доверие к Нему и довольство тем, что Он делает с ним, и тем, что Он выбирает для него.

Когда  же  Он  являет  Себя  через  такие  качества, как могущество и гордость, душа его — душа  успокоившаяся — обнаруживает  то, к  чему  она  уже  пришла, а  именно: смирение  пред  величием  Его,  униженность  пред  Его могуществом  и  покорность  пред  гордостью  Его, а  также смирение  сердца  и  органов  тела  перед  Ним. Человека охватывает  спокойствие, умиротворение  и  торжественность, которые обнаруживаются его сердцем, языком, органами его тела  и  проявляются  в  его  поведении. Исчезают  его легкомыслие, стремление [к  тому, к  чему  не  следует стремиться] и вспыльчивость.

Итак, Всевышний  Аллах  предоставляет  рабу  Своему возможность  познать  Его  иногда  через  Его  качества Божественности, а  иногда — через  Его  качества Господства.

Знакомство  с  качествами  Божественности  рождает  в Его  рабе   особенную  любовь,  стремление к встрече  с  Ним,  ощущение  близости  к  Нему,  радость,  которую  приносит  ему  служение  Ему, стремление  состязаться  с другими  в  приближении  к  Нему, стремление  снискать  Его любовь посредством покорности Ему, частое поминание Его, бегство от творений к Нему. Всевышний превращается в его единственную заботу.

А знакомство с качествами Господства приносит с собой упование на Него, потребность в Нём, испрашивание у Него помощи, смирение, покорность  и  принижение  себя  перед Ним.

Высшая  же  степень  этого  познания — когда  раб  видит Его Господство в Его Божественности, и Его Божественность — в  Его  Господстве, и  видит  хвалу  Его  в  Его  царстве, могущество Его — в Его прощении, мудрость Его — в Его предопределении  и  Его  решениях, милость  Его — в посылаемых  Им  испытаниях, даяние  Его — в  тех  случаях, когда  Он  лишает  чего-нибудь  Своего  раба, Его  заботу, доброту, благодеяние  и  милость — в  Его  заботе  обо  всём сущем  и  оберегании  его, Его  справедливость — в  Его мщении, Его  щедрость  и  великодушие — в  Его  прощении, сокрытии [грехов  и  проступков  раба  Своего] и снисходительности, и  видит  Его мудрость и милость в Его велениях и запретах, Его могущество — в Его довольстве и гневе, Его  терпеливость — в  том, как  Он  предоставляет отсрочку  Своему  рабу, щедрость Его — в Его внимании к Своему  рабу  и  Его  самодостаточность — в  том, как  Он отворачивается от него.

Когда  ты  размышляешь  над  Кораном  и  оберегаешь его  от  искажения  и  от  суждений  о  нём, основанных  на умозаключениях схоластиков, и идей тех, кто прибегает к измышлениям, он  показывает  тебе  Царя, Вседержителя над Его небесами, над Его Троном — Он распоряжается делами  Своих рабов, повелевает и запрещает, направляет посланников  и  ниспосылает  Писания,  проявляет довольство  и  гневается, вознаграждает  и  наказывает, даёт  и  лишает, дарует  величие  и  унижает, понижает и повышает, видит из-за семи небес и слышит, знает всё тайное и явное. Он делает, что пожелает, обладает всеми качествами, указывающими  на совершенство, и свободен  от всех  изъянов. Ни  мельчайшая  частичка, ни  то, что  больше неё, не двигается иначе как с Его позволения, ни один листок не падает без Его ведома, и никто не сможет ходатайствовать перед Ним без Его позволения, ибо нет у Его рабов иного покровителя и заступника, кроме Него.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх