Знания

Путь счастья: наставления (продолжение)

0141Приказ соблюдать терпение и проявлять довольство

Приказ соблюдать терпение и довольство; не беспокоиться и не гневаться из-за того, что происходит с мусульманином. Терпение являлось жизненной необходимостью еще до того, как стало религиозной обязанностью, ибо надежды могут осуществиться только с помощью терпения. Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете»

(Коран, 3:200)

Ибо эта жизнь является местом невзгод и испытаний. И терпение являлось одним из неотъемлемых составляющих этой жизни, как это разъяснил наш Великий Господь, сказав:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых»

(Коран, 2:155)

Он похвалил терпение и, вместе с ним, прощение и милость к тому, кто допустил ошибку по отношению к тебе или причинил  зло. Все это – чтобы достичь очищения душ от злобы и ненависти. Всевышний Аллах говорит:

«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»

(Коран, 42:43)

Чтобы проявление терпения стало стремлением каждого мусульманина, Всевышний Аллах сделал обязательной Свою любовь по отношению к терпеливым, сказав:

 

«Ведь Аллах любит терпеливых»

(Коран, 3:146)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Никому не было дано лучшего и более щедрого подарка, чем терпение»[1].

Ислам разъяснил, что проявление терпения является утешением и радостью, так как трудности не могут длиться постоянно. Всевышний Аллах говорит:

«За каждой тягостью наступает облегчение»

(Коран, 94:6)

Один поэт сказал, описывая свое состояние во время несчастья:

Положение стало невыносимым и когда оно усилилось,

То трудности облегчились. А я-то думал, что они не облегчатся.

 

Терпение бывает трех видов:

Первый вид терпения. Терпение в подчинении Аллаху и Его приказам. Всевышний Аллах говорит:

«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!»

(Коран, 13:24)

Второй вид терпения. Терпение в страстях и запретных наслаждениях. Всевышний Аллах говорит:

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными»

(Коран, 18:28)

Третий вид терпения. Терпение в предопределении Аллаха. Всевышний Аллах говорит:

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи»

(Коран, 64:11)

Таким образом, Ислам указал мусульманину на терпение по отношению к предопределению Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мусульманину отдаляться от гнева, беспокойства и открытия дверей для сожаления:

«Кого бы ни постигло несчастье, если он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. О Аллах, вознагради меня за мое несчастье и возмести мне благом»,  – того Аллах вознаградит за постигшее его несчастье и заменит благом»[2].

Оставление гнева и отсутствие волнения

 

Ибо гнев может привести к результатам, которые имеют плохие последствия, о которых впоследствии человек будет сожалеть на протяжении всей своей жизни. Счастье скроется от него и он окажется в бедственном положении. Всевышний Аллах говорит, хваля того, кто описывается этим качеством:

«Которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются»

(Коран, 42:37)

Кто способен овладеть своим гневом, тот является более стойким к перенесению трудностей этой жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе»[3].

Поэтому человек, который владеет собой и руководствуется этим, ощущает счастье, потому что он победил свою душу, которая могла привести его к опрометчивому поступку с плохими последствиями.

Побуждение к прощению обиды

 

По причине этого поступка, души начинают любить друг друга – это устраняет злобу и ненависть. Всевышний Аллах говорит:

«Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»

(Коран, 3:134)

Более того, Ислам приказывает к тому, что возвышеннее этого: отвечать на зло добром, чтобы достичь наивысших степеней победы над душей. Это очистит души от скверны и ненависти. Таким образом распространится счастье и братство. Всевышний Аллах говорит:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник»

(Коран, 41:34)

Приказ проявлять оптимизм и не проявлять пессимизм; не верить в дурные предзнаменования

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет дурных предзнаменований. Лучше этого – надежда на лучшее». Его спросили: «А что такое надежда на лучшее, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Благое слово, которое говорит кто-то из вас»[4].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был примером для мусульман. Ему нравилась надежда на лучшее и не нравился пессимизм, как это передал аль-Бухари.

 

Запрет иметь плохое мнение о людях и разузнавать о них

 

Поистине, тот, кто имеет плохое мнение о людях, живет в беспокойстве, тревоге и нестабильности, опасаясь проявления плохого отношения от каждого. А тот, кто разузнает о людях, становится ненавистным и отвергнутым ими. Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный. О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий»

(Коран, 49:12-13)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, так не разузнавайте же, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха. Пусть же не сватается мусульманин после сватовства своего брата, пока тот не женится или не оставит. И пусть не женится на  женщине и на её тете со стороны отца; и на тете со стороны матери. Пусть не постится женщина желательный пост в присутствии её мужа, кроме как с его разрешения. И пусть не разрешает никому входить в его дом, кроме как с его позволения. А ту милостыню, которую она отдаст из его имущества, то ему полагается половина награды. И пусть не просит женщина о разводе свою сестру, чтобы потом самой выйти замуж. Ибо, поистине, у неё будет то, что предписано ей»[5].

Также Ислам повелевает мусульманину брать на себя затраты своего брата, сделанные на пути блага, чтобы очистить сердца от ненависти. И он обязательно найдет выход из сложившейся ситуации.

Думать о сегодняшнем дне, не размышлять о завтрашнем дне и забыть о вчерашнем

 

Всевышний Аллах говорит:

«Чтобы не пришлось человеку говорить: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!».         Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных»

(Коран, 39:56-57)

Один из древних поэтов сказал:

Что прошло –  умерло,

О чем думал – скрылось.

А для тебя – лишь час

В котором ты сейчас.

 

Никак иначе. Ведь размышления о прошлом не вернут того, что ушло. А размышления о будущем лишь будут мешать совершать поступки сейчас. Так сосредоточься же на том, где ты сейчас.

Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби



[1] Аль-Бухари, Муслим.

[2] Ахмад.

[3] Аль-Бухари, Муслим.

[4] Аль-Бухари.

[5] Аль-Байхаки.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика