Земная жизнь – тюрьма для верующих
Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Жизнь мирская – это тюрьма для верующего и Рай для неверного» (Муслим; Тирмизи). Как понимать эти слова? В действительности ли верующий словно заточает себя в клетку, следуя повелениям Всевышнего?
В представлениях большинства «светского» населения мусульмане – люди, которые ограничены в своей жизни огромным количеством запретов. Одна моя знакомая то ли в шутку, то ли всерьез сказала: «Я думала, что вы даже мороженое не едите!» В речи немусульман сквозной мыслью звучит: «В Исламе недоступны удовольствия земной жизни».
Прежде всего, в Исламе считается дозволенным все то, что не наносит вреда человеческому организму и обществу в целом. Так, например, одурманивающие вещества запретны, поскольку лишают человека способности размышлять, контролировать свои поступки.
Всевышний сказал: «Шайтан с помощью спиртного и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть, он хочет, чтобы вы перестали поминать Аллаха и совершать намаз. Вы не оставляете это дело?» (сура «Маида», аят 91).
Женщине запрещено танцевать при посторонних мужчинах, так как это может навредить и здоровью мужчины, и супружеским отношениям.
Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», аят 64).
Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).
Ограничения в еде и питье также имеют свои разумные основания. Учеными-медиками был экспериментально доказан вред нехаляльного мяса. Когда закалывается животное или птица, в их кровь попадает гормон страха. Такое мясо наносит вред здоровью человека. По шариату же крови дают вытечь. Кроме этого, при упоминании имени Всевышнего животное успокаивается. Что касается свинины, то ученые доказали, что она содержит в больших количествах гормон роста, являющийся причинным фактором развития процессов воспаления, гипертрофии и набухания тканей (акромегалия, ожирение, склонность к патологическим разрастаниям, включая злокачественные).
Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти), и то, что зарезано для идолов, а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (сура «Маида», аят 3).
Ислам ограничивает также общение с противоположным полом. Наши дела оцениваются по нашим намерениям, поэтому важно, чтобы ният (намерение) был верным. Если же в основе общения лежит желание соблазнить, то это категорически запрещено. Деловые контакты между мужчиной и женщиной дозволены тогда, когда направлены на то, чтобы принести пользу окружающим. И при этом должен выполняться ряд условий. Например, тон беседы должен быть максимально сдержанным. Отношения должны быть формальными и строгими, на женщине должен быть правильный хиджаб, и говорить они должны только о том, что необходимо, без понижения голоса. Также не должно быть опасения фитны. Если разговор выходит за рамки делового общения, тогда он становится харам из–за фитны и греха.
Всевышний сказал: «Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом» (сура «аль-Азхаб», аят 32).
В жизни мусульманина есть место удовольствиям. Важно, чтобы они не нарушали общечеловеческих законов морали и не противоречили Корану и Сунне. Передается Ханзалой аль-Усаиди: «Абу Бакр встретил меня и спросил: «Как поживаешь, Ханзала?» Я ответил: «Ханзала стал лицемером!» Абу Бакр воскликнул: «О Боже! Что ты говоришь?» Я ответил: «Каждый раз Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) напоминает нам об аде и рае, так что эта картина предстает перед нами. Но стоит нам покинуть Пророка и вернуться к своим женам и детям, как мы забываем обо всем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, со мной происходит то же самое». Затем мы пришли с ним к Посланнику Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям.), и я сказал: «О Посланник Аллаха! Ханзала стал лицемером». Он спросил: «Как такое случилось?» Я ответил: «О Посланник Аллаха! Каждый раз, когда ты напоминаешь нам об аде и рае, то их картина предстает перед нами, но стоит покинуть тебя, вернувшись к женам и детям, как мы забываем обо всем!» Тогда Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Когда вы пребываете со мной, вспоминая Аллаха, ангелы пожимают вам руки, независимо от того, восседаете вы или в пути. Но, Ханзала, так бывает лишь время от времени». И он повторил это трижды». (Муслим).
А Аллаху известно лучше.