Чтобы мы могли вернуть намаз, самое великое и самое необходимое богослужение, которое нам повелел совершать Аллах, на свое законное место, прежде всего необходимо хорошо понять значение намаза.
Все, что нам нужно, является необходимым в меру своего значения. Великие мусульмане прошлого даже на смертном одре не пренебрегали совершением намаза. Но мы, мусульмане последних лет, без всякой уважительной причины позволяем себе отказываться от совершения намаза.
Если бы намаз для нас был значимым в должной мере, разве столкнулись бы мы с такой проблемой? Бывало ли, что вы отказывались от пищи, воды, воздуха? Никакой человек добровольно не отказывается от еды (за исключением «голодовки протеста» или лечебного голодания), не забывает сделать глоток воды, не пытается обходиться без воздуха. Продолжение нашей материальной жизни связано с тем, как мы удовлетворяем эти наши потребности. Значение и важность этих потребностей делают их необходимыми для нас.
А продолжение нашей духовной жизни зависит от того, какое место занимает служение Богу — во главе которого стоит намаз — в нашей повседневной жизни.
Любимый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники даже в тяжелые времена Бадрской битвы не смели пренебрегать выполнением намаза. Не пытаясь спасти свои жизни, притом что их поджидала смерть, они предпочли намаз.
Почему? Потому что они знали, что свою душу спасет тот, кто пожертвует своей жизнью. А что касается намаза, то это повеление Того, кто даровал нам жизнь. А разве может добро исходить от той души, которая ни во что не ставит повеление Возлюбленного всех душ? Разве спасется душа, которая будет игнорировать повеление Того, в чьей деснице — все души?
Стояла тихая и спокойная ночь. Звезды, деревья и камни воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада ибн Бишра, да будет доволен им Аллах, настроилась на поклонение Аллаху, а его сердце страстно потянулось к Корану. Он любил читать Коран во время намаза, что удваивало его духовное наслаждение.
Обратившись к кибле, Аббад, да будет доволен им Аллах, приступил к совершению намаза и начал читать аяты из суры Ал-Кахф («Пещера») своим волшебным, притягательным голосом.
И вот, когда Аббад, да будет доволен им Аллах, купался в этом Божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали заметив стоящего у входа в долину Аббада, да будет доволен им Аллах, враг понял, что в долине находится Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил ее в лук, а затем пустил в Аббада, да будет доволен им Аллах. Стрела попала в цель.
Аббад, да будет доволен им Аллах, вырвал стрелу из своего тела, не переставая читать Коран и совершать намаз.
Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая также попала в цель. Однако Аббад, да будет доволен им Аллах, выдернул ее из тела, как и первую.
Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад, да будет доволен им Аллах, выдернул ее, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалеку товарища и разбудил его со словами: «Вставай, я ранен и ослабел».
Ахмад Зиа ад-дин Гумушханеви даже в самые опасные периоды болезни не уклонялся ни от каких богослужений, более того, стоило ему посидеть с вытянутыми ногами, чтобы немного отдохнуть, он тут же подбирал ноги под себя, говоря: «Я не смею проявлять непочтительность к своему Господу».
Еще один праведник, страдая в месяц Рамадан от тяжелой болезни, провел пять дней практически без капли воды и крошки хлеба, но ни разу не нарушил установления поста и намаза.
Как же они воспринимали намаз, раз не замечали перед собой никаких препятствий? Какой порок овладел сегодняшними мусульманами, что они с легкостью, столкнувшись с первыми преградами, отказываются совершать намаз?
И вот здесь нам необходимо обратиться к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, потому что именно они повелели нам совершать намаз, научили ему и объяснили, как его читать.
Не мы сотворили намаз. Не мы выдумали его, постоянно твердя: «Как же мы можем порадовать нашего Творца? Давайте-ка будем вот так вставать, кланяться и возносить Ему молитвы».
Как повелел Аллах, именно к Нему мы должны обращаться с вопросами о значении намаза. Иначе мы не сможем, называя себя мусульманами, осознать умом или сердцем ценность намаза.
Быть мусульманином — значит вверять себя Аллаху, по любому вопросу обращаться к Нему, быть покорным Ему, не так ли?
Таким образом, пренебрежение, нерадение, небрежность и невнятные предлоги демонстрируют то, насколько мы не вверяем себя Аллаху. А это — большое противоречие, грубая ошибка.
Поэтому вместо того чтобы пытаться получить откровения в своем эго, лучше обратиться к Книге Аллаха и к исламской религии, питающейся этими двумя источниками.
Какое значение они придают намазу, какое место ему отводят, как объясняют его и как описывают совершение этого обряда? Когда мы узнаем это, возрастет значение, которое мы придаем намазу, и намаз станет неотъемлемой частью нашей жизни.
Для того чтобы намаз стал самой необходимой частью жизни мусульманина, ему прежде всего следует приобрести «здоровую и сильную веру».
Повеления и запреты приобретут для нас значение смысл тогда, когда для нас будут иметь нужную степень важности и ценности вера, почтение, доверие и преданность Богу и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Ребенок может не послушать приказы брата. Но отца он не может ослушаться.
Если кто-нибудь, хоть и говорит, что он мусульманин, а намаз не совершает или сильно им пренебрегает, первая проблема очевидна: его вера в Аллаха не является здоровой. Потому что человек — как дерево или здание. Его корни и фундамент — это вера. А ветки и стены — богослужения. Мы не можем спасти дерево с больными корнями, обрабатывая его ветки, мы не можем отремонтировать здание с разрушенным фундаментом, отремонтировав его комнаты.
Так и пренебрегающий намазом верующий сначала должен до конца укрепить свою веру, чтобы полноценно совершать намаз.
Чтобы контролировать себя и не уклоняться от намаза, необходимо осознать, что Аллах везде и всегда наблюдает за тобой. Мы все должны задуматься над такими вопросами: как же мы сможем овладеть нерушимой и сильной верой? как нам обрести эту великую силу, озаряющую нашу жизнь и нашу смерть?
Мы не должны подвергать себя опасности, осознавая ее. Мы не должны оставаться равнодушными, будто не зная горького положения, которое нам грозит в этой жизни и после смерти, если мы пренебрегаем намазом.
Такое наплевательское отношение не к лицу нам. Разве человек не самое умное создание из всех творений, которого беспокоит его конец и который заботится о том, что будет с ним после ухода из этого мира?
Ал-Газали об этом так говорит в своем «Послании к ученику» {Аййуха-л-Валад):
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем от вас потребуют отчета, взвесьте свои дела, прежде чем они будут взвешены».
И сказал Али, да будет доволен им Аллах, — «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель. Тот, кто думает, что достигнет желаемого самоотверженным трудом, — заботящийся».
Ал-Хасан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Хотеть рая, ничего не делая, — один из грехов». И еще: «Признак истинной ценности какого-либо поступка — это оставление внимания к нему (после совершения), а не отказ от него».
Посланник Аллаха Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Аллах Всевышний исполнит его пустые мечты о рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться на один шаг вперед, каждый день думать про намаз, читать молитву, дающую возможность заслужигь самое лучшее воздаяние, если его совершать, и наоборот, сулящую самое жестокое наказание, если его не совершать?
Ибн Мирзакарим ал- Карнаки. Как встать на утренний намаз. Встречайте утро с радостью.