Секреты являются аманатом (тем, что было доверено), и поэтому они подобны договору или соглашению, которое следует беречь. Необходимо быть строгими с теми, кто распространяет их, потому что они предают доверие и нарушают обещания.
Секреты различны. Есть такие, за раскрытие которых с человеком необходимо быть грубым, потому что его раскрытие может привести к вреду, например раскрытие секретов неверным, что помогает им победить мусульман и одержать над ними победу. Выражаясь современным языком, это измена. Существуют секреты, которые менее серьезны, такие раскрытие которых причиняет вред только индивидуумам. Но во всех случаях раскрытие секрета является предательством и нарушением договора.
«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (17:34)
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал секрет Аише и Хафсе (да будет доволен ими Аллах) и доверился им, но они раскрыли этот секрет, и тогда Аллах осудил их:
«Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».
И затем Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А, кроме того, ангелы помогают ему» (66:4)
Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прервал отношения с женами на месяц, из-за секрета, который Хафса раскрыла Аише. Бухари (5191).
Ибн Хаджар сказал относительно этого хадиса: «Это указывает на то, что того, кто раскрыл секрет, следует наказать в соответствующей форме».
В сунне мы находим предупреждения в адрес разыскивающих секреты других и распространяющих то, что не должно распространяться.
Например, строго запрещено искать ошибки других. В соответствии с хадисом, переданным от Абу Хурайры, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если мужчина посмотрел в твое частное владение без твоего разрешения, и ты бросишь камень в него, и выбьешь ему глаз, то на тебе не будет греха». Бухари (6902), Муслим (2158).
Ибн Хаджар сказал комментируя данный хадис: имам Муслим передал этот хадис с иным иснадом от Абу Хурайры: «Кто посмотрит в дом людей без разрешения, то разрешено ему вырвать глаз». И также передано с другим иснадом от Абу Хурайры, говорящий еще более ясно: передано Ахмадом, ибн Аби Аасим и аль Насаи и оценено как сахих Ибн Хиббаном и аль Байхаги. В этой версии сказано: «Кто посмотрит в дом человеку без разрешения, и они вырвут ему глаз, то за это нет дия (кровных денег) и нет гисаса (мести)». И согласно другому сообщению с этим иснадом: «… и он ничего не стоит»
Также имеется предостережение относительно того, кто подслушивает секреты других. Передано от Ибн Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто подслушивает разговор людей, когда они не хотят этого, или они отходят от него, расплавленный свинец будет залит ему в уши в День Воскрешения». Бухари (7042).
Предупреждение относительно распространения секретов, также включает запрет на распространение супружеских тайн. Человек, который делает это, считается среди самых худших людей пред Аллахом.
Передано, что Абу Саид сказал: « Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди самых худших людей пред Аллахом в День Воскресения будет человек, который совершил половой акт с женой, а затем рассказал об этом секрете». Муслим (1437)
Согласно другому сообщению переданному Муслимом (1437): «Одним из величайших доверий в День Суда пред Аллахом будет человек, который совершил половой акт с женой и распространился об этом». Слова «Одним из величайших доверий» означают «самым большим предателем доверия».
Распространение секретов является одним из знаков лицемерия, потому что это подпадает под предательство доверия.
Передано от Абдуллаха ибн Амра, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть четыре качества которые если присутствуют в одном человеке, то он лицемер, и если у него одно из этих качеств, то у него качество лицемерия, пока он не оставит его: когда ему доверяют что-либо, он предает это доверие, когда он говорит, то лжет, когда он обещает, то нарушает обещание, и когда он ругается, то преступает границу и лжет». Бухари (34), Муслим (58).
Не обязательно, чтобы говорящий что-либо указал на то, что это тайна и что ее не следует разглашать, достаточно просто показать это, например увести человека в сторону, или когда говорит, то смотрит по сторонам и т.д.
Тирмизи (1959) передал от Джабира ибн Абдуллаха, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек скажет что-либо и посмотрит по сторонам, то это доверие» Оценен как хасан шейхом Албани в Сахих Тирмизи.
И сказано в Тухфат аль Ахвази: «и посмотрит по сторонам» означает «посмотреть направо и налево из опасения», «это доверие» означает, что сказанное доверено тому, с кем говорят, т.е. это подпадает под те же правила, что и доверие, и это следует скрывать.
Ибн Раслаан сказал: Потому что когда человек смотрит по сторонам, то он сигнализирует о том, что он боится, что кто-либо услышит его, и что он выбрал его для того, чтобы поделиться секретом. Его действие заменяет слова: «Слушай и не говори об этом, потому что это доверие»
Аллаху известно лучше
Источник: fatwaonline.net