Четвертый столп: вера в посланников
Вера в посланников Аллаха. Они были примерами, которыми руководствовались. Невозможно узнать об Аллахе и достичь настоящего счастья, кроме как через них. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал:
«Что же касается лечения сердец, то мусульманин узнает об этом через посланников (мир им и благословение Аллаха). Этого возможно достичь только через них и с помощью них. Ибо, поистине, благочестие сердец состоит в том, чтобы они знали их Господа и Создателя: Его имена, качества, дела и законы. И чтобы на сердца воздействовало достижение Его довольства, любви; чтобы они избегали его запретов и того, что ведет к Его гневу. Нет здоровья и жизни сердец, кроме как в этом. Нет никакого пути для познания этого, кроме как через посланников. А предположение, что здоровье сердца можно достичь без следования посланникам, является ошибкой. Это будет всего лишь животная, сластолюбивая жизнь, а также её здоровье и её сила. И жизнь такого сердца, его здоровье и сила отделены от сердца. Тот, кто не различает между этим и этим, пусть начинает плакать над жизнью своего сердца, ибо он – из числа мертвых, и потому что он – погряз в морях мрака»[1].
Пятый столп: вера в Судный День
Когда человек поверил в Последний День, в воскрешение, в воздаяние, в расчет, его душа нашла успокоение в этой убежденности. Так как то, что было отобрано у него в этой жизни, будет возвращено ему в жизни вечной. Потому что тот, кто поступил с ним несправедливо или притеснил его, будет наказан. Но не материальными средствами, а с помощью отбирания у него добрых дел, которые он заработал в реальной жизни, и возложения на него плохих дел обиженного. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы, кто является банкротом?» Они ответили: «Банкротом среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, банкротом из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскресения принесёт с собой молитвы, посты и обязательную милостыню, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то – этому. А если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!»[2].
Знай же, что справедливость полностью принадлежит Аллаху, Свят Он и Велик. Не только Суд над человеком, но и над всеми творениями. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В Судный День права будут отданы их обладателям. Даже безрогая овца отомстит рогатой овце, которая забодала её»[3].
Когда человек верует в Судный День, понимает, что то, что он потерял в этой жизни – из здоровья, имущества, достатка, удела – будет сполна воздано ему. Такие наслаждения, которые даже не приходили ему в голову, если он войдет в Рай. Всевышний Аллах говорит:
«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»
(Коран, 32:17)
Также Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека». Прочтите, если желаете, аят, в котором сказано: «И не знает ни один человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали».[4]
Пусть же не расстраивают мусульманина те беды, которые он переживает и те беспокойства и неприятности, постигающие его в этой жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, что человек забудет все это, когда войдет в Рай. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В Судный День приведут того из обитателей Ада, который лучше всех жил в этом мире, и его погрузят в огонь, а затем спросят: «Сын Адама, видел ли ты в земной жизни добро? Познал ли ты благополучие?» И он скажет: «Нет, Господи, клянусь Аллахом!» И приведут того из обитателей Рая, который был самым несчастным в этом мире, и его поместят в Рай, а затем спросят: «Сын Адама, видел ли ты несчастье? Познал ли ты горе?» И он ответит: «Нет, клянусь Аллахом, я не видел несчастье и совсем не познал горя»[5].
Поэтому, когда мусульманин узнает это, то ближняя жизнь становится для него презренной и он отдаляется от причинения зла окружающим и от поедания их прав. Более того, он может оставить то, в чем сомневается, боясь попасть в запретное. Эта вера побуждает мусульманина постоянно двигаться к спасению в этот День и к сильному желанию не проявить несправедливость к окружающим.
Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби