Знания

«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной…»

земляВсевышний Аллах сказал:

«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по её возвышенностям и вкушайте из Его удела и к Нему вы прибудете после воскрешения» (сура 67 «Власть», аят 15).

Всевышний сообщает о том, что Он сделал землю покорной и смиренной для нас. Так что мы можем ходить по ней, копать ее, вспахивать, возводить на её поверхности разные строения, и Он не сделал её такой, что делать всё перечисленное было бы на ней очень трудно или даже невозможно. Всевышний сообщил, что Он сделал землю распростёртым ложем, ковром, колыбелью и местом пребывания. И Он сообщил, что Он распростёр её и вывел из неё воду и пастбища, укрепил её посредством гор и устроил на ней проходы и дороги, пустил по ней реки и ручьи и сделал её благодатной и отмерил её удел. К проявлениям её благодатности относится и то, что все живые существа и их пища выходят из неё.

К её благодатности относится и то, что когда в неё бросают зерно, из неё выходит во много раз больше, чем в неё посеяли. К проявлениям её благодатности относится и то, что скверну она несёт на своей поверхности и при этом выводит из недр своих самые прекрасные и полезные вещи, скрывая мерзкое и выводя благое. К благодатности её относится и то, что она скрывает то скверное, что  есть  у  раба Аллаха, и  его  отходы. И  она  же  становится  приютом  для него, принимая его в себя, и она же выводит из себя пищу и питьё  для  него. Она  принимает  скверное  и  даёт  взамен полезное. И  ничто  не  причиняет  так  мало  вреда  и  не приносит так много блага, как земля.

Подразумевается, что Всевышний сделал для нас землю подобной послушном у верблюду, который идёт ту да, куда его ведут.

Её пути и дороги недаром названы возвышенностями — манакиб, учитывая  упомянутое  ранее  описание, в  котором земля  названа  покорной.  Идущий  по  ней  идёт  по  её возвышенностям, то есть по наивысшим её частям. Поэтому о слове манакиб говорили, что под ним подразумеваются горы.

Это  подобно  плечам (манакиб) человека, которые  являют собой его возвышенности. Учёные сказали: «Это указание на то, что по её равнинам идти ещё легче». А некоторые сказали, что  под  этим  словом  подразумеваются  стороны  и окрестности, подобно тому, как обозначают этим словом бока человека.

Очевидно, что  под  словом манакиб  подразумеваются всё-таки возвышенности, и эта часть, по которой ходят живые существа, — возвышенность по  сравнению  с  той частью, что располагается  напротив  неё, потому  что  верх  сферы — её наивысшая  точка .  И идущий  находится  на  её  верху .  Это очень точно обозначено словом манакиб, учитывая описание, согласно которому земля — покорная.

Далее  Он  повелел  есть  из  того  удела,  который  Он вложил в неё, подчинив им её, сделав её удобной для их жизни и деятельности, создав на ней пути и дороги и вложив в неё их удел. Он упомянул о готовности этой обители к использованию и  перемещению  по  её  просторам  и  вкушению  того, что оставлено в ней для живущего на ней.

Далее Он обращает наше внимание на то, что «к Нему вы прибудете после воскрешения» (сура 67 «Власть», аят 15). То есть  мы  не  останемся  в  этой  обители  насовсем, навсегда — мы  зашли в  неё  на  некоторое  время, подобно идущему  без остановки путнику, и мы не должны воспринимать её как что-то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель  лишь  для  того, чтобы  запастись необходимым для  вечной обители, так что мир этот — всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, это мост, проход, но не родина, не постоянное место для жизни.

Аят  содержит  указание  на  Его  Господство,  Его единственность. Его  Могущество, Его  силу  и  Его проницательность, а  также  напоминание  о  Его  милостях  и благодеянии  и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель.

Мы  должны быстро  пройти через него к Его обители, к Его Раю.

Итак,  этот  аят  напоминает  о  Его  знании, Его единственности  и  Его  милостях, содержит  побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к  Нему, а  также  сообщение  о  том, что  однажды  Аллах свернёт  эту обитель так, будто  её  никогда  и  не  было, и  что Он  оживит  её  обитателей  после  того, как  умертвит  их, и  к Нему им предстоит вернуться.

По книге имама Ибн Каййим аль-Джаузийя «Полезные наставления»

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика