Знания

Подчинённость Аллаху в велениях и запретах, предопределении и милостях

54627Всевышний Аллах отдаёт веления, которые Его раб должен исполнять, и  есть  Его  предопределение, которое непременно  исполняется, и  милости, которыми  Он  одаряет Своего раба, и он не способен оторваться от этих трёх вещей.

Предопределение  бывает  двух  видов: предопределение трудностей  и  несчастий  и  предопределение предосудительного.  Раб  Аллаха  обязан  сохранять подчинённость Ему (‘убудиййа) во всём вышеперечисленном.

Больше всего из Своих творений Он любит тех, кто знает, в чём выражается подчинённость Ему в указанных случаях, и осуществляет её надлежащим образом. Это — самые близкие к Нему из Его творений. А самые далёкие от Него — те, кто не знает, как выражается подчинённость Ему в этих случаях, и не осуществляет её, то есть отсутствует и знание, и действия.

Подчинённость Ему (‘убудиййа) в том, что касается Его велений, подразумевает  исполнение  их, сопровождаемое искренностью и следованием Посланнику Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует).

А  в  том, что  касается  Его  запретов, подчинённость  Ему предполагает  соблюдение  их  из  страха  перед  Ним, сопровождаемое возвеличиванием Его и любовью к Нему.

Подчинённость  Ему  в  том,  что  касается предопределённых Им  трудностей и несчастий, заключается в  проявлении  терпения, за  которым  следует  довольство, которое занимает более высокое положение, чем терпение. А за  довольством  следует  благодарность, которая  занимает более  высокое  положение, чем  довольство. Так  реагирует человек на постигающие  его тяжкие испытания, только если любовь к Аллаху утвердилась в его сердце, и он знает о том, что Аллах выбирает для него лучшее и знает о Его доброте к нему и заботе о нём и благодеянии по отношению  к  нему посредством  этого  испытания, даже  если  оно  и  неприятно ему.

А  подчинённость  Ему  в  том,  что  касается предопределения  скверных  поступков,  заключается  в  том,  что  человек  должен  спешить  с  покаянием,  отдаляться  от  греха  и  смиренно  просить  у  Него  прощения,  зная,  что  никто  не  отведёт  от  него  эту  напасть,  кроме  Него, и никто  не  избавит  его  от  зла  её, и  что  если  постигшее  его затянется, то  результатом  станет  отдаление  от  Него  и  его прогонят от врат Его. Он понимает, что  эта беда, отвести от него которую способен только Всевышний, и он считает, что эта беда страшнее тех бед, которые  причиняют  вред телу. И он ищет  защиты  у  Его довольства  от  Его гнева и у  Его  прощения  от  Его  наказания, и  он  ищет  защиты  у  Него  от Него, испрашивая у  Него  спасительного  покровительства, и прибегает  к  Нему  от  Него  же. И  он  знает, что  если  Аллах откажется  от него и оставит  его наедине  с его  душой, то  он совершит  подобные  или даже  ещё худшие грехи. И  человек знает, что перестать совершать грех и раскаяться он сможет только в том случае, если Аллах будет помогать ему в этом и оказывать  содействие.  Он  понимает,  что  это  —  в  руках  Аллаха, а не в руках Его раба, и он слишком слаб, немощен и беспомощен, чтобы  помочь  себе  в  этом  или  снискать довольство Господа своего без Его разрешения, воли на то и помощи. Он  ищет  у  Него  защиты, обращается к  Нему  со  смиренной  мольбой, приниженный, нуждающийся  в  Нём, простирающийся  перед  Ним, бросившись  на  землю  у  врат Его,  с  максимально  возможным  смирением  и  кротостью, ощущая  свою  потребность  в  Нём  и  преисполненный стремления  и  любви  к  Нему. Тело  его  совершает необходимые  действия, а  сердце  его  совершает  земной поклон Ему. Он твёрдо убеждён в том, что нет блага в нём, у него, посредством него и от него, и  что всё благо на  самом деле  принадлежит  Аллаху. Оно  в  руках  Его, и  достигается посредством  Него  и  исходит  от  Него. Он — Обладатель милости, которая приходит к нему, и это Он дарует ему эту милость, несмотря на то, что он  совершенно не заслуживает её. И Он  постоянно ниспосылает ему эту милость, несмотря на то, что он  постоянно даёт Ему повод возненавидеть себя, отворачиваясь от Него, проявляя беспечность и ослушиваясь Его. Доля  Всевышнего — хвала,  благодарность  и прославление, а  доля  раба — порицание, недостатки  и пороки. Он Один достоин хвалы и славы, тогда как удел раба — порицание, изъяны и пороки. Хвала целиком принадлежит Аллаху,  и  всё  благо  —  в  Его  руках,  и  вся  милость  принадлежит Ему, и вся хвала и всё благодеяние. От Него — благодеяние, а  от  раба — скверные  поступки. Он  помогает рабу Своему полюбить Его, одаривая его Своими милостями, а  тот даёт  Ему повод возненавидеть  себя, ослушиваясь Его.

Он  даёт  рабу  Своему  искренние  советы, а  тот  старается обмануть Его в своих сделках с Ним.

Если  же    говорить  о  подчинённости  Ему  в  том,   что касается  милостей,  то  оно  заключается, во-первых, в знании о них и признании их, а затем — в испрашивают у Него  защиты  от  того,  чтобы  в  сердце  своём  связать  эти милости  с  кем-то  другим и  отнести  их  на  счёт   кого-то, кроме Него, даже если тот является одной из причин обретения  этих  милостей, поскольку  за  любой  причиной стоит Он,  и милость исходит от Него Одного, с какой бы стороны мы ни посмотрели и как бы мы ни подошли к этому вопросу. Далее  человек  должен  восхвалять  Его  за  эту милость, любить  Его  за  неё  и  благодарить  Его, употребляя дарованную им милость в покорности Ему.

Одна  из  важных  проявлений  подчинённости  Ему посредством  Его  милостей, заключается  в  том, что  человек должен  считать  даже  незначительную  из  оказываемых  ему милостей  великой  и  значимой, и  считать  даже  большую благодарность за эти милости ничтожной. Раб должен знать, что эта милость пришла к нему от Господа притом, что он не платил за  неё, не  прилагал усилий  для её обретения и  не  заслужил  её, и  что  в  действительности  милость  эта принадлежит  Аллаху, а  не рабу, и  милость  эта  не  должна добавлять  ему  ничего,  кроме  смирения,  кротости, скромности и любви к Благодетелю.

Каждый раз, когда новая милость приходит к нему, он должен  обновлять  и  свою  подчинённость  Ему, любовь  и покорность, и каждый раз, когда Аллах лишает его чего-то, он  должен  проявлять  довольство, и  каждый  раз  совершив грех, он должен раскаиваться и смиренно просить прощения у  Него. Так  ведёт  себя  разумный  раб  Аллаха, тогда  как остальные не в состоянии делать это.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика