В эти дни христианский мир празднует Пасху — воскресение Иисуса. Для христиан Иисус — Cын божий, который умер, чтобы спасти человечество. Ислам это отрицает и считает Иисуса, которого Коран называет Иса, мир ему, пророком и мессией израильского народа. Так каково отношение мусульман к Иисусу, мир ему?
Библия и Коран утверждают, что рождение Иисуса Марией было чудом. Одна из сур (глав) Корана называется «Мария». Имя матери Иисуса повторяется в Коране 34 раза — гораздо чаще, чем в Новом Завете. Мусульмане относятся к Марии с большим почтением, она служит примером для всех мусульманок, во всем мире.
Иса, мир ему, для мусульман — печать иудейских пророков, человек идеальной чистоты. В отличие от других людей (кроме его матери Марии), при рождении его не коснулся Шайтан (Сатана). В Коране говорится, что когда Сатана попытался приблизиться к ребенку, он смог дотронуться только до его покрывала. Имя Исы, мир ему, упоминается в Коране 25 раз, тогда как пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Коран называет по имени лишь четыре раза.
Коран рассказывает о чудесах, совершенных Иисусом, мир ему. Например, он умел говорить уже в колыбели. Над Марией насмехались из-за того, что она, незамужняя, родила ребенка. Младенец защитил ее от злых языков, сказав:
«…Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран, 19:30‒33).
Коран и Библия упоминают и о других его чудесах: исцелении болящих, возвращении зрения слепому, воскресении умершего.
Коран ясно говорит, что Иисус, мир ему, был послан на землю для проповеди Евангелия (по арабски — инджиль), которое подтверждало послание о едином истинном Боге, явленное прежним пророкам. Однако со временем учение Иисуса, мир ему, исказили. В Коране Иисус, мир ему, предсказывает, что после него придет посланник по имени Ахмад, как еще называют Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
В Библии Иисус, мир ему, никогда не называет себя «сыном божьим». Он называет себя «сын человеческий». В Коране Иисус, мир ему, предстает таким же смиренным. Например, он называет себя «рабом божьим». Это смирение безошибочно читается в его словах:
«Как я мог сказать то, на что я не имею права? » (Коран, 5:116).
В обеих религиях второе пришествие Иисуса, мир ему, связано с Судным днем и концом времен.
«Аллах ниспошлет Мессию, сына Мариам и он спустится на белый минарет в восточной стороне Дамаска, одетый в шафранового цвета одеяние и положив руки на крылья двух ангелов» (Сахих Муслим, книга 41, хадис 7015).
Традиционное христианское учение утверждает, что Иисус, мир ему, был распят и умер на кресте. Среди первых христианских сект были последователи докетизма, которые верили, что распятие и страдания Иисуса, мир ему, были лишь иллюзией, видимостью. Они опирались на древние апокрифы, например, «Деяния Иоанна». В последнем говорится: «Потом Господь мой, став в середине пещеры и осветив меня, сказал: „Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь, меня пронзают копьем и тростью, напаяют уксусом и желчью. Тебе же говорю, […]: Я допустил тебя взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научиться ученик от Учителя и человек от Бога“. Сказавши это, Он показал мне водруженный световидный крест и около креста великую толпу, которая в кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на кресте не имеющим вида, но издающим только голос».
Точно так же в Коране Иисус, мир ему, не был распят:
«Они не убили его и не распяли, а это только показалось им» (Коран, 4:157).
Аллах вознес Иисуса, мир ему, к себе, спас пророка от ужасных страданий. Религиоведы считают, что «подобное представление служит уничижению ислама в глазах христиан и вообще Запада, чья культурная идентичность, независимо от религиозности, связана с неопровержимой и безоговорочной верой в миф о смерти и воскрешении Иисуса».
Исламские мистики испытывали глубокую любовь к Иисусу, мир ему, за его аскетическую жизнь. В своем сочинении «Возрождение религиозных наук» блестящий философ Аль Газали цитирует слова Иисуса, мир ему, сказавшего: «Вы не достигнете того, чего желаете, без страданий, которых вы не желаете».
Ислам — глубоко монотеистическая религия, и она запрещает приравнивать кого-либо к Богу. Все пророки, в том числе Иисус, мир ему, были смертными. Каждый из них обладал своим даром, но они не имели божественной сущности. Личность порока Иисуса, мир ему, всегда вдохновляла верующих, и хотя многие стороны его жизни фактически неизвестны, тем не менее, мы не можем сомневаться в значении этого выдающегося человека даже спустя две тысячи лет после его смерти.
Я искренне верю, что общая любовь мусульман и христиан к Иисусу, мир ему, может стать основой взаимопонимания и межрелигиозного диалога. Три авраамических религии — иудаизм, христианство и ислам — несомненно, связаны между собой. Иудейская традиция отвергает Иисуса, мир ему, мусульмане же всегда его признавали, поэтому Иисус, мир ему, является одной из центральных фигур в их религии. Так почему же Запад упорствует во враждебности к исламу?
Алайна Ахмад