Знания

Закят

1В месяц поста  награда  за  совершенные благодеяния  приумножается,  и поэтому многие верующие стремятся успеть в этот месяц совершить больше праведных поступков. Одним из них является закят, который выплачивается один  раз  в  год.  И хотя  закят необязательно  выплачивать  в  рамадане, мусульмане часто приурочивают его к этому месяцу в надежде снискать благословение Аллаха и обрадовать нуждающихся братьев и сестер именно в те дни, когда распахнуты врата Божьей милости.

Закятом называется обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Закят – один из пяти столпов ислама, и в Священном Коране он часто упоминается наряду с намазом.

Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему  искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (аль-Беййина, 5). Он также сказал: «Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжите Аллаху прекрасный заем. Какое бы  добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения» (аль-Муззаммиль, 20). В другом аяте говорится: «Дары,  которые вы   преподносите,  чтобы  приумножить  их   за   счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха» (ар-Рум, 39).

О важном месте, которое закят занимает в исламе, говорится и во многих достоверных хадисах. Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц рамадан». i

Мусульмане   единодушны   в   том,  что   закят  относится  к   обязательным предписаниям религии, и тот, кто отрицает это, зная о повелении Аллаха и Его посланника, тот является неверующим, если даже он на словах признает Аллаха своим Господом, Мухаммада – своим пророком, а ислам – своей религией.   Если   же   человек   признает   необходимость   закята,   но   не выплачивает  его  полностью  или  частично,  то   он  является  грешником, ослушником и заслуживает самого сурового наказания.

Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и   серебро   и   не   расходуют   их   на   пути   Аллаха,   мучительными страданиями. В  тот  день они  (накопленные ими  сокровища)  будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» (ат-Тауба, 34-35).

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,   сказал:  «Если   человек,   владеющий   богатством,   не выплачивает закят, то он будет гореть в пламени геенны и для него будут уготовлены пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб. И продлится это, пока Аллах будет вершить суд над Своими рабами в День,   который   равен   пятидесяти   тысячам   лет,   а   затем   Аллах определит его место либо в Раю, либо в Аду». ii

В другом хадисе  Абу  Хурейры сообщается, что  посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Если тот, кому Аллах даровал богатство, не выплачивает с него закят, то в Судный день пред ним предстанет плешивый двурогий змей. Он обовьется вокруг его шеи, а затем возьмется за углы его рта и скажет: «Я – твое богатство! Я – твои сокровища!»  Затем он прочел:  «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели» (Аль Имран, 180). iii

В хадисе, рассказанном со слов Абу  Зарра, сообщается,  что посланник Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, также сказал:  «Если хозяин верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в День воскресения самые крупные и тучные из них будут бодать его рогами и топтать копытами. Всякий раз, когда последний из них пройдет по нему, к нему вернется первый, и это продлится, пока не свершится суд над людьми». iv

Но если мусульманин выплачивает закят ради своего Господа, надеясь на Его вознаграждение, то он непременно получит щедрую награду от Благодарного Покровителя и никогда не окажется в убытке. Мы назовем некоторые из благ, которые приобретает верующий, выплачивая закят.

Во-первых,  он заслуживает милость Аллаха. В Коране по этому поводу говорится: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет   всякую   вещь.   Я   предпишу   ее   для   тех,   которые   будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения» (аль-Араф, 156.)

Во-вторых,  его   душа  очищается  от  привязанности  к   мирским  благам, скупости, алчности и многих других пороков. Всевышний сказал: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103).

В-третьих,  он   воспитывает   в   себе   прекрасные   качества,   проявляет великодушие, сострадание и заботу к нуждающимся. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,   сказал:  «Над   теми,   кто   милостив,   смилостивится Милостивый. Будьте милостивы к тем,  кто на земле, и  над  вами смилуется Тот, Кто на небе. Родственные связи – это переплетенные корни   от   Милостивого  v,   и   того,   кто   поддерживает   их,   Аллах поддержит, а того, кто разрывает их, Аллах разорвет». vi

В-четвертых,  закят   и   пожертвования   помогают   человеку   сохранить дарованное ему богатство, равно  как скупость и скаредность губят его. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести   тому,  кто   пожертвовал».   Другой  же  говорит:   «Господи, погуби того, кто скупился». vii

В-пятых, он приумножает не только свое вознаграждение в Будущей жизни, но и свое состояние, поскольку Аллах приумножает и благословляет его. Всевышний сказал:  «Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39).

В хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Сын  Адама, делай пожертвования, и Мы одарим тебя». Он также сказал: «Десница Аллаха полна». viii

В-шестых, в Судный День мусульманин окажется в тени своих благодеяний. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых Аллах укроет в Своей тени в тот день, когда не будет тени, кроме Его тени. Это – справедливый имам; юноша, который вырос в поклонении Аллаху; человек, сердце которого  привязано к мечетям; двое людей, которые возлюбили друг друга ради Аллаха,   встречаются   и   расходятся   только   ради   Него;   мужчина, которого позвала к себе знатная и красивая женщина, а он ответил: «Я боюсь Аллаха»; и человек, который сделал пожертвование и скрыл его, так что его левая рука не узнала о том, что тратит правая; и человек, который   в  уединении   поминает   Аллаха,   а   его   глаза   наполняются слезами». ix

Наряду   с   этим   закят   имеет   большое   социальное   значение,   делает правоверных более сплоченными,  позволяет  нуждающимся мусульманам избавиться от бремени долгов и многих других нужд. Все это – лишь малая толика того блага, которое люди извлекают из закята. И если состоятельный человек все еще скупиться расходовать свое имущество на пути Того, Кто оказал ему великую милость и почтил его благами, которых лишены многие из рабов Божьих, пусть он усвоит три истины, которым обучил  своих последователей   благородный   Посланник,   да  благословит   его   Аллах   и приветствует.

Передают со слов Абу Кабши аль-Аннамари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я клянусь о трех вещах, и я расскажу вам о них. Запомните их!» Он сказал что-то вроде этого: «Имущество раба не уменьшится от пожертвования. Если с рабом поступили несправедливо, и он проявил терпение, то Аллах непременно возвеличит его. Если раб раскроет дверь для просьб, то Аллах раскроет  перед ним дверь нищеты». Он также сказал: «Я расскажу вам рассказ, запомните же его! Мирские блага достаются четырем людям: рабу, которого Аллах наделил богатством и знаниями, и он пользуется ими, опасаясь своего Господа и поддерживая родственные связи, и помнит о том, что у Аллаха есть право на них  x. Он занимает самое лучшее место. Оно также достается рабу, которого Аллах наделил знаниями, но не наделил богатством. Он имеет правдивое намерение и говорит: «Если бы у меня было богатство, то я поступил бы, как такой-то». Он действительно имеет такое намерение, и эти двое получают одинаковое вознаграждение.   Оно   достается   и   рабу,   которого   Аллах   наделил богатством, но не наделил знаниями. Он расходует его, потакая своим желаниям  и  не  руководствуясь  знаниями,  не опасаясь  Аллаха   и  не поддерживая родственные связи. Он не помнит о том, что у Аллаха  есть право на его богатство, и занимает самое скверное место. И оно достается рабу, которого Аллах не наделил ни богатством, ни знаниями, и он говорит: «Если бы у меня было богатство, то я поступил бы, как такой-то». Он  действительно  имеет  такое намерение, и  эти двое совершают одинаковый грех». xi

Закят обязательно выплачивать с четырех видов имущества.

1. Золото, серебро и бумажные деньги

Всевышний сказал:  «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (ат-Тауба, 34). Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в Адском Пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину.   Всякий   раз,   когда   они   остынут,   их   вновь   раскалят.   Это продлится   День,   равный   пятидесяти   тысячам   лет,   пока   будет вершиться суд над рабами». xii

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров xiii. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то  ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то  закят   следует   подсчитывать   из   такого   же   расчета.   Закят   не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год». xiv Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота.

В другом хадисе, рассказанном со слов Али б. Абу Талиба, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов xv выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов».  xvi Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 г. серебра.

Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде   денег,   слитков   или   драгоценностей,   так   как   священные   тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер.

Передают   со   слов   Абдуллаха   б.   Амра,   что   однажды   к   Пророку,   да благословит его Аллах и приветствует, пришла женщина с дочерью, на руках которой были два больших золотых браслета. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее:  «Ты выплатила с них закят?» Она ответила:   «Нет».   Он   сказал:   «Тебе   хотелось   бы,   чтобы   в   День воскресения Аллах надел на тебя вместо них два браслета из огня?»  Женщина  сняла   их,  передала  Пророку,  да  благословит  его   Аллах   и приветствует,   и  сказала:   «Я  жертвую  их   в  пользу  Аллаха  и   Его посланника». xvii

Передают со слов Аиши, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел  к  ней и увидел у нее на руке большие серебряные кольца. Он спросил:  «Что это, Аиша?» Она ответила: «Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о посланник Аллаха». Он спросил: «Ты выплачиваешь с них закят?» Она ответила: «Нет». Или же она сказала: «Если так будет угодно Аллаху». Тогда он сказал: «Этого достаточно, чтобы попасть в Ад». xviii

В другом хадисе говорится, что мать правоверных Умм  Салама носила золотые украшения и спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и   приветствует:  «О  посланник   Аллаха,   считается   ли   это,   что   я накапливаю сокровища?» xix Он ответил: «Нет, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят». xx

Облагаемый закятом минимум бумажных денег определяется из расчета по серебру. Это значит, что если человек в течение года располагал суммой, равной стоимости 595 г. серебра, то он обязан выплачивать с нее закят.

Закят с указанных трех наименований выплачивается по прошествии одного года в размере 2,5%. Если человек не владеет этими ценностями в течение целого года, то он не обязан выплачивать с них закят.

При этом если количество золота или серебра в отдельности не достигает облагаемого закятом минимума, то их нельзя объединять. Однако их следует объединять с бумажными деньгами и товарами. Кроме того, золото и серебро объединяются, если они предназначены для торговли. Закят с  украшений  выплачивается  деньгами  в размере  2,5%  от общей стоимости   золотых   и   серебряных   украшений.   При   этом   стоимость бриллиантов   и   драгоценных   камней   не  учитывается,   потому   что   они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.

Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. И если даже у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, он все равно должен выплачивать закят.  В  пользу  этого  свидетельствует то,  что  священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг.

Возможен  и такой  случай,  когда  у мусульманина  всего  1000  долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят, потому что долг перед Аллахом важнее долговых обязательств перед Его рабами.

Закятом  облагается и имущество, данное в  долг,  если  кредитор  может получить свои деньги обратно, когда пожелает. В этом случае он может либо ежегодно выплачивать закят с данной в долг суммы из своего имущества, либо выплатить с него закят сразу после того, как ему вернут долг. Если же кредитор   не   может   получить   свой   долг   из-за   неплатежеспособности должника, или если тот отказывается вернуть долг вовремя, то он обязан выплатить закят только за тот год, когда ему вернут долг. А лучше всего об этом известно Аллаху.

2. Зерновые и плоды

Всевышний   Аллах   сказал:  «О   те,   которые   уверовали!   Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара, 267).   В   другом   аяте   говорится:  «Вкушайте   эти   плоды,   когда   они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (аль-Анам, 141).

Передают со слов Абдуллаха б. Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то выплачивается половина одной десятой». xxi Из этого хадиса следует, что размеры закята, который взимается с посевов, орошаемых естественным и искусственным путем, различаются. Мудрость этого предписания состоит в том, что крестьянин, который орошает свои посевы или сады искусственным путем, затрачивает намного больше усилий и материальных  средств, нежели крестьянин, посевы или сады которого орошаются естественным путем.

Таким образом, если посевы или сады орошались естественным путем, то крестьянин должен  выплачивать  в качестве  закята одну  десятую  часть урожая. Естественным путем орошаются посевы и сады, которые совершенно не   нуждаются   в   орошении,   либо   которые   орошаются   водами   рек   и источников, либо которые орошаются дождевой водой. Если крестьянин вырыл канал, чтобы его посевы орошались водами реки, то считается, что его посевы орошаются естественным путем. Если он вырыл родник, из которого вода   бьет   ключом,   то   также   считается,   что   его   посевы   орошаются естественным путем, потому что он не прилагает усилий для того, чтобы вода дошла до его земельного участка. Но если он переносит воду в сосудах или качает воду посредством насосов и других средств, то такое орошение считается искусственным. При искусственном орошении крестьянин должен выплачивать половину одной десятой части урожая. Если посевы или сады орошались  в равной  степени естественным  и  искусственным  путем,  то крестьянин должен выплачивать три четверти одной десятой части урожая.

Такое   возможно,   например,   если   шесть   месяцев   сады   орошались искусственным путем, а шесть месяцев – естественным путем. Если при смешанном орошении крестьянин не может точно определить, какая из двух форм орошения была преобладающей, то он должен ориентироваться на ту форму   орошения,   которая   лучше   способствует   созреванию   урожая.

Например,   если   урожай   фруктов   лучше   созревает   при   искусственном орошении, то крестьянин должен выплачивать закят в размере половины одной десятой части урожая. Но если при смешанном орошении крестьянин не знает, какая форма орошения лучше способствует созреванию урожая, то ему надлежит  выплачивать одну  десятую часть урожая.  Причина этого предписания состоит в том, что закят с урожая взимается в размере одной десятой   части   до   тех   пор,   пока   не   доказано,   что   урожай   орошается искусственным путем.

Передают  со   слов   Джабира  б.   Абдуллаха,   что   посланник  Аллаха,   да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий. Закятом не облагаются верблюды, если их меньше пяти голов. Закятом также не облагаются финики, если  их меньше пяти васков». xxii

Богословы единодушны в том, что один васк вмещает 60 саа. xxiii Поскольку в настоящее время люди чаще пользуются мерами веса, а не мерами объема, крестьяне должны уметь переводить их друг в друга. В частности, пять васков вмещают 612 кг пшеницы высшего сорта.

Передают, что Абу Муса аль-Ашари и Муаз б. Джабал рассказывали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Собирайте закят только с четырех видов зерновых и плодов: ячменя, пшеницы, изюма и фиников». xxiv

Опираясь на этот хадис,  многие богословы считали, что  закят следует выплачивать только с ячменя, пшеницы, изюма и фиников. Однако не все богословы разделяли это мнение. Абу Ханифа считал, что закят следует выплачивать со всего, что произрастает на земле, кроме травы, дров, соломы и  пальмовых   ветвей.   Малик  и   аш-Шафии   считали,   что   закят  следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, если они являются основными продуктами питания. Ахмад, Абу Йусуф, Мухаммад и некоторые другие считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, даже если они не являются основными   продуктами   питания.   Согласно   последнему   мнению,   закят обязательно выплачивать даже с кукурузы и риса, маиса и гречихи, черного тмина и кориандра, оливок и миндаля, фисташек и грецкого ореха, земляного ореха и т.п. Однако достоверные хадисы свидетельствуют о том, что закят обязательно выплачивать только с пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Эти хадисы   ограничивают   смысл   коранического   откровения,   в   котором предписано выплачивать пожертвования из того, что произрастает на земле.

Это мнение является самым достоверным, и поэтому со всех остальных плодов и зерновых закят можно взимать только по доброй воле хозяина урожая.

Следует отметить, что закят не взимается с перечисленных продуктов, если их количество не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности.

Пшеницу нельзя объединять с ячменем, а изюм нельзя объединять с сухими финиками,   если   количество   каждого   из   них   в   отдельности   меньше облагаемого   закятом   минимума.   Однако   если   урожай   одного   из   этих продуктов собирается более одного раза в год, то их следует объединять.

Например, если урожай зимой пшеницы и урожай яровой пшеницы вместе достигают   облагаемого   закятом   минимума,   то   мусульманин   обязан выплачивать с них закят. Для законности взимания закята также необходимо, чтобы   мусульманин   был   владельцем   урожая,   достигшего   облагаемого закятом минимума, в тот период, когда необходимо подсчитывать закят.

Срок подсчета закята с плодов наступает, когда они созревают, но не падают на землю. А срок подсчета закята с зерновых наступает, когда зерна и колосья становятся крепкими, но не отламываются. Мусульманин должен выплачивать  закят   только   в   том   случае,   если   в   этот  период   урожай принадлежал   ему.   Если   же   мусульманин   приобрел   урожай,   который достигает облагаемого закятом минимума только вместе с попадавшими фруктами или отломившимися колосьями, то он не обязан выплачивать закят, потому что не был владельцем поля или сада тогда, когда наступил срок подсчета закята.

Закят не выплачивается с зелени и овощей. Передают со слов Мусы б. Тальхи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Овощи не облагаются пожертвованиями». xxv

Закятом также не облагается мед, хотя богословы высказывали по этому поводу разные мнения. Абу Ханифа, Ахмад и Исхак считали, что закят с меда  взимается  сразу   после  его   получения.  Согласно  одному   из  двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам аш-Шафии.

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при жизни взимал с каждых десяти мехов меда один мех средних размеров. xxvi В другой версии хадиса сообщается, что мужчина по имени Хиляль из племени Мутан привез посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десятую часть собранного меда и попросил   его   сохранить   за   ним   долину,   которую   называли   Салабой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранил за ним эту долину. А во времена правления Умара б. аль-Хаттаба Суфьян б. Вахб спросил у него, как поступить с ней. Умар б. аль-Хаттаб написал ему: «Если   он   будет  выплачивать   тебе   десятую   часть   собранного   меда, которую он выплачивал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сохрани за ним Салабу. В противном же случае знай, что пчелы – насекомые дождя, мед которых может употреблять в пищу любой, кто пожелает». xxvii

Из этих сообщений не следует, что закят с меда является обязательным. Сподвижники, которые выплачивали закят, поступали так по собственной инициативе. Именно  поэтому  Умар  б.  аль-Хаттаб  предоставил  племени Мутан право выбора. Но будь закят с собранного меда обязательным, он обязал бы их выплачивать его.

Что касается рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и других даров моря, то закят с них также не является обязательным. Передают, что Ибн Аббас сказал: «Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море». xxviii   Кроме того,  нет  ни  одного  достоверного  сообщения  о  том,  что мусульмане   выплачивали   закят   с   даров   моря   во   времена   Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных халифов.

3. Товары, предназначенные для торговли

Передают, что Самура б. Джундуб рассказывал:  «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать». xxix Этот хадис свидетельствует о том, что выплачивать закят с предназначенного для  торговли  имущества  обязательно,   и   этого   мнения   придерживается большинство мусульманских богословов. Оно подтверждается следующим высказыванием   Всевышнего:  «О   те,   которые   уверовали!   Делайте пожертвования   из   приобретенных   вами   благ…»  (аль-Бакара,   267). Муджахид сказал, что этот аят ниспослан о торговле.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Большинство богословов считают, что выплачивать закят  с  предназначенного   для  торговли  имущества  обязательно.   Этого мнения   придерживались   семь   выдающихся   правоведов   из   числа последователей  сподвижников.  Однако   те,  которые  не  разделяют этого мнения,   не   считаются   неверующими,   потому   что   по   этому   вопросу существуют разногласия».

Следует отметить, что имущество человека считается предназначенным для торговли   с   того   момента,   как   хозяин   вознамерился   продать   его   для получения  прибыли. Например, если человек  приобрел   автомобиль для частного  пользования, а затем решил сделать его стоимость начальным капиталом для коммерции, то по прошествии года он обязан выплатить закят.

Но если человек решил просто продать автомобиль и получить наличные деньги, то по прошествии года он не обязан выплачивать закят с торговли.

Если человек решил продать земельный участок для того, чтобы купить другой, он также не обязан выплачивать закят с торговли, потому что у него не было намерения заниматься коммерцией.

Также следует отметить, что закят с товаров нельзя выплачивать досрочно или задерживать, потому что цены на товар могут вырасти или упасть.

Выплачивается он деньгами, и при этом учитывается рыночная цена товаров.

Если товары продаются в розницу, то учитывается их розничная цена. А если товары продаются оптом, то учитывается их оптовая цена.

Также  следует  отметить,  что   если  в  начале  отчетного  года  стоимость предназначенного для торговли имущества достигала облагаемого закятом минимума, а затем опустилась ниже облагаемого закятом минимума, то торговец освобождается от выплаты закята. Если же в конце отчетного года стоимость предназначенного для торговли имущества выросла, то торговец обязан   выплачивать   закят   со   всего   предназначенного   для   торговли имущества. Это объясняется тем, что  прибыль от торговли неразрывно связана с основным капиталом. И поэтому закят с прибыли от торговли надлежит выплачивать в конце отчетного года, даже если торговец не владел ею в течение целого года.

Облагаемый   минимум   товаров   составляют   товары,   стоимость   которых эквивалентна стоимости 595 г. серебра. По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их  общая стоимость (с учетом  товаров, взятых в долг) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров,  независимо  от  того,  осталась  их   стоимость равной покупной цене, упала или возросла. Закят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п.

Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учет всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них закят. Если же подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить закят так, чтобы не испытывать угрызений совести.

Закят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих   предметов,   которые   человек   приобрел   для   индивидуального использования. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и со своего коня».  xxx Закят также не выплачивается с тех вещей, которые человек  использует для заработка, например, с автомобиля, который он использует как такси.

Закят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но закят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владеет этой суммой в течение одного года, и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Закят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для коммерции.

4. Домашний скот

Закят взимается только с четырех видов домашнего скота: верблюдов и верблюдиц, быков и коров, баранов и овец, коз и козлов. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Молочной считается скотина, предназначенная для доения   молока.   Племенной   считается   скотина,   предназначенная   для размножения   стада.   Закят   не   выплачивается   с   рабочей   скотины, предназначенной   для   перевозки   грузов   или   других   тяжелых   работ. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался на пастбище в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то закятом он облагается только тогда, когда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посредством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается закятом в соответствии с установленными  правилами.  В  этом  случае закят  выплачивается  как   с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.

Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов – две овцы; от 15 до 19 голов – три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов – однолетка; от 36 до 45 голов – двухлетка; от 46 до 60 голов – трехлетка; от 61 до 75 голов – четырехлетка; от 76 до 90 голов – две двухлетки; от 91 до 120 голов – две трехлетки; более 121 головы – три двухлетки;   и  далее  с  каждых   сорока  голов  взимается   двухлетка,   а  с пятидесяти – трехлетка.

Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца.

В   качестве   закята   нельзя   отдавать   больных,   истощенных,   старых, беременных   и   прожорливых   животных,   а   также   скот   с   физическими недостатками или изъянами. Также не взимаются козлы, если только на это не согласится сборщик закята.

Это – лишь некоторые правила взимания закята с имущества. Более подробно эти  предписания  изложены  мной  в   комментариях   к  сборнику  хадисов «Достижение цели» выдающегося мусульманского ученого Ибн Хаджара аль-Аскалани, да смилостивится над ним Аллах.

Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

iii Этот хадис передал аль-Бухари.

iv Этот хадис передал Муслим.

v   Имеется   в   виду,   что   родственные   связи   установлены   Аллахом   в соответствии с Его  божественной мудростью, и поэтому люди обязаны поддерживать их. vi Этот хадис передал Ахмад с достоверной цепочкой рассказчиков.

vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

viii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

x Имеется в виду, что человек обязан расходовать часть своего имущества и обучать приобретенным знаниям тех, кто нуждается в этом, выполняя тем самым свою обязанность перед Аллахом.

xi Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

xii Этот хадис передал Муслим.

xiii Динар –  золотая монета, которая во  времена Пророка Мухаммада, весила один мискаль. Это эквивалентно 4,25 г. чистого золота.

xiv Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и аль-Бейхаки, и аль-Бухари назвал его достоверным.

xv   Дирхем   –   серебряная  монета,   которая   во   времена  Посланника,   да благословит его Аллах и приветствует, весила 0,7 мискаля. Двести дирхемов весили 190 мискалей, что эквивалентно 595 г. чистого серебра.

xvi Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи сказал, что аль-Бухари считал его достоверным.

xvii Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, ад-Даракутни и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков.

xviii  Этот хадис передали  Абу  Давуд,  аль-Хаким,  ад-Даракутни и  аль-Бейхаки.

xix   Она   имела   накопление   сокровищ,   за   которое   Аллах   Всевышний пригрозил мучительными страданиями в суре «ат-Тауба».

xx Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Бейхаки. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари, и с ним согласился аз-Захаби.

xxi Этот хадис передал аль-Бухари.

xxii Этот хадис передал Муслим.

xxiii Саа – арабская мера сыпучих тел, равная четырем муддам.

xxiv Этот хадис передали  ат-Табарани  и аль-Хаким, причем  последний назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.

xxv Этот хадис передал ад-Даракутни, однако цепочка его рассказчиков является  отосланной,  потому   что   Муса  б.  Тальха  был  последователем сподвижников. Знатоки хадисов признали его заслуживающим доверия, и поэтому  это  сообщение  является  одним  из  самых  сильных  отосланных хадисов.

xxvi Этот хадис передали Абу Убейд, аль-Асрам и Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxvii Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

xxviii  Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и Абу Убейд. Аль-Бухари передал  его  без  цепочки рассказчиков.  Ибн  Абу  Шейба и  Абу  Убейд передали похожее сообщение и со слов Джабира.

xxix Этот хадис передал Абу Давуд. Ибн Абд аль-Барр назвал его хорошим, но Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от его оценки. Ибн Хаджар и многие другие хадисоведы считали его слабым, потому что одним из его рассказчиков   был   Сулейман   б.   Самура,   который   не   был   известен авторитетным   знатокам  хадисов.  Тем   не  менее,  хадисы   от  его  имени рассказывали ад-Даракутни и аль-Баззар.

xxx Этот хадис передал аль-Бухари.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика