Факторы, губящие добрые деяния
Некоторые поступки разрушают благие дела, в результате чего Аллах не принимает эти благодеяния и лишает человека награды за них. Некоторые скверные деяния лишают человека лишь части вознаграждения и частично разрушают совершенные ранее благие деяния.
Ибн аль-Асир, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что выражение «Аллах сделал тщетными деяния» означает «Аллах сделал деяния бесполезными».[1] Ибн Манзур в книге «Лисан аль-‘Араб» сказал, что арабское слово «хабата» (букв, «оканчиваться неудачей») означает «совершить деяние, а затем погубить его».
Поэтому мусульманин должен быть осведомлен о факторах, которые делают тщетные совершенные им благодеяния. Он должен остерегаться этих факторов и каяться в совершенных грехах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен безгрешному»[2]
Хузейфа ибн аль-Иаман, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Все люди спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хорошем, а я всегда спрашивал его о плохом, потому что боялся, что это может постичь меня».[3] Знание того, что делает тщетными и разрушает благие дела, помогает мусульманину избежать этих пагубных поступков.
Эти поступки делятся на три основные группы.
К первой группе относятся поступки, которые делают прежние и будущие, а также большие и малые благодеяния абсолютно тщетными и полностью разрушают их. Упаси нас Аллах от этого! К таким поступкам относятся неверие и приобщение к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах».[4]
Ко второй группе относятся поступки, которые лишают человека вознаграждения за совершенное благодеяние. К таким поступкам относится, например, попрек бедняка после подаяния ему милостыни. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями».[5]
К третьей группе относятся поступки, которые уменьшают вознаграждение за совершенные благодеяния. Одним из таких поступков является, например, заведение собаки с той целью, которая не разрешается мусульманским шариатом.
Основные поступки, которые делают тщетными благодеяния
1. Неверие, приобщение к Аллаху сотоварищей, вероотступничество и лицемерие в вероубеждениях.
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».[6]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».[7]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно».[8]
Великий и Могучий Аллах также сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника».[9]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали».[10]
Рассмотрим подробнее вопрос о том, как деяния неверующих становятся тщетными.
Первый случай. Мы знаем, что Всевышний Аллах является справедливым и беспристрастным. Каким же образом Он вознаграждает неверующих за благородные поступки, которые они совершают в этом мире? Ответ на этот вопрос содержится в словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, Аллах не поступает с верующим несправедливо. А за совершенные им праведные деяния Он одаряет его в этом мире и вознаграждает в жизни будущей. А неверующий получает награду за благодеяния, которые он совершил искренне ради Аллаха, только в этой жизни. А когда он попадает в будущую жизнь, то у него не остается никакого благодеяния, за которое он может получить вознаграждение»[11]
Из этого нам становится ясно, какова в действительности справедливость Аллаха, и мы понимаем, почему некоторые неверующие получают несметные, но, тем не менее, тленные мирские богатства. Это — мирская награда за совершенные ими добрые поступки.
Второй случай. Как нам уже стало известно, деяния неверующих являются тщетными. В пользу этого свидетельствуют приведенные нами ранее священные тексты. Но что происходит, если неверующий обращается в ислам? По этому поводу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб Аллаха обращается в ислам надлежащим образом, то каждое благодеяние, которое он совершил прежде, будет засчитано ему, а каждое злодеяние, которое он совершил прежде, будет стерто. Каждое последующее благодеяния будет засчитано ему в десятикратном размере или лее приумножено в семьсот раз. А каждый грех ему будет засчитан за одно злодеяние, если только Аллах не простит его»[12]
5. Клятва от имени Всевышнего и Всеблагого Аллаха.
Имам Муслим в «ас-Сахихе» передал хадис Джундуба, да будет доволен им Всевышний Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Один мужчина сказал: «Клянусь Аллахом! Аллах не простит тому человеку». Тогда Всевышний Аллах сказал: «Кто посмел поклясться Моим именем, что Я не прощу тому человеку? Я уже простил его, а твои деяния стали тщетными»»[13]
6. Повышение голоса над голосом Пророка, мир ему и благословение аллаха.
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого».[14]
Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Уважение к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти, равносильно уважению к нему при жизни. Его слова, которые сохранились после его смерти в написанном виде, равносильны словам, выходящим из его уст. И если вам будут читать его слова, то присутствующим запрещается повышать голос или возражать».[15]
7. Показуха и лицемерие в делах.
В отличие от лицемерия в воззрениях эти поступки не выводят человека из лона ислама, однако они делают тщетными благодеяния, которые человек совершил ради показухи, даже если со стороны может показаться, что эти благодеяния выполнены в полном соответствии с писанием Аллаха и Сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи».[16]
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые являются искренними и совершены ради Него»[17]
Предупреждение: некоторые люди поспешно делают выводы о том, что кто-либо из их окружения совершает благодеяния для показухи. Это является грубой ошибкой, потому что никто, кроме Аллаха, не знает, что кроется в человеческих сердцах. Как говорят ученые, мы судим по внешности, а Аллах располагает сокровенным знанием.
8. Нарушение запретов Аллаха.
Передают, что Саубан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю людей из числа моих последователей, которые придут в Судный день с благими делами величиной с белые горы Тихамы. Но Аллах превратит их в рассеянный прах». Саубан сказал: «О посланник Аллаха! Опиши нам их качества, дабы мы не оказались из их числа, даже не подозревая об этом». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они являются вашими братьями, и кожа их подобна вашей. Они распределяют ночь так же, как и вы, но стоит им остаться наедине с запретами Аллаха, как они нарушают их»[18]
Предупреждение: в отличие от представлений некоторых людей, этот хадис не означает того, что если человек грешит, то ему следует грешить перед людьми. Наоборот, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предостерег мусульман от совершения грехов перед людьми и сказал: «Все мои последователи будут прощены, кроме тех, кто рассказывал о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, и Всевышний Аллах покрыл его, а утром он говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой поступок». Ночью Господь покрыл его, а утром он сдернул с себя покрывало Аллаха»[19]
Предыдущий хадис запрещает нарушать запреты Всевышнего Аллаха и совершать грехи в уединении без чувства стыда, сожаления и страха перед Всевышним Аллахом. Большинство таких людей желает, чтобы люди не ведали об их грехах и считали их праведниками. Поэтому, если мусульманин совершит грех, то ему не следует рассказывать об этом людям и позорить себя. Будет гораздо лучше, если он покается перед Аллахом, попросит прощения, покроет свой грех и не будет из числа тех, кто обнародует свои прегрешения. А лучше всего об этом известно Аллаху!
9-11. Распространение сплетен, ослушание родителей и отрицание предопределения аллаха.
Передают, что Абу Умама, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «От троих Аллах не примет ни покаяния, ни искупления: от того, кто ослушается родителей, от сплетника и от того, кто отрицает предопределение Аллаха»[20]
Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы Всевышний Аллах наказал обитателей небес и земель, то наказал бы их по заслугам, и если бы Он помиловал их, то Его милость превысила бы меру их дел. И если бы у кого-нибудь было золото величиной с гору Ухуд, и он потратил бы его на пути Аллаха, то Великий и Могучий Аллах не принял бы его до тех пор, пока он не уверует в то, что добро и зло происходят по предопределению Аллаха, и что если что-либо выпало на его долю, то это не могло обойти его стороной, если же что-либо миновало его, то это не могло выпасть на его долю. И если ты умрешь без этих убеждений, то попадешь в Ад»[21]
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день».[22]
12. Одинаковое отношение к многобожникам и мусульманам после обращения в ислам.
Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах не принимает деяний многобожника, принявшего ислам, пока он не оставит многобожников и не перейдет к мусульманам».[23] Это относится к тем, кто живет среди язычников без нужды и принуждения, оставаясь довольным своим положением. Что же касается тех, которые были изгнаны из своих земель и не находят себе дома, то о таких людях Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моим последователям прощаются ошибки, забывчивость и то, к чему они были принуждены»[24]
13. Радость известию об убийстве мусульманина.
Передают, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не примет ни покаяния, ни искупления от того, кто убьет мусульманина и возрадуется этому»[25]
14. Употребление спиртного и алкоголизм.
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь выпьет вино, то Аллах не примет от него намаз в течение сорока дней. Если же он покается, то Аллах простит его. Если он совершит этот грех повторно, то Аллах вновь не примет от него намаз в течение сорока дней. Если лее он покается, то Аллах простит его. Если он опять совершит этот грех, то Аллах вновь не примет от него намаз в течение сорока дней. Если же он покается, то Аллах простит его. Но если он вернется к этому греху в четвертый раз, то его намаз не будет принят в течение сорока дней»[26]
Аль-Мубаракфури в книге «Тухфат аль-Ахвази» сказал, что выражение «Аллах не примет от него намаз» означает, что молящийся не получит вознаграждения за совершенный намаз. Это не означает того, что по истечении сорока дней молящийся должен восполнить намазы, за которые он не получит вознаграждения.
Ан-Навави сказал: «Каждый обряд поклонения подразумевает выполнение долга и обретение вознаграждения. Поэтому отсутствие вознаграждение не означает того, что такой намаз не принят вообще».
Важно знать, что выражение «Аллах не примет от него намаз в течение сорока дней» означает, что молящийся не заработает вознаграждение за совершенное поклонение, если только Аллах не простит его. Но это ни в коем случае не означает, что употребивший спиртное может не совершать намаз в течение этого периода, так как ничто не снимает с человека обязанности совершать намаз, даже если он не получает за это вознаграждение.
15. Посещение предсказателей.
Имам Муслим в своем сборнике достоверных хадисов передал следующие слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах в течение сорока дней не принимает намаз того, кто посетит предсказателя и спросит его о чем-то»[27]
Имам Ахмад передал хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто посетит предсказателя или колдуна и поверит его словам, тот проявляет неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду».[28]
16. Несовершение предвечернего намаза.
Имам аль-Бухари в «ас-Сахихе» передал хадис со слов Бурейды, мир ему и благословение Аллаха, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Деяния того, кто оставит предвечерний намаз, становятся тщетными»[29] Ибн Хаджар сказал: «Существует мнение, что выражение «становятся тщетными» означает, что совершенные дела становятся неполноценными, потому что именно в это время деяния возносятся к Аллаху».[30]
17. Ущемление прав мусульман.
Имам Муслим передал хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы того, кто останется ни с чем?». Сподвижники сказали: «Мы думаем, что это — тот, у кого не окажется ни денег, ни вещей». Он сказал: «Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в Ад».[31]
18. Совершение ереси
Имам аль-Бухари в «ас-Сахихе» передал хадис со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь добавит в наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто»[32]
Если человек попытается приблизиться к Аллаху посредством деяния, которое не было предписано Аллахом и Его посланником, мир ему и благословение Аллаха, то его деяние окажется тщетным и бесполезным. Он не получит за него никакого воздаяния, и Аллах не примет его.
19-21. Непокорность мужу, правление народом вопреки его желанию и побег из рабства.
Ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» передал хадис, рассказанный со слов Абу Умамы, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Намаз трех людей не поднимается выше их ушей: намаз сбежавшего раба, пока он не вернется; намаз женщины, муж: которой проводит ночь недовольный ею, и намаз правителя, которого ненавидит его народ».
22. Приобретение собаки, кроме пастушьей, стерегущей поле и охотничьей.
Имам аль-Бухари передал хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек приобрел собаку, которая не является пастушьей, охотничьей или сторожевой, то ежедневно его вознаграждение уменьшается на один кират»[33]
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Если ты послал обученную собаку за добычей и помянул при этом имя Аллаха, то ешь»[34]
ПАГУБНЫЕ ДЕЯНИЯ в свете Корана и достоверной Сунны
Перевод с арабского Абдуллах И.Э.
Редактор перевода Кулиев Э.Р.
[1] См. «ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис ва аль-Асар», т. 1, стр. 331.
[2] Этот хорошийхадис передал Ибн Маджа.
[3] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.
[4] Сура «аль-Фуркан» («Различение»), аят 23.
[5] Сура «аль-Бакара» («Корова»), 264.
[6] Сура «аль-Маида» («Трапеза»), 5.
[7] Сура «аз-Зумар» («Толпы»), 65.
[8] Сура «аль-Бакара» («Корова»), 217.
[9] Сура «ан-Ниса» («Женщины»), 145.
[10] Сура «аль-Ан’ам» («Скот»), 88.
[11] Этот хадис передал Муслим. См. «Мухтасар Сахих Муслим» (60).
[12] Этот хадис передал ан-Насаи. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» (4625).
[13] См. книгу имама ан-Навави «Шарх Сахих Муслим», т. 16, стр. 412.
[14] Сура «аль-Худжурат» («Покои»), аят 2.
[15] См. толкование Корана имама аль-Куртуби «Ахкам аль-Кур’ан», т. 16, стр. 397 (с небольшими изменениями).
[16] Сура «аль-Ма’ун» («Подаяние»), аяты 4-7.
[17] Этот хадис передал ан-Насаи. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагир» (1856).
[18] Этот хадис передал Ибн Маджа. См. «Сахих Сунан Ибн Маджа» (3423).
[19] Этот хадис передал аль-Бухари и Муслим.
[20] Этот хадис передал ат-Табарани.
[21] Этот хадис передали Ахмад в сборнике «аль-Муснад» и Ибн Абу ‘Асым в книге «ас-Сунна». Аль-Албани в комментариях к книге «ас- Сунна» (245) назвал хадис достоверным.
[22] Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 264.
[23] Этот хадис передал ан-Насаи. Аль-Албани назвал его хорошим. См. «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (369).
[24] Этот хадис передал ат-Табарани. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагир» (3515).
[25] Этот хадис передал Абу Давуд. См. «Сахих Сунан Абу Давуд» (3589).
[26] Этот хадис передал ат-Тирмизи. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (1516).
[27] См. книгу имама ан-Навави «Шарх Сахих Муслим», т. 14, стр. 478.
[28] Этот хадис передали Ахмад и другие. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагир» (594).
[29] См. книгу Ибн Хаджара аль-‘Аскалани «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 66.
[30] См. книгу Ибн Хаджара аль-‘Аскалани «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 32.
[31] См. книгу имама ан-Навави «Шарх Сахих Муслим», т. 16, стр. 372.
[32] См. книгу Ибн Хаджара аль-‘Аскалани «Фатх аль-Бари», т. 5, стр. 301.
[33] См. книгу Ибн Хаджара аль-‘Аскалани «Фатх аль-Бари», т. 6, стр. 360.
[34] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.