Мы проиграли первый тайм «Битвы за платок»
Школьная форма, где нет места платку, сегодня – реальность. Волна общественного мнения, поднятая СМИ, до предела обострившая ситуацию вокруг хиджабов, сошла на нет, и мы можем наблюдать лишь отголоски событий, всколыхнувших российское общество.
Мусульмане сегодня имеют дело с последствиями «хиджабного скандала» — возможностью введения с 1-го сентября школьной формы и однозначного запрета на ношение платка.
Когда только начал раскачиваться маятник общественного мнения, когда только началось «закручивание гаек», когда чиновники только начали пробовать на прочность мусульман, мы не сумели адекватно противостоять этому натиску. Кто-то говорил: «Нам наплевать на государство и на чиновников», отказываясь учитывать реалии жизни, кто-то упорно игнорировал общественное мнение, не понимая, насколько сильно оно влияет на решения, принимаемые чиновниками и главой государства.
Результатом подобной недооценки значения «битвы за умы и сердца» явился перевес общественного мнения не в нашу пользу. Соответственно, у чиновников разных уровней, выступающих против ношения платков в школе, есть достаточная поддержка наших сограждан-немусульман. Вполне закономерным итогом было решение Ставропольского суда не в пользу мусульман. Первый тайм «Битвы за платок» мы проиграли.
Но главный наш проигрыш заключается в том, что мы в очередной раз показали своё неумение проявлять солидарность, неготовность к каким-либо решительным действиям, отсутствие полноценного диалога с обществом.
Вместе с ажиотажем вокруг проблем хиджаба, сошла на нет и активность мусульман. Собственно, активности, как таковой, наблюдалось мало – если не считать попыток родителей, не увенчавшихся во многих случаях успехом, договориться с руководством школ, вся активность мусульман свелась, в основном, к возмущению в соцсетях.
Сегодня фактически «держат оборону» лишь юристы, поддерживаемые родителями, так или иначе втянутыми в конфликт, и некоторыми мусульманскими лидерами. Юристы ведут дело, разумеется, профессионально, грамотно и полны решимости идти до конца. Если понадобится, дойдут и до ЕСПЧ.
Но, даже если Верховный суд РФ, куда юристы направили апелляционную жалобу на решение Ставропольского краевого суда о запрете ношения платка в школе, примет решение в пользу мусульман, в чем есть веские основания сомневаться, мы проиграли в главном — мы показали свою социальную апатию и полную дезорганизованность.
Не было ни грамотной стратегии, осуществляемой сколь-нибудь централизованно, ни даже нормальных форм самоорганизации и акций в поддержку платков, ни нормального диалога с родителями, педагогами, обществом.
Здесь негативную роль сыграло предательство интересов мусульман некоторыми руководителями и теми, кто претендует на роль их лидеров – малодушие и попытки угодить власти привели к тому, что девочек в платках и их семьи фактически отдали на растерзание тем, для кого хиджаб – как мулета для быка.
Однако, наша главная проблема состоит в том, что мы снова надеемся на кого-то, кто должен за нас эту проблему решить — юристы, духовные лидеры. Кто угодно, но не мы. Максимум, на что оказались способны большинство мусульман — на бесконечные перепосты статей о проблеме платков.
«Хиджабный скандал» послужил своеобразной лакмусовой бумагой, проявившей все наши болезни и недостатки.
Необходимо признать, что мы не всегда умеем работать с обществом, не всегда умеем или не хотим договариваться с людьми. Презрительно молчим или называем всех, кто не разделяет наши религиозные воззрения «джахилями». Не в нашу пользу ситуация, когда наши сограждане получают информацию из ангажированных СМИ, а мы уступаем этим самым СМИ информационное пространство, зациклившись и сосредоточив свое внимание на узкоконфессиональных вещах, понятных иногда только мусульманам. Результатом подобной позиции может стать лишь усиление недоверия к мусульманам, чего, собственно, и добиваются заинтересованные силы, и дальнейший раскол общества по конфессиональному признаку.
Речь не идет о том, что мусульманки должны просить разрешения у людей на ношение платка. Просто надо учесть, что под прессингом сегодня оказались дети. Их будущее – будут ли они продолжать учебу в школе, нарушая предписания религии, или откажутся посещать учебное заведение, рискуя получить массу негативных последствий в виде применения самых жестких мер, предусмотренных законодательством, к своим родителям, зависит от взрослых – насколько они смогут договориться с руководством школ, всеми вышестоящими инстанциями.
Эта и другие подобные ситуации наглядно демонстрируют необходимость координирования наших усилий в ситуации, когда затронуты серьезные вопросы. Вопрос координации действий – один из самых серьезных. Речь-то не о принципиальных разногласиях в акыде, а об общей проблеме.
Только вот найдется ли достаточное количество «координаторов», роль которых должны выполнять лидеры мусульман, и всегда ли их поддержат «координируемые»? К числу тех, кто всегда однозначно высказывался в защиту платка, принадлежит Нафигулла-хазрат Аширов.
Однако быть мусульманским лидером в России сегодня небезопасно. Показательна ситуация, сложившаяся сегодня в Саратовской области. Однозначная позиция ДУМСО, о чём свидетельствуют, в частности, высказывания муфтия Мукаддаса-хазрата Бибарсова, Рушана-хазрата Сайфетдинова, Ахмеда-хаджи Махметова в отношении ношения платка, вызвала резко негативную реакцию со стороны сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в регионе и в одной из крупнейших мусульманских общин. К обвинению в радикализме, экстремизме, объявлению муфтия «агентом влияния ваххабизма», добавились инсинуации по поводу «диктата ваххабизма» мусульманкам, которые якобы будут носить платок лишь по принуждению, о чём безапелляционно, в лучших традициях пропаганды Геббельса, заявил недавно В. Рогожин.
Возвращаясь к вопросу о лидерах, стоит отметить, что предложение Рушана хазрата Сайфутдинова выступить с обращением в адрес законодательных органов о разрешении носить хиджаб в учебных заведениях, озвученное им в Казани на Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей «Национальная жизнь и Ислам», не было даже внесено в резолюцию форума.
Что делать в сложившейся ситуации? Идти в школы к руководству, выступать на родительских собраниях и родительских комитетах, в Общественные советы, протестовать различными возможными и допустимыми способами, взаимодействовать с гражданами на всех уровнях, создавать частные школы для мусульман, где смогут учиться дети из семей с разным достатком, поддерживать наших лидеров, которые защищают права верующих людей, и юристов, поддерживать реальными делами, по-возможности, финансами, необходимыми для покрытия судебных издержек, организации различных мероприятий, а не прятаться за их спины, рассуждая, что им это «по должности положено», требовать от тех, кто называет себя лидером, а на деле пытается лишь угодить чиновникам, сохранив свое место, защищать права мусульман. Все это вполне в наших силах.
Сегодня речь о возможности для мусульманки носить платок. Завтра подобная ситуация может возникнуть вокруг любого значимого для мусульман вопроса. Учиться совместным действиям, накапливать опыт побед и поражений.И действовать.
Впереди у нас – второй тайм «Битвы за платок» — Верховный суд, где, как упоминалось, 10 июля будет рассмотрена апелляционная жалоба на решение Ставропольского краевого суда. Только от нас зависит — будут ли наши правозащитники биться в одиночку.
Наши лидеры — те, кого можно с гордостью назвать таковыми, на различных уровнях выступают в защиту платка. Они говорят от нашего имени. Только от нас зависит – будет ли сказанное ими расценено как личное мнение религиозного деятеля, или как выражение нашего общего мнения, наших желаний и наших надежд.
Пусть случившееся заставит нас задуматься. Пусть наше временное поражение будет нам хорошей встряской. Пусть Аллах поможет нам всем хорошо усвоить этот урок. Иногда, наверное, стоит проиграть в первом тайме, чтобы потом, стиснув зубы, учесть все просчеты, блестяще взять реванш и никогда больше не повторять своих ошибок.
Автор Ирина Черкасова
Источник: ansar.ru