Приказ соблюдать терпение и проявлять довольство
Приказ соблюдать терпение и довольство; не беспокоиться и не гневаться из-за того, что происходит с мусульманином. Терпение являлось жизненной необходимостью еще до того, как стало религиозной обязанностью, ибо надежды могут осуществиться только с помощью терпения. Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете»
(Коран, 3:200)
Ибо эта жизнь является местом невзгод и испытаний. И терпение являлось одним из неотъемлемых составляющих этой жизни, как это разъяснил наш Великий Господь, сказав:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых»
(Коран, 2:155)
Он похвалил терпение и, вместе с ним, прощение и милость к тому, кто допустил ошибку по отношению к тебе или причинил зло. Все это – чтобы достичь очищения душ от злобы и ненависти. Всевышний Аллах говорит:
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»
(Коран, 42:43)
Чтобы проявление терпения стало стремлением каждого мусульманина, Всевышний Аллах сделал обязательной Свою любовь по отношению к терпеливым, сказав:
«Ведь Аллах любит терпеливых»
(Коран, 3:146)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Никому не было дано лучшего и более щедрого подарка, чем терпение»[1].
Ислам разъяснил, что проявление терпения является утешением и радостью, так как трудности не могут длиться постоянно. Всевышний Аллах говорит:
«За каждой тягостью наступает облегчение»
(Коран, 94:6)
Один поэт сказал, описывая свое состояние во время несчастья:
Положение стало невыносимым и когда оно усилилось,
То трудности облегчились. А я-то думал, что они не облегчатся.
Терпение бывает трех видов:
Первый вид терпения. Терпение в подчинении Аллаху и Его приказам. Всевышний Аллах говорит:
«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!»
(Коран, 13:24)
Второй вид терпения. Терпение в страстях и запретных наслаждениях. Всевышний Аллах говорит:
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными»
(Коран, 18:28)
Третий вид терпения. Терпение в предопределении Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи»
(Коран, 64:11)
Таким образом, Ислам указал мусульманину на терпение по отношению к предопределению Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мусульманину отдаляться от гнева, беспокойства и открытия дверей для сожаления:
«Кого бы ни постигло несчастье, если он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. О Аллах, вознагради меня за мое несчастье и возмести мне благом», – того Аллах вознаградит за постигшее его несчастье и заменит благом»[2].
Оставление гнева и отсутствие волнения
Ибо гнев может привести к результатам, которые имеют плохие последствия, о которых впоследствии человек будет сожалеть на протяжении всей своей жизни. Счастье скроется от него и он окажется в бедственном положении. Всевышний Аллах говорит, хваля того, кто описывается этим качеством:
«Которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются»
(Коран, 42:37)
Кто способен овладеть своим гневом, тот является более стойким к перенесению трудностей этой жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе»[3].
Поэтому человек, который владеет собой и руководствуется этим, ощущает счастье, потому что он победил свою душу, которая могла привести его к опрометчивому поступку с плохими последствиями.
Побуждение к прощению обиды
По причине этого поступка, души начинают любить друг друга – это устраняет злобу и ненависть. Всевышний Аллах говорит:
«Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»
(Коран, 3:134)
Более того, Ислам приказывает к тому, что возвышеннее этого: отвечать на зло добром, чтобы достичь наивысших степеней победы над душей. Это очистит души от скверны и ненависти. Таким образом распространится счастье и братство. Всевышний Аллах говорит:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник»
(Коран, 41:34)
Приказ проявлять оптимизм и не проявлять пессимизм; не верить в дурные предзнаменования
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нет дурных предзнаменований. Лучше этого – надежда на лучшее». Его спросили: «А что такое надежда на лучшее, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Благое слово, которое говорит кто-то из вас»[4].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был примером для мусульман. Ему нравилась надежда на лучшее и не нравился пессимизм, как это передал аль-Бухари.
Запрет иметь плохое мнение о людях и разузнавать о них
Поистине, тот, кто имеет плохое мнение о людях, живет в беспокойстве, тревоге и нестабильности, опасаясь проявления плохого отношения от каждого. А тот, кто разузнает о людях, становится ненавистным и отвергнутым ими. Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный. О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий»
(Коран, 49:12-13)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, так не разузнавайте же, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха. Пусть же не сватается мусульманин после сватовства своего брата, пока тот не женится или не оставит. И пусть не женится на женщине и на её тете со стороны отца; и на тете со стороны матери. Пусть не постится женщина желательный пост в присутствии её мужа, кроме как с его разрешения. И пусть не разрешает никому входить в его дом, кроме как с его позволения. А ту милостыню, которую она отдаст из его имущества, то ему полагается половина награды. И пусть не просит женщина о разводе свою сестру, чтобы потом самой выйти замуж. Ибо, поистине, у неё будет то, что предписано ей»[5].
Также Ислам повелевает мусульманину брать на себя затраты своего брата, сделанные на пути блага, чтобы очистить сердца от ненависти. И он обязательно найдет выход из сложившейся ситуации.
Думать о сегодняшнем дне, не размышлять о завтрашнем дне и забыть о вчерашнем
Всевышний Аллах говорит:
«Чтобы не пришлось человеку говорить: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!». Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных»
(Коран, 39:56-57)
Один из древних поэтов сказал:
Что прошло – умерло,
О чем думал – скрылось.
А для тебя – лишь час
В котором ты сейчас.
Никак иначе. Ведь размышления о прошлом не вернут того, что ушло. А размышления о будущем лишь будут мешать совершать поступки сейчас. Так сосредоточься же на том, где ты сейчас.
Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби