Многие российские мусульмане краеугольным для себя моментом из почти пятичасовой «прямой линии» с президентом выделили его слова по поводу хиджаба
Мусульманское сообщество восприняло слова президента «Ничего хорошего в этом нет (…) В нашей стране и в мусульманских регионах никогда такой традиции не было» были восприняты очень болезненно. Мусульманки уже ожидают неких дискриминационных мер по отношению к ним.
Меня не покидает ощущение, что советники Владимира Путина не правильно его информировали, особенно в части исторической. Хиджаб (в переводе с арабского «покрытие») был присущ народам нашей страны большую часть ее истории. Фактически женщины в нашей страны (причем это касается не только мусульманок) без головного убора ходят менее ста лет, т.е. без году неделя по меркам глобальной истории.
Принцип скромности и целомудрия в одежде является неотъемлемой частью культуры большинства европейских народов. Другое дело, что раньше каждый народ носил свой традиционный костюм, отражающий его культурные особенности и соответствовавший условиям климата на территории его проживания. Сегодня, к большому сожалению, подавляющее большинство населения одевается так, как диктует глобальный рынок моды и ширпотреба, забывая о национальном колорите.
Могу с большой долей вероятности предположить, что после слов главы государства многие ретивые чиновники бросятся всяческими административными мерами принуждать мусульманок снимать головные уборы. В связи с этим вспоминается множество примеров из истории, почему этого делать не нужно и даже бесполезно. Но я упомяну только два из них.
Помните, какая была первая страна, павшая в ходе «арабской весны»? Это был Тунис, считавшийся одной из самых продвинутых, европеизированных и демократичных стран Ближнего Востока. За несколько лет до того, в Тунисе ввели репрессивные меры против хиджаба, хотели углубить светский характер государства. Правительство было свергнуто революционерами, несмотря на то, что в стране шли реальные демократические преобразования и экономика росла, ситуация с уровнем жизни была по многим параметрам лучше, чем во многих соседних странах. Вывод таков: нельзя «цивилизовать» народ насильно, против его воли ломая вековые устои, хорошим это не кончается.
Вторая страна, которая вспоминается в связи с запретом хиджаба — Турция. С платками там боролись почти век! И не победили, за много десятилетий откровенной дискриминации, желающих носить платок турчанок не убавилось. Хотя бы потому, что вынужденным отказаться от учебы и работы в госучреждениях мусульманкам общественную жизнь компенсировала жизнь семейная и рожая вдвое-втрое больше детей чем их «не закрытые» согражданки, турчанки на протяжении многих десятилетий с легкостью воспроизводили новое поколение верующих с теми же убеждениями. Сегодня барьеры в отношении головного платка в Турции шаг за шагом снимаются, но это нисколько не сказывается на политической стабильности, а экономика страны идет только вверх.
Дамир Мухетдинов, к. пол. наук