Знания

О совершенстве и счастье души

cc7e91Требуемое совершенство души включает две вещи. Первая: оно должно стать для души устоявшимся образом и неотъемлемым свойством.

Вторая: само оно должно быть совершенным качеством. Без  этого  оно  не  будет  считаться  совершенством, и  не пристало  тому, кто  стремится  к  истинному  совершенству, состязаться  в  этом (т.е.  в  попытках  обрести  то  совершенство, которое  в действительности не является совершенством) с другими или жалеть о том, что он не обладает этим совершенством.

Причина  в  том, что  достичь  этого  можно  только  через познание  Творца  Создателя этой души, Того, Кому  она поклоняется, её  истинного  Бога. И  не  обрести  ей праведности, блаженства  и  наслаждения  без  познания  Его, стремления к Лику Его, следования путём, ведущим к Нему, Его довольству и почёту. Если душа привыкнет к этому, то приобретёт  этот  постоянный, не  подлежащий  изменению образ.

Если  же  говорить  об  остальных  областях  знания, а также стремлениях и действиях, то одни из них не приносят душе никакой пользы и не помогают ей  достичь совершенства, а другие причиняют ей вред и боль и отдаляют  её  от  совершенства. Особенно  если  душа  уже приобрела  этот  постоянный  образ: она  мучается  из-за названных вещей, и они причиняют ей боль в зависимости от того, насколько тесно они контактируют с ней.

Если  же  говорить  о  достоинствах, отдельных  от человека, например, об  одежде, средствах  передвижения, жилищах, а  также  влиянии  и  имуществе, то  всё  это  в действительности  берётся  во  временное  пользование, после чего  возвращается  настоящему  владельцу, и, возвращая  всё это, душа  страдает  и  мучается  в  зависимости  от  силы привязанности  её  к  возвращаемому, особенно  если  для  неё эти  вещи  были  верхом  её  совершенства: уходя, они оставляют  после  себя  чувство  неполноценности, боль  и горечь.

Пусть  же  тот, кто  желает  душе  своей  счастья  и блаженства, задумается  вот  над  чем: большинство  людей стремятся  к  лишению  души  своей [блага] и  причинению  ей боли, заставляют её скорбеть и отдаляют её от совершенства, считая  при  этом, что  так  они  сделают  её  счастливой  и принесут  ей  блаженство. Душа  испытывает  наслаждение  в соответствии  с  тем, в  какой  мере  она  познала  Всевышнего, полюбила  Его  и  следует путем,  ведущим  к  Нему.  И  она испытывает боль и горечь в соответствии с тем, какую долю всего перечисленного она упустила.

Если же всего перечисленного нет, тогда остаётся только телесная сила, желания самой души. Посредством этой силы человек  ест, пьёт, вступает  в  половую близость, гневается и испытывает разные виды наслаждения и совершает действия, которые  являются  частью  обычной  жизнедеятельности человека. Всё это не приносит ему ни почёта, ни достоинств, а одно только  принижение  и  отдаление  от  совершенства. Ведь  эта  сила низводит  человека на  уровень животных, приближая его к ним  и  заставляя  его  уподобиться  им, после  чего  он становится как один из них. Животные, используя эту силу, возможно, больше, чем он, в то же время могут не опасаться скверных последствий: их конец будет благополучным и  им не грозит никакой вред.

Совершенство, которое разделяют  с тобой  животные  и которого  у  них  даже  больше,  и  при  этом  их  ожидает  благополучный исход в отличие от тебя, заслуживает того, чтобы  отказаться  от  него  ради  настоящего  совершенства, кроме которого нет иного совершенства.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика