Ислам призывает к добродетели и осуждает порок. Добродетель приносит пользу не только одному человеку, но и всему обществу. Поклонение Аллаху и совершение праведных поступков наполняет душу миром, а жизнь – счастьем.
Всемогущий Аллах в Коране объясняет, что очищение души приносит успех, а ее осквернение грехом ведет к скорби.
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей прочность ее и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (Коран, 91:7-10).
Почему я несчастен?
Вы можете сказать:
«Я должен бы быть счастливым, так как могу делать все, что захочу и когда захочу – это полная свобода. Но почему же я несчастен?!»
Ответ прост: грехи противоречат фитре (человеческой природе).
К сожалению, в современном мире понятие фитра высмеивается как нечто старомодное, а порок расценивается как проявление «свободы личности». Но если всегда руководствоваться инстинктами, то чем же мы будем отличаться от животных? Да, у человека есть свобода выбора, но он от сотворения наделен сознанием и рациональным мышлением.
Мы, люди, созданы с телом и душой, и ислам стремится к тому, чтобы уравновесить то и другое. Если похоронить душу и думать только о теле, перегружая его тем, что для него невыносимо, это будет мука, а не жизнь.
Ислам разрешает человеку радоваться удовольствиям мира, при условии, что он не забывает об умеренности, и достигает удовольствий дозволенными (халяль) средствами.
Почему ислам запрещает порок?
Всевозможные пороки – тщеславие, жадность, гнев, чревоугодие, зависть, лень, внебрачные связи, пристрастие к спиртному, азартным играм, наркотикам, преступления – ислам считает недозволенными, так как они наносят духовный, физический и интеллектуальный вред.
Пороки – враг духовности
Можем ли мы утолить свою жаждущую душу, если погрязли в пороках? Пороки видоизменяют человеческое тело, превращая его в тело животного, в котором нет места духовности. Тело без души обречено на страдания, иногда даже подвержено мыслям о самоубийстве.
Коран говорит о вреде телесных пороков, таких как одурманивающие вещества (алкоголь и наркотики) и азартные игры:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:90-91).
Пороки, омрачающие душу, не менее тяжки, так как они медленно, но верно губят сердце. Тщеславие, жадность, гнев, лень, зависть и так далее вредны тем, что они, в основном, происходят от превосходства собственных желаний над всем остальным, и это идет в ущерб другим, хотя порочный человек вредит, в первую очередь, себе самому, так как поступает несправедливо по отношению ко всему лучшему в себе.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерегал против разрушительной силы ревности и зависти:
«Избегайте зависти. Истинно, зависть сжигает доброе, так же как огонь сжигает дрова» (Абу Дауд).
Он также советовал нам не допускать гнева:
«Сильный не тот, кто может свалить в борьбе. Однако силен тот, кто способен владеть собой во время гнева» (Бухари).
Пороки наносят физический ущерб
У человека только одно тело, и если он о нем не заботится, ему придется расплачиваться своим здоровьем. Поэтому ислам запрещает пороки еще и для того, чтобы сохранить наше физическое здоровье.
Внебрачные связи могут привести к серьезным заболеваниям, вплоть до сифилиса и СПИДа. Обжорство ведет к тучности, которая, в свою очередь, провоцирует диабет, высокое давление, болезни сердца.
Всемогущий Аллах в Священном Коране велит нам воздерживаться от обжорства:
«О сыны Адама! … Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (Коран, 7:31).
Наркотики и злоупотребление спиртным могут привести к тяжелым заболеваниям: раку, сердечной недостаточности, циррозу печени, невропатии. Более того, в состоянии опьянения резко повышается риск аварий и травм. Такие преступления, как убийство и торговля людьми имеют катастрофические последствия, потому что лишают жизни или навсегда разрушают ее.
Последствия пороков для интеллекта
Имам Аш-Шафии описывает, что злоупотребление едой и питьем негативно влияет на состояние ума, а не только на тело и дух. Он указывает:
«Я не наедался досыта с шестнадцати лет, потому что сытость отягощает тело, делает сердце черствым, сводит на нет проницательность, навлекает сон и делает человека слабым в поклонении Аллаху».
Хронический алкоголизм тоже влияет на интеллект:
«С возрастом мозг человека сжимается в среднем на 1,9% в десять лет. Это нормально. Но алкоголизм ускоряет сжатие важнейших участков головного мозга, что приводит к потере памяти и другим симптомам деменции (слабоумия)», — пишет сотрудник Центра исследований алкоголя, профессор психиатрии Университета Северной Каролины Дэвид Фримен (David Freeman).
Алкоголизм также может привести к постепенной утрате способности планировать, составлять свое мнение, решать задачи и осуществлять другие аспекты, являющиеся «способностями высшего порядка, которые позволяют нам максимально проявлять себя как человеческое существо».
Воздержание от порока» + «вера» = «счастье»
Вас угнетает несчастная жизнь? Вы тоскуете? Вам кажется, что жизнь утратила смысл, и чем больше ищете мирских «удовольствий», тем глубже становится пропасть внутри?
Действительно, Аллах предостерегал, что человек может опуститься до такой жизни, если забудет Его:
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (Коран, 20:124).
Всевышний обещает нам хорошую жизнь сейчас и после смерти, при условии, что будем верить в Него и не грешить:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран, 16:97).
Так что же такое вера в исламе? Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) на вопрос Джибрииля об имане (вере) говорит:
«Вера состоит в том, чтобы ты верил в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное» (Муслим).
Помимо веры, человек должен совершать такие богоугодные дела, как молитва, пост, закят, благотворительность, поминание Аллаха и тому подобное. Кроме того, следует развивать в себе такие черты характера: богобоязненность, терпеливость, доброта, щедрость, скромность и так далее.
Очнитесь от одурманивающей дремоты порока, дайте себе шанс испытать красоту и чистоту добродетельной жизни через учение ислама.