Знания

Воспитание детей в свете Священного Корана и Сунны

AjYHmPGDzn0Наделил Всевышний Аллах Своих рабов великими милостями, и одной из величайших милостей Аллаха являются праведные дети. И это является праведным деянием для родителей, как при их жизни, так и после их смерти. Как сообщил об этом Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа сал-лям) в хадисе Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что «когда человек уходит из жизни, все его деяния прекращаются, кроме трех», и среди прочего упомянул «праведного сына, который взывает к Аллаху за него». (Муслим, 1631).

По этой причине пророков и праведников заботило многочисленное потомство, так как они являются следствием великого блага. Многие люди пренебрегают этим, и особенно в наше время, насыщенном развлечениями, праздностью и искушениями.

Многие из них неведуют о пророческом руководстве, которое помогает в воспитании детей и является одним из важнейших вопросов, на которое мусульманин обязан обращать внимание и следовать ему, поскольку в нем имеются причины (успешности) воспитания детей, на которые указал Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям).
В этой небольшой книге я собрал из Корана и Сунны относительно воспитания детей то, что мне было облегчено, и быть может, она станет помощью и пособием для родителей в воспитании их детей.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом. Также я не забываю поблагодарить нашего шейха — Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана за его предисловие к этой книге. Прошу Аллаха поместить это его дело на чашу Весов с его добрыми деяниями и дать ему баракат (благодать) в его времени и знаниях.

Дети являются милостью от Аллаха и даром от Него

Дар или подарок — это то, что дарят без возмещения.
Всевышний Аллах сказал: “Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий” (Аш-Шура, 49-50).
Ибн ‘Атыйа (да смилуется над ним Аллах) в своем толковании “Аль-мухарру аль-уажиз” го-ворил:“Всевышний Аллах начал в этом аяте с женщин, оказывая им внимание, дабы (люди) заботились о них, оберегая их и проявляя к ним добро. Уасъиля ибн Аскъа’ (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, для женщины является счастьем то, что она рожает девочку прежде мальчика, поскольку Всевышний Аллах начал с женщин».
«…счастьем для женщины » – то есть из бараката (благодати) и признаков ее счастья в этом мире прежде будущей жизни”.
Люди делятся на четыре категории:
Исхак ибн Бишр говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении пророков, затем он распространяется на всех людей:
1- Пророк Лут (мир ему) был отцом дочерей и не имел сыновей.
2- Пророк Ибрахим (мир ему) являлся отцом сыновей и не имел дочерей.
3- Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) являлся отцом (детей) из обоих полов: как мужского, так и женского.
4- Пророк Яхйа ибн Закарийа был бесплодным».

Мольба пророков и праведников о наделении праведным потомством

Мольба пророка Закарийи
Всевышний Аллах сказал: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Аль-Имран, 38).

Одно из взываний праведников
Сказал Всевышний: «Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркан, 74).

О том, какую пользу получают родители от праведных детей

Праведные дети — милость Всевышнего Аллаха.

Посланник Аллаха (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – благое дело, которое продолжается (приносит пользу) и после его смерти; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него»(Муслим,1631).
Также Он (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, возвысят степень мужчины в раю. После чего он спросит: «А каким образом возвысилась моя степень?» Затем ему ответят: «По причине сына твоего, который просил у Аллаха прощения за тебя»(Ахмад в «Муснад» 16356-357 и ибн Маджа, 3660).
А так же Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «(Есть) Семь деяний, награда которых доходит до раба даже после его смерти, тогда как он уже будет в могиле. А это – знания, которым он обучил людей; река, к которой он проложил дорогу; колодец, который он вырыл; пальма, которую он посадил; мечеть которую он построил; Коран, который он оставил в наследство; праведный сын, который после его смерти просит Аллаха, чтобы Он простил его» (Ибн Маджа, 242 и ибн Хузайма в «Сахих» 4121).

О том, что является обязательным воспитывать детей в духе покорности Аллаху

Является обязательным для отцов и матерей обратить особое внимание на правильное воспи-тание своих детей, чтобы это стало для них благочестивым деянием во время их жизни и после их кончины.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим, 6).
Также Всевышний Аллах сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо со-вершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью» (Та-ха, 132).
Сообщается, что ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству.

Правитель является пастырем для своих подданных и несет ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству» (аль-Бухари, 893 и Муслим, 1729).
Посланник Аллаха (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (несовершение) этого начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно” (Абу Дауд, 495).
От АбдуЛлаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Достаточно мужчине греха, если он погубит тех, кого обязан содержать» (Абу Дауд, 1692).

Виды наставления (хидайа)

Многие люди не совершают причины, которые способствуют воспитанию их детей. Они не жертвуют причинами, посредством которых их дети растут в духе богобоязненности и любви к совершению добра. И их дети впадают в прегрешения, причиняя страдания людям.

Наставление к прямому пути делится на два вида:

1 – Указание и разъяснение
Вот этот вид является требуемым от всех. Это указание людям добра, побуждение их к совер-шению благих деяний и к оставлению порицаемых. И об этом виде наставления упоминается в словах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (аш-Шура, 52).

2 – Помощь, внушение и принятие
Этим видом не властен никто, кроме Аллаха. Поистине, Он наставляет на прямой путь, кого пожелает, по милости Своей. Всевышний сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (аль-Касас, 56).
Также Всевышний сказал: «На тебя возложено только донесение» (аш-Шура, 48).

А также Всевышний Аллах сказал: «Вести их прямым путем — не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает» (аль-Бакара, 272).

Действия, предпринимаемые для воспитания детей

1 – Сначала мы начиняем исправлять самих себя
Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (ат-Тахрим, 6).
Праведность отца и матери является главнейшей причиной, способствующей воспитанию детей, поскольку они для них являются образцом для подражания. Дети подражают своим родителям: и если сын подражает отцу, то дочка подражает матери. Сказал Всевышний Аллах: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур, 21).

2 – Выбирать для своих будущих детей праведную мать 
Поистине, тот, кто желает спелые плоды, ищет хорошую землю. Одна из мудростей брака — рождение праведных детей, которые будут поклоняться одному лишь Аллаху и которые станут сбережением для своих родителей. Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах, и я буду гордиться вашим числом перед другими пророками» (Абу Дауд, 2050, ан-Насаи ,3227 и др.).
Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) разъяснил людям мерило в выборе жены, сказав:«Женщину берут в жёны из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее происхождения, из-за ее красоты и из-за ее религии. Добивайся же той, которая привержена религии (праведна), иначе ты проиграешь!» (аль-Бухари,5090 и Муслим,1466).
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса, 34). Покорны: то есть, которые подчиняются своим мужьям и оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие.
Посланник Аллаха (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) хвалил ту женщину, которая привержена религии, сказав: «Не сообщить ли вам о наилучшем из того, что копит мужчина? Это праведная женщина» (аль-Хаким в «Мустадрак» 2363).
Однажды некий мужчина явился к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), жа-луясь на непослушание своего сына. Затем он привел своего сына к ‘Умару, и ‘Умар начал его порицать за ослушание. После чего сын того мужчины спросил ‘Умара: «А разве не имеются обязанности отца перед своим сыном?» На что ‘Умар ответил: «Конечно (есть)».

Тогда он спросил: «А в чем состоит обязанность отца перед своим сыном?». В ответ на это ‘Умар сказал: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее имя и научил его Корану». Затем сын сказал: «Поистине, мой отец ничего из этого не сделал. Что касается моей матери, то она чернокожая (рабыня), которая принадлежала огнепоклоннику.

И отец назвал меня именем «Жук» и не научил меня даже одной букве из Корана». После чего ‘Умар повернулся к этому мужчине и сказал: «Ты пришел ко мне, жалуясь на непослушание своего сына, тогда как ты сам ослушался его, прежде чем он проявил непослушание тебе».
Абу ал-Асуад ад-Дуали сказал своим сыновьям: «Я уже проявил благодеяние ко всем вам, к старшим и младшим среди вас, до того как вы появились на свет». Затем они его спросили: «А каким образом ты сделал для нас добро до того, как мы еще не родились?». На что он ответил:«Выбрал для вас мать, по причине которой не оскорбляют (вас)».

Будущая мать также ищет для себя праведного мужа
Как мужчина ищет для себя праведную супругу, точно так же и женщина выбирает для себя праведного мужа.
От Абу Хурейры (да смилуется над ним Аллах) передано, что Посланник Аллаха (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Если к вам придет свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте за него замуж. Иначе на земле распространится смута и великое нечестие” (ат-Тирмизи, 1084, Ибн Маджах,1967 и аль-Хаким 2/179).
Поэтому мы видим, что прочной основой, на которой основывается выбор между супругами, является религия и нрав; и это то, посредством чего воплощается правильное воспитание детей.
Также желательно мужу в первую брачную ночь приложить руку ко лбу жены и сказать: «Ал-лахумма инни ас’алюка мин хайриха уа хайри ма джабальтаха ’алейх, уа-а’узу бика мин шарриха уа-шарри ма джабальтаха ’алейх!» (“О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от нее добра и всего доброго, чем Ты ее одарил! И прибегаю к Тебе от ее зла и от всего злого, чем Ты ее наделил”). После чего совершить совместно с ней намаз в два ракаата (аль-Хаким в «Мустадрак» 2202).

3- Поминание имени Аллаха перед совокуплением с женой
Одной из причин, которая способствует получению праведного сына, является мольба при половом сношении.
От ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передано, что Посланник Аллаха (сол-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Если любой из вас перед совершением полового сношения со своей женой скажет: «Би-сми-л-Лях! Аллахумма джаннибна-ш-шайтан, ва джанниби-ш-шайтана ма разактана!» («Во имя Аллаха! О Аллах! Удали сатану от нас и от того, чем Ты наделил нас!»), — и если Аллах предопределил для них иметь ребенка, то Сатана уже не сможет повредить ему». А в другой версии этого хадиса, передаваемой аль-Бухари сказано: «Шайтан уже никогда не сможет повредить ему» (аль-Бухари, 141,5165 и Муслим, 1434).
Относительно слов Посланника (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) «Шайтан уже никогда не сможет повредить ему» ученые давали различные пояснения:
1 – То, что шайтан никогда не возьмет власть над ним, по причине зикра (поминания) при совокуплении.
2 – То, что шайтан никогда не сможет поразить его.
3 – То, что шайтан никогда не сможет повредить его телу.
4 – Что касается ибн Дакъикъа аль- ‘Иида, то он говорил: «Также, быть может, и не повредит его религии». А ад-Дауди относительно значения слов «он ему не повредит» говорил: «То есть не совратит его с религии к неверию. И здесь не подразумевается то, что ребенок будет защищен от совершения греха» (См. «Фатхуль-Бари» 9285-286).
Смысл здесь заключается в том, что Аллах оберегает этого ребенка от прикосновения шайтана и его вреда по причине бараката (благодати) этого зикра (поминания), на который указал Пророк (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям).

4 – Один из вопросов, который имеет связь со здоровьем детей и с их воспитанием — проявление повышенной внимательности матери в течении своей беременности
А это подразумевает не употребление и не совершение того, что повредит беременности или что послужит причиной уродливости развивающегося в утробе матери зародыша.

Например:
1 – Снадобья, лекарства, лучи и т.п.
2 – Тяжелые работы.
3 – Курение, как со стороны матери, так и со стороны отца.
4 -Употребление наркотиков и опьяняющих напитков (вследствие чего ребенок рождается пьяным, поскольку зародыш кормится тем, чем питается мать).

Возвещение о радостной вести, когда на свет появляется ребенок
Если Аллах наделит мусульманина ребенком, то Сунной для него является возвещение о радостной вести, как только родится ребенок. И будет это радостной вестью о появлении на свет ребенка. Как сказал Всемогущий и Великий Аллах: «О Закария! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья» (Марьям, 7).
Также Всевышний Аллах сказал: «Тогда мы обрадовали его (пророка Ибрахима) вестью о выдержанном мальчике» (Ас-Саффат, 101).
Также Всевышний сказал: «Мы обрадовали его вестью об Исхаке — пророке из числа праведников» (Ас-Саффат, 112).
А та кже Аллах сказал: «Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия ‘Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных» (Аль-’Имран, 45).

Суджуд аш-шукр (земной поклон в знак благодарности Аллаху)
Сунной является для мусульманина совершить земной поклон Аллаху, когда к нему явится милость от Аллаха. Суджуд аш-шукр является узаконенным действием, более того желательность его усиливается при получении какой-либо милости и устранении бедствия. Это простой один земной поклон, подобно земному поклону «ат-тиляуа» (земной поклон во время чтения Корана).
Когда до Пророка (солляЛлаху ‘алейхи уа саллям) доходила радостная весть, он совершал земной поклон, проявляя этим благодарность Аллаху (Абу Дауд 2774).
Также и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, когда ему сообщили о завоевание «аль-Йамамы» (аль-Байхакъи в «Сунан аль-кубра» 2371).
А также Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, когда его обрадовали вестью о принятии Аллахом его покаяния (аль-Бухари 4418, Муслим 2769).

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика