Ревность бывает двух видов. Ревновать можно кого-то и к кому-то.
Ревность в отношении объекта своей любви обусловлена твоим нежеланием делить его с кем-то другим. Ревновать объект своей любви невозможно без наличия того, к кому ты его ревнуешь. Эта ревность похвальна в том случае, если объект любви относится к тем, которые скверно делить с кем-либо, — речь идёт о творении.
Если же говорить о таком объекте любви, соучастие в любви к которому является благим, например, о Посланнике, учёном или о Любимом и Близком — Всевышнем Аллахе, — то невозможно представить себе ревность в подобных случаях — скорее, это зависть! В данном случае похвальная ревность — ревность, заключающаяся в том, что человек не желает, чтобы любовь его доставалась другим вместо Него.
Или же он не желает, чтобы кто-нибудь узнал об этой любви и испортил её для него. Или же он проявляет ревность в отношении своих деяний, не желая, чтобы хоть что-то из них совершалось не ради объекта его любви.
Ревность может выражаться и в том, что он не желает, чтобы к его деяниям примешивалось что-то неугодное его Любимому — из совершения дел напоказ, или самолюбования, или желания иметь свидетелей своим деяниям или желания сокрыть от людей милости Всевышнего, которые Он оказывает ему, помогая ему совершать благие дела.
Если говорить в общем, ревность предполагает стремление человека к тому, чтобы его состояния и его деяния были посвящены только Аллаху.
Человек также может проявлять ревность в отношении собственного времени, избегая тратить его на неугодное Тому, Кого он любит.
Это ревность со стороны раба Аллаха, и это ревность к тому, кто мешает ему снискать довольство объекта своей любви и возводит препятствия на его пути.
Если же говорить о ревности объекта любви [Всевышнего Аллаха], то это нежелание того, чтобы сердце любящего Его испытывало такую же любовь к кому-то ещё, то есть придавало Ему сотоварищей в своей любви к Нему.
Поэтому ревность Всевышнего предполагает, что Eгo раб не должен совершать то, что Он запретил. И ревность Его — причина того, что Он запретил мерзости, совершаемые явно и тайно, потому что творения — Его рабы, и Он ревнует рабов Своих так же, как хозяин ревнует своих невольниц — а Аллах, разумеется, совершенен и ни с кем не сравним. Он ревнует рабов Своих, и эта ревность предполагает, что они не должны обращать свою любовь ни к кому, кроме Него, потому что любовь эта побуждает их страстно любить образы [творения] и совершать мерзость с ними.
Хадисы на эту тему приводят аль-Бухари и Муслим.
Кто почитал Аллаха так, что это удерживало его от ослушания Его, тому Аллах дарует уважение к нему со стороны людей, так что они не станут унижать его.
Если корни знания приживутся в почве сердца, в нём вырастает дерево любви, и когда оно становится прочным и сильным, оно начинает приносить плоды — покорность Ему, и это дерево «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (сура 14 «Ибрахим», аят 25).
Первая остановка на пути идущих: «Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура 33 «Союзники», аяты 41-42);
Вторая остановка: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура 33 «Союзники», аят 43). И последняя остановка: «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!»» (сура 33 «Союзники», аят 44).
Почва естественной природы человека плодородна и принимает то, что сажают в неё, и если будет посажено дерево веры и богобоязненности, то оно принесёт вечную сладость. А если будет посажено дерево невежества и
страстей, то плоды его будут горькими.
Устремись к Аллаху и требуй этого от глаза своего, от слуха своего, от сердца своего и от языка своего и да не уклонятся от этого возвращения эти четверо, ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством них, и тому, кому не удаётся сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удаётся сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берёт что — то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим.
Рождение покорности, её рост и приумножение осуществляется так же, как и в случае с косточкой, которую ты сажаешь в землю, и в конце концов она превращается в дерево и приносит плоды, и ты ешь его плоды и сажаешь в землю косточки от них, и каждый раз, когда оно приносит плоды, ты срываешь их и сажаешь косточки от них… То же самое можно сказать и о грехах, которые выстраиваются в подобную цепочку. Пусть же разумный человек задумается над приведённым примером. К награде за благое дело относится и совершение следующего благого дела, а к наказанию за скверное дело — совершение следующего скверного дела.
Не стоит удивляться рабу, который смиряется пред Аллахом, поклоняется Ему и без устали служит Ему, нуждаясь в Нём и будучи не в состоянии обойтись без Него. Удивление вызывает Властелин, Который помогает рабу Своему полюбить Его, оказывая ему многочисленные милости и благодеяния притом, что Он совершенно не нуждается в нём.
Достаточный почёт для тебя — то, что ты являешься Его рабом. И достаточный повод для гордости для тебя — то, что Он — твой Господь.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления