Новость

Социологический центр Pewresearch Foundation (США) опубликовал результаты исследования видения мусульманами вопросов религии и общественной жизни

Абсолютное большинство опрошенных во всех странах мира были едины в том, что ислам – единственно верная религия, ведущая к жизни вечной в вечном мире, вера в Аллаха необходима для того, чтобы быть по настоящему высоконравственной личностью. Также, мусульмане совершенно определенно видят в своей религии фактор, определяющий не только духовный настрой отдельного человека, но и социальную жизнь и политическое устройство страны.

Многие высказываются за введение шариата, как официального законодательства страны пребывания, однако доля таких людей довольно резко варьируется по странам – от 99% в Афганистане до 8% опрошенных в Азербайджане. Страны же с абсолютным большинством сторонников шариата находятся в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, африканских странах к югу от Сахары, а также в Южной и Юго-Восточной Азии. Таковых 71% среди мусульман Нигерии, 72% в Индонезии и – 89% на палестинских территориях.

Исследование выявило также любопытный феномен – именно страны с высоким процентом сторонников шариата показали одновременно значительное количество сторонников свободы для других религий среди мусульман. Например, в Пакистане, три четверти опрошенных мусульман заявили, что немусульмане в их стране пользуются свободой вероисповедания, и 96% отметили это как позитивное явление. При этом,84% пакистанцев – сторонники введения шариата, как официального законодательства страны и они полагают, что шариат применим только к исповедующим ислам. Социологи также отмечают, что, судя по всему, мусульмане в разных странах мира по разному понимают, что такое шариат на практике. На наш взгляд, такое замечание имеет под собой основание, поскольку в широкой мусульманской среде традиционно сложилось некое смешение понятий в юридической сфере. Например, мусульманское право, в смысле его конкретных норм именуется “шариат” хотя более правильным будет именовать его термином “фикх”, а “шариат” на юридическом языке было бы правильнее обозначить как методологию правоприменения, его принципы в соответствии с вероучением ислама. Кроме того, имеется сейчас понимание шариата только как правовых норм, относящихся к богослужебной практике и некоторые другие.

Но вернемся к нашим… социологам. Опрос в форме непосредственного интервью с 38 тысячами мусульман, говорящими на 80 различных языках, показывает, что для мусульман наиболее удобным для жизни стало бы применение шариата в частной сфере для решения вопросов брачно-семейных отношений или конфликтов в связи с личной собственностью. В большинстве стран, где проводился опрос, отмечено небольшое количество сторонников таких жестоких видов наказания, как отрубание руки вору или казнь за переход из ислама в другую религию в условиях военного времени (архаичная норма ранней мусульманской общины). При этом, даже в сфере семейно-бытовых отношений мнения мусульман по таким вопросам, как многоженство, развод и планирование семьи достаточно сильно расходятся от стране к стране. Также расходятся мнение о том, должны ли дочери иметь такие же права наследования, как и сыновья.

Большинство опрошенных во всех странах, как мужчин, так и женщин согласилось с тем, что обязанность жены – подчиняться своему мужу. Такой точки зрения придерживается подавляющее большинство мусульман Ирака (92%), Марокко (92%), Туниса (92%, а это очень вестернизированная страна), Индонезии (93%), Афганистана (94%) и Малайзии (96%). В то же время, большинство опрошенных во всех странах полагают, что женщина сама должна решать, носить ли ей хиджаб.

Что очень важно, большинство мусульман не видит противоречия между тем, чтобы быть благочестивым религиозным человеком и жить в современном обществе. Они также не видят противоречия между наукой и религией. Многие мусульмане предпочитают демократию авторитарному стилю правления.

Новое исследование также выявило некоторые специфические черты мусульманской уммы США, которые ранее были отмечены в отдельных исследованиях по этой стране, а теперь появилась возможность сравнить их с результатами исследования по другим странам. Как и большинство мусульман, правоверные в Соединенных Штатах не видят противоречия между благочестивым исповеданием веры и жизнью в современном обществе. Но мусульмане в США в большей степени, чем в других странах готовы иметь близких друзей среди людей других религий. Они также в большей мере склонны полагать, что многие религии, а не только ислам, ведут к вечному спасению. Впрочем, это типичный пример религиозного универсализма – явления, характерного именно для современных США, не в меньшей степени затронувшего также христиан и иудеев этой страны. Но интересно, что мусульмане США значительно меньше, чем их единоверцы в других странах привержены идее эволюции. В этом плане они гораздо ближе к консервативным христианам США, придерживающимся принципа креационизма (единовременного сотворения мира и человека Богом) в жесткой, буквальной и однозначной форме.

Очень небольшое количество мусульман в США поддержала акты террористов-самоубийц или иные проявления насилия в отношении мирных граждан от имени ислама. 81% опрошенных заявили, что подобные действия никак не могут быть оправданы, согласился с тем, что подобные действия могут быть часто оправданы (1%), а с тем, что они иногда могут быть оправданы ради защиты мслама (7%). Но, хотя сторонников таких крайностей абсолютное меньшинство, во многих странах они составили изрядную долю опрошенных – 26% в Бангладеш, 29% в Египте,39% в Афганистане и 40% – на палестинских территориях.

Религиозный экстремизм беспокоит по всем странам приблизительно половину мусульман, причем, в наибольшей мере это проявляется среди жителей Египта – 67%, Туниса – 67%, Ирака – 68%, Гвинеи-Бисау – 72% и Индонезии (78%). Причем, большее беспокойство вызывают проявления экстремизма со стороны мусульман, чем от других религий.

Совершенно определенно мусульмане во всем мире воспринимают такие девиантные формы поведения, как проституцию, гомосексуализм, суицид, аборты, эвтаназию и употребление алкоголя, аморальными. Однако серьезно рознятся от страны к стране отношение к многоженству, разводу и контролю над рождаемостью. Например, полигамию считают оправданной лишь 4% мусульман Боснии-Герцеговины и Азербайджана, около половины исповедующих ислам на палестинских территориях (48%) и в Малайзии (49%), и подавляющее большинство в странах Африки – Сенегале (86%) и Нигере (87%). Также в большинстве стран мусульмане отвергли как незаконные и несправедливые пресловутые “убийства чести” женщин, заподозренных в прелюбодеянии.

Достаточно небольшое количество опрошенных указало на противоречия между более и менее практикующими свою религию мусульманами, как на серьезную проблему своих стран. Точно также обстоит дело с противоречиями между суннитами и шиитами. На это, как на серьезную проблему указали лишь в Пакистане (34%) и Ливане (38%).

Интерес к посещению межрелигиозных мероприятий и изучению других религий в самой большей мере выразили мусульмане африканских стран к югу от Сахары. Правда, в этом же регионе большинство мусульман говорит о проявлениях жестокости в отношениях между христианами и мусульманами. Например, в Гвинее-Бисау 41% мусульман считают, что большинство или много христиан жестоки к мусульманам и 49% согласны с тем, что большинство или много мусульман жестоки к христианам. Впрочем, это очень большой вопрос, насколько можно сделать столь обобщающий вывод на основе такой крохотной страны как Гвинея-Бисау.

В половине стран из тех, где проводился опрос, большинство мусульман пожелало, чтобы у религиозных лидеров было, по крайней мере, “некоторое влияние” на политические дела. Довольно весомое “меньшинство” в различных странах высказывается за то, чтобы это влияние было бы значительным – 37% в Иордании,41%-в Малайзии и 53%-в Афганистане. Наибольший процент высказавшихся за введение шариата – в Пакистане (84%) и Марокко (83%), где конституционно закреплен приоритет ислама над другими религиями. В большинстве стран, мусульмане, читающие намаз пять раз в день, более склонны к применению норм шариата, чем те, которые молятся нерегулярно. Например, в России, Ливане и на палестинских территориях это различие составляет 25%. Хотя в целом наблюдается малое различие среди сторонников шариата и его оппонентов.

В заключение – несколько слов о самом исследовании. Оно, конечно интересно, но вряд ли может считаться полностью репрезентативным (представительным, с точки зрения освещения проблемы). Взглянем на его географический охват. Здесь не представлено большинство арабских стран, прежде всего тех, где исламское право охватывает наиболее широко все сферы общественной жизни. Не представлен Китай – значимая страна, где в весьма специфических в смысле не только политики, но и идеологии, проживает значительное количество мусульман. В целом, можно сказать, что исследование охватило лишь секулярные государства с преобладающим или значительным мусульманским населением. Однако такая ситуация типологически близка к российской, что и делает эту разработку для нас интересной.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика