Знания

Наставления и мудрые изречения

vliyanie-slovaКому  не  приносит  пользы  глаз  его, тому  не  приносит пользы и ухо его.

Есть  у  раба  Аллаха  завеса  между  ним  и  Аллахом  и  завеса между  ним  и людьми, и если он  рвёт завесу, которая между ним и Аллахом, то Аллах рвёт завесу между ним и людьми.

У раба есть  Господь, с  Которым он встретится, и  дом, в котором  он  поселится,  и  Он  должен  снискать  довольство  Господа, прежде чем встретится с Ним, и обставить дом свой, прежде чем поселится там.

Потеря  времени  страшнее  смерти, потому  что  потеря времени  отделяет  тебя  от  Аллаха  и  мира  вечного, а  смерть отделяет тебя от мира этого и его обитателей.

Мир  этот, от  начала  до  конца, не  стоит  того, чтобы печалиться  из-за  него  и  час, не  говоря  уже  о  том, чтобы печалиться о нём всю жизнь.

Любимое  сегодня  может  стать  ненавистным  завтра, и ненавистное сегодня может стать любимым завтра.

Величайшая прибыль в  этом  мире — тратить  своё  время  на то, что приносит наибольшую пользу в мире вечном.

Как может быть разумным тот, кто обменял Рай со всем, что в нём, на кратковременное наслаждение?

Знающий  выходит  из  мира  этого, не  насытившись  двумя вещами: плачем  о  самом  себе  и  восхвалением  Господа Своего.

Боясь  творения, ты  относишься  к  нему  настороженно  и бежишь от  него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и стремишься приблизиться к Нему [ещё больше].

Если  бы  знание  приносило  пользу  без  действий, то Всевышний  Аллах  не  стал  бы  порицать  учёных  людей Писания, и  если  бы  действия  без  искренности  приносили пользу, Он не стал бы порицать лицемеров.

Подавляй внезапно приходящие в голову мысли о скверном, потому  что  если  ты  этого  не  сделаешь, то  такая  мысль превратится  в  идею.  И  подавляй  идею,  ибо  если  ты  не  сделаешь  этого, она  превратится  в  страсть. И  борись  со страстью, ибо если  ты не сделаешь этого, она  превратится в твёрдое  намерение и  решимость, и  если ты не подавишь её, она  превратится  в  действие, и  если  ты  ничего  не противопоставишь ему, оно превратится в привычку, и тогда тебе будет уже очень трудно отказаться от неё.

Богобоязненность  имеет  три  степени. Первая: оберегание сердца  и  органов  тела  от  грехов  и  запретного. Вторая: оберегание  их от  нежелательного. Третья: оберегание  их  от лишнего и от всего, что их не касается.

Первая даёт рабу жизнь, вторая даёт ему здоровье и силу, а третья приносит ему радость и сияние.

Неясность истины, когда ты её защищаешь,

Уменьшает  число  защитников  той  стороны, которая  права,

Сокрытое и тонкое понять не способны люди,

И они выносят решения в пользу того,

кто суть излагает яснее.

С помощью Аллаха достигаю и добиваюсь я того,

к чему стремлюсь,

И не благодаря себе или заступнику своему

из числа людей.

И когда я отчаиваюсь и готово отчаяние одолеть меня,

Надежда спешит мне на помощь после отчаянья…

Когда Адам   захотел получить вечное пребывание в Раю посредством  дерева, в качестве  наказания он был  изгнан  из него. И когда  Юсуф хотел выйти из тюрьмы с  помощью одного из тех, кому он  толковал его сон, он пробыл там после этого ещё несколько лет.

Когда  раба  постигает  предопределение, которое  неприятно ему, он должен вспомнить в связи с ним о шести вещах.

Первая: единобожие и то, что это Аллах предопределил ему  это,  пожелал  этого и  сотворил  его,  и  чего  пожелает Аллах, то  случается, а  то, чего  Он  не  желает, никогда  не произойдёт.

Вторая: справедливость  и  то, что  решения  Его относительно  него  непременно  осуществятся, а  приговоры, выносимые ему Всевышним, справедливы.

Третья: милосердие  и  то, что  Его  милость  в  этом  Его предопределении побеждает гнев Его и что ею наполнено Его предопределение.

Четвёртая: мудрость  и  то, что  мудрость  Всевышнего предполагает то, что  случилось, и Он  предопределил его не просто так, и осуществил его не без смысла.

Пятая: хвала  и  то, что  Всевышнему  надлежит  полная  и совершенная  хвала  за  это, с  какой  бы  стороны  мы  ни посмотрели на это предопределение.

Шестая: подчинённость Господу (‘убудиййа) и то, что он — раб, с  какой стороны  ни  посмотри, и постановления и  решения  Господа  распространяются  на  него, поскольку  он принадлежит Ему и является Его рабом. И Он распоряжается им  посредством  Своего  предопределения  и  Своих постановлений,  касающихся  религии,  и  все  эти постановления и решения распространяются на Его раба.

Частые  неудачи, неправильные  мнения, неспособность познать истину, порча сердца, покинутость, напрасная  трата  времени,  неприязненное   отношение   со  стороны  творений,  холодность  в  отношениях  раба  со  своим    Господом,  неполучение ответа на мольбы, жестокосердие,  отсутствие  благодати  в  уделе  и  жизни,  лишение  возможности  приобретать  знания,  унижение,  победа  врага,  стеснение  в  груди,  испытание  посредством  скверных  товарищей,  которые  портят  сердце  и  заставляют  впустую  тратить  время,   продолжительная   тоска    и   печаль,  тяжкая  жизнь  и  закоснелость  разума…  Всё  это появляется  в  результате  ослушания  Аллаха  и  беспечного отношения  к  поминанию  Его, подобно  тому, как  растение появляется  от  воды, а  пожар — от  огня. А противоположности упомянутому рождаются от покорности Ему.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика