Знания

Почему Адам был сотворен позже остальных творений

Red_AppleПервым  творением  была  письменная  трость (Некоторые учёные считают, что первым творением был Трон),  которая была  создана  для  того, чтобы  записать  вес  судьбы творений до начала их существования (Хадис об этом приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

А  Адам был сотворен  в  конце  [сотворения  мира], и в  этом заключён определённый смысл.

Во-первых, сначала была подготовлена обитель, а потом уже был создан тот, кому суждено обитать в ней.

Во-вторых, он был целью, ради которой было сотворено всё остальное — небеса, земля, солнце, луна, суша и море.

В-третьих, создавая что-то, искусные мастера добавляют самое прекрасное в конце, а начинают с основы.

В-четвёртых,  души  постоянно  стремятся  узнать последствия, то  есть  то, что  случится  потом, что  будет  в конце. Поэтому  Муса  сказал  колдунам: «Бросайте  то, что вы хотите бросить!» (сура 10 «Юнус», аят 80). Когда люди увидели то, что  они сделали, то им захотелось  узнать, а  что же будет дальше.

В -пятых, Всевышний  Аллах отложил на  конец времён  ниспослание наилучшего из Своих Писаний, направление к людям  лучшего  из  Своих  посланников  и  существование лучшей из общин и сделал Последнюю жизнь лучше первой и завершения — лучше начал. Какая разница между словами ангела, сказавшего  Посланнику:  «Читай!», на  что  он ответил: «Я  не  умею  читать! »  и  словами  Всевышнего «Сегодня  Я  завершил  для  вас  вашу  религию…» (сура 5 «Трапеза», аят 3)!

В-шестых, Всевышний  Аллах  собрал  в  Адаме  то, что распределил по миру. Он представлял собой маленький мир, в котором было всё то же, что и в мире большом.

В — седьмых,  он  —  результат  и  плод  бытия,  поэтому вполне  уместно  было  сотворить  его  после  остальных творений.

В-восьмых, это  одно  из  проявлений  оказанного  ему Творцом почёта: Он подготовил для него всё, в чём благо для него, всё, в чём он нуждался, всё необходимое ему для жизни и сами причины его жизни, и он поднял голову уже после того, как всё это было приготовлено для него.

В-девятых,  Всевышний  Аллах  пожелал продемонстрировать  его  превосходство  над  остальными творениями  и  сотворил  их  раньше  него. Поэтому  ангелы сказали: «Пусть Господь творит, что пожелает, поистине, Он не  станет  создавать  творения  более  почитаемые  пред  Ним, чем мы». И когда Он сотворил Адама и повелел им пасть ниц перед ним, стало очевидным  его  превосходство  над  ними в дарованном  ему  знании. И  когда  он  совершил  грех, ангелы решили, что почёт, оказанный Адаму  Всевышним, отменён, не  зная  о  том, что  он  раскается  и  продемонстрирует  таким образом  свою  покорность  Господу. А  когда  он  раскаялся пред Господом своим и продемонстрировал свою покорность Ему, ангелы поняли, что с сотворением Адама связана тайна Всевышнего, знает которую только Он.

В-десятых, Всевышний  Аллах  начал  сотворение  этого мира с сотворения Письменной Трости и очень уместно было завершить  сотворение  его  сотворением  человека, поскольку письменная трость — инструмент  знания, а  человек — тот, кто  наделён  знанием. Поэтому  Всевышний  Аллах  показал превосходство  Адама  над  ангелами  посредством  знания, которое Он даровал только ему.

Задумайтесь  над  тем, как  Всевышний  Аллах  записал оправдание Адама до низвержения его на землю и обратил внимание  ангелов  на  его  превосходство  и  оказанный  ему почёт  и  упомянул  имя  его  прежде  его  создания, сказав: «Поистине, я  поставлю  на  земле  наместника» (сура  2 «Корова», аят 30).

Задумайтесь и о том, как Он назвал его наместником. Это положение  было  даровано  ему  ещё  до  начала  его существования.  И  Он  упомянул о том,  что примет его оправдание,  сказав:  «на  земле».  Любящий  принимает оправдания  объекта  своей  любви  ещё  до  того,  как  он  совершит преступление.

Сотворив Его, Он оставил его у врат Рая на сорок лет (Об этом упоминает ат-Табари в своём «Тафсире» и «Истории». Сообщения об этом представляют собой слова Ибн ‘Аббаса и других), потому что любящий обычно стоит у дверей любимого. Он оставил его на пути унижения: «когда он был ничем» (сура 76 «Человек», аят 1), дабы он не возгордился в день, когда было сказано: «Падите ниц…» (сура 2 «Корова», аят 34).

Иблис, проходя мимо его тела, с удивлением говорил: «Ты сотворен с какой-то целью!» А потом он входил в его тело через рот и выходил через  задний проход и говорил: «Если  бы мне  была  дана  власть  над тобою,  я бы погубил тебя,  а  если  бы  тебе  была  дана  власть  надо  мной, я ослушался бы тебя! »  При этом  он  не  знал,  что  именно   из-за него ему предстоит погибнуть. Он видел перед собой лишь глину, и потому отнёсся к нему пренебрежительно. А потом, когда  этой глине  была  придана форма, его поразил недуг зависти. А когда Всевышний вдохнул в Адама дух, это событие ознаменовало собой гибель завистника. Когда перед ним  был  расстелен  ковёр  величия  и  творения  предстали перед ним, истец «тогда как мы прославляем Тебя» (сура 2 «Корова», аят 30) был  вызван к  судье «Сообщите  мне  их названия…»  (сура 2 «Корова», аят 31) (Подразумеваются события, описанные в аятах: «Вот твой Господь сказал  ангелам: «Я  поставлю  на  земле  наместника» Они сказали: «Неужели  Ты  поселишь  там  того, кто  будет распространять  нечестие  и  проливать  кровь, тогда  как  мы прославляем Тебя хвалой и возвеличиваем Тебя?» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду»»).

А  представитель сокрыл  от  него  доказательство «И  Он  обучил…»  И  они склонили  головы  исков  на  груди  признания, и  глашатай превосходства  воззвал  в  местах  собрания  ангелов: «Падите ниц…»  И  они  очистились от  скверны  утверждения «тогда как  мы…» И  они пали ниц очистившиеся и смиренные. А Иблис  остался  стоять  в  стороне, отказавшись  пасть  ниц, потому  что  был  скверным, запятнав  себя  скверной возражения и противоречия, и его осквернение не подлежало очищению, поскольку было частью его самого.

Когда  Адам  был  доведён  до [человеческого] совершенства, было сказано: «Он будет теперь совершенным, раз было сказано: «Падите ниц…»!» И тогда в соответствии с предопределением  Адам  совершил  грех, дабы  в  смирении проявилась покорность Господу.

О Адам! Если бы Аллах  оставил тебя без воздаяния за этот  [запретный]  кусок,  то говорили  бы:  «Как  было  даровано превосходство чревоугоднику, который не утерпел и съел запретный плод с дерева?!»

Если  бы  не  твоё  нисхождение  на  землю, то  не раздавались  бы  тяжкие  вздохи  и  не  были  бы  ниспосланы письма: «Найдётся ли просящий о чём-то?» (Посланник Аллаха   сказал: «В последнюю треть каждой ночи  Всевышний  Аллах  нисходит  к  нижнему  небу  и говорит:  «Кто  станет обращаться  ко Мне с  мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы  Я даровал ему это? Кто станет молить Меня  о  прощении, чтобы  Я  простил  его?»» [аль-Бухари; Муслим]) и не распространился  бы  аромат «запах  изо  рта  постящегося… » (Подразумевается  хадис:  «Всякое  благое  дело  сына  Адама умножится, и воздаяние за доброе дело будет [по меньшей мере] десятикратным,  но  может  возрасти  и  до семисоткратного.  Всевышний  Аллах  сказал; «За исключением  поста, ибо, поистине, пост  для  Меня, и Я воздам за  него: человек  отказывается от  удовлетворения своих желаний и от своей  еды ради  Меня! Постящегося ждут  две  радости: одна  при  разговении, а  другая— при встрече  с  Господом. И, поистине, запах  изо  рта постящегося  приятнее  для  Аллаха, чем  благоухание мускуса!»» [аль-Бухари; Муслим]).

Отсюда становится ясно, что  поступок этот  был обусловлен вовсе не склонностью к чревоугодию.

О  Адам! Смех твой в Раю — для тебя , а плач твой в  обители возложения обязанностей — для нас.

Не  будет  вреда  тому, кого  сломило  могущество  Моё, если  его  восстановила  милость  Моя. Одеяние  величия подходит  для  тела  смирения, а  Я — с  теми, чьи  сердца смирились ради Меня  (Указание на хадис, который приводит Ахмад и Абу Ну’айм. В этом  хадисе  Муса    спросил: «Господи! Где  мне  найти Тебя?» А  Всевышний  ответил: «Я — у  тех, чьи  сердца смиренны…»).

Этот съеденный кусок не переставал причинять ему вред до тех пор, пока принесённый им недуг не поразил его детей, и  тогда  Проницательный, Сведущий  послал  им  лекарство через  лекарей  бытия: «Если  же  к  вам  явится  от  Меня верное  руководство, то  всякий, кто  последует  Моему верному  руководству, не  окажется  заблудшим  и несчастным» (сура 20 «Та Ха», аят 123). Лекарь охранил их посредством запретов, сохранил силу посредством велений, изгнал из них скверные элементы посредством покаяния, и здравие и благополучие пришло к ним со всех сторон.

О  тот, кто  лишился  силы  своей  и  не  сумел  сберечь  её, поддался  болезни  своей  и  не  воздерживается  от  того, что вредит  ему, и  не  желает  терпеть  горечь  вызывания  рвоты! Жди  скорой  гибели, поскольку  болезнь  со временем только усилится! Вот если бы предопределение помогло, и ты помог бы  лекарю  вылечить  тебя, воздерживаясь  от  потакания низким  страстям, то  ты  получил  бы  взамен  разнообразные удовольствия  и  наслаждения. Однако  дым  страстей закрывает око сознания, и ты счёл, что благоразумно продать обещание за деньги.

О  ослеплённый  разум! Он  отказывается  потерпеть немного  и  согласен  выносить  вечное  унижение. Человек пускается в путь ради мира этого, который вскоре ускользнёт от  него, и  не  желает  пускаться  в  путь  ради  мира  вечного, который идёт к нему!

Если увидишь человека, который отдаёт ценное, покупая ничтожное, продаёт  великое за  незначительное, то  знай, что он неразумен.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика