Любовь к Аллаху
Любовь к Аллаху бывает двух степеней:
1) Обязательная: Это любовь, которая заставляет человека любить то, что любит Аллах, и ненавидеть то, что ненавидит Аллах. Полная любовь требует согласия с любимым во всем, что он любит и ненавидит. Любовь считается неполной, если не делать того, что хочет любимый от тебя.
Ослушаешься Аллаха и утверждаешь, что любишь Его.
Это, клянусь Аллахом, не похоже на правду.
Если бы любовь твоя была истинной, ты бы повиновался Ему.
Поистине, любящий повинуется возлюбленному.
Когда же человек делает упущения в своих обязанностях по отношению к Аллаху и совершает грехи, то это означает, что его любовь к Аллаху неполная. Ему срочно надо раскаяться и стараться восполнить пробелы в своей любви, которая заставила бы его правильно выполнять свои обязанности и избегать грехов. Именно это подразумевает хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не прелюбодействует прелюбодей когда он делает это дело, будучи верующим, и не ворует вор когда он это делает, будучи верующим, и не пьет вина когда он это делает, будучи верующим». (передал аль-Бухари и Муслим).
2) Это степень любви приближённых к Аллаху, когда сердце наполняется такой любовью, что человек сверх обязательных выполняет и дополнительные (нафила) виды поклонения, отказываясь от совершения не только грехов, но и всего того, что не является благопристойным или является возвышающим человека. Люди с такой любовью всегда довольны своей судьбой, даже если она полна боли и горестей.
Как сказал Амир ибн Абду Кайс: «Я люблю Аллаха такой любовью, что мне всё равно, какое бы несчастье меня не постигло, я доволен любым испытанием и не задумываюсь, что меня ожидает утром или вечером». Когда у Умара ибн Абдуль-Азиза умер праведный сын, он сказал: «Больше всего на свете я люблю Аллаха и прошу его уберечь меня от любви к тому, что противоречит любви Аллаха».
Условия, соблюдение которых, вызывает любовь к Аллаху:
Ибн аль-Кайим привел некоторые из них в своей книге «Пути идущих» (2/813):
1. Внимательное чтение Корана с размышлением над смыслом.
2. Приближение к Аллаху дополнительными видами поклонения (нафила) после обязательных (фард), что в конечном итоге приведёт к любви Аллаха по отношению к самому человеку.
3. Постоянное восхваление Аллаха языком, сердцем и поступками в любой ситуации. Чем больше он восхваляет Аллаха, тем больше Его любовь к нему.
4. Предпочтение тому, что любит Аллах, а не тому, чего хочет и любит твоя душа. Стремиться делать эти вещи, несмотря на все трудности.
5. Стремление познать имена и атрибуты Аллаха, размышлять над ними. Чем больше человек познаёт Аллаха, тем скорее и сильнее Он полюбит его.
6. Размышления над Его милостью к рабам, над Его благодеяниями по отношению к ним, над Его скрытыми и явными дарами, что вызовет любовь к нему.
7. Одна из самых удивительных причин, вызывающих любовь к Аллаху,- это полное смирение и покорность Ему.
8. Уединение с Аллахом во время Его Снисхождения к ближайшему небу, незадолго перед рассветом. В это время нужно читать Коран, быть сердцем с Аллахом, просить у Него прощения, раскаиваться перед Ним.
9. Находиться рядом с искренне любящими Аллаха людьми, прислушиваться к их самым прекрасным словам и главное, говорить только те слова, которые принесут пользу тебе и другим.
10. Избегать всего, что может стоять между Аллахом и твоим сердцем.
Чтобы добиться всего вышеизложенного, нужны две вещи: готовность духа к этой любви, а так же открытость и проницательность разума.
Как можно узнать о любви Аллаха к человеку?
Есть несколько признаков любви Аллаха к человеку, которые вкратце мы приводим ниже:
1. «Презрение» к мирской жизни – как сказано в хадисе, приведённом в книге Аль-Хакима «Мустадрак», который подтвердил аз-Захаби. Этот хадис передается с достоверной цепочкой передатчиков. Его достоверность подтвердил ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах удерживает Своего верующего раба от мирской жизни[1]. Он удерживает его, как вы удерживаете больного человека, боясь за его здоровье от еды и питья».
2. Помощь от Аллаха в правильном руководстве по жизни. Он идёт только по самой прямой и правильной дороге. Аллах освещает его разум, заставляет его язык восхвалять Всевышнего, а тело его служить только Ему. Он следует всему, что приближает его к Аллаху, и сторонится всего, что отдаляет его от Аллаха.
3. Мягкость в поведении и в общении с людьми.
4. Хорошее отношение людей к нему: т.е. его всегда принимают люди с любовью и симпатией. Им всегда довольны и он слышит от людей только хорошее. В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) посланник Аллаха сказал: «Если Аллах полюбит одного из Своих рабов, Он, призвав Джибриля[2], говорит ему: «Аллах любит такого-то человека. И ты возлюби его». И этого человека полюбит Джибриль, и призовёт всех обитателей неба словами: «Истинно Аллах любит такого-то человека, возлюбите и вы его». Затем полюбят этого человека все обитатели неба, и не будет этому человеку отказа на земле». Приводит Бухари и Муслим.
5. Испытание: Если Аллах полюбит какой-то народ, то обязательно пошлёт ему испытание.
6. Наступление смерти во время исполнения хорошего дела: В хадисе, переданном от Ахмада, ибн Хиббана и аль-Хакима, который назвал его достоверным и это подтвердил аз-Захаби с достоверной цепочкой передатчиков, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах захочет человеку добра, то он его сделает красивым и прекрасным». Его спросили: «Как это?». И он ответил: «Перед смертью Аллах предопределит ему благое дело и возьмёт его душу во время исполнения им этого дела».
[1] От соблазнов мирской жизни. От того чтоб эта жизнь была единственной целью человека. От редактора.
[2] Джибриль – приближённый к Аллаху ангел, его основная миссия передавать пророкам послания Аллаха.