Ислам

Испытания

Благоразумный и дальновидный человек просчитывает результаты своих действий во всех обстоятельствах и смотрит, какие плоды принесет ему то или иное дело, достигнет ли он успеха или потерпит неудачу? Любое обстоятельство и каждая ситуация, которая происходит в жизни человека, является для него экзаменом и проверкой.

Всевышний Аллах сказал:

 «Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Коран 21: 35).

Аллах даёт искушения, чтобы испытать человека. Иногда Он делает это через трудности и несчастья, а иногда посредством благополучия и достатка, затем Он смотрит, кто будет благодарным, а кто станет неверным, кто будет терпеть, а кто станет роптать и проявлять недовольство.

Комментируя данный аят, ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Мы испытываем вас», значит, что Мы испытываем вас «добром и злом», т.е. трудностью и благополучием , здоровьем и болезнью, богатством и бедностью, дозволенным и запретным, покорностью и ослушанием, прямым руководством и заблуждением». Затем Аллах сообщает, что все мы будем возвращены к Нему, и Он воздаст каждому в соответствии с той позицией, которую человек занимал в той или иной ситуации. Кто вел себя так, как подобает верующему, проявлял богобоязненность в своих делах, достигнет награды. Тот же, кто поступал скверно, получит заслуженную кару.

Благодаря такому положению вещей в этом мире раскрывается мудрость Аллаха и становится понятным смысл создания людей и установления Религии. Аллах (Велик Он и Славен) создал эти противоположности и сделал так, что они обязательно затрагивают человека, чтобы испытать его, будет ли он терпеть и благодарить, или он будет возмущаться, гневаться, отвергать Веру, высокомерничать и отрицать Истину. Господь создал голод, болезни, бедность, страх, трагедии.

Он создал злодеев, грешников, лицемеров, неверных, шайтанов и распутников.  Он же создал богатство, здоровье, безопасность, удовольствия, радость и счастье. Он создал добрых людей, праведников, ангелов, пророков, посланников, непорочных и богобоязненных. При этом Он повелел нам такие благодетели как: праведность, богобоязненность, справедливость и благодеяние. Запретил нам такие пороки как: распутство, злодеяние, притеснение, неверие, ослушание и непокорность. Всевышний Аллах дал человеку разум, желание, волю, силу и право выбора, дабы он смог делать добро и зло по собственному желанию.

Он сказал:

 «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным. Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя. А благочестивые будут пить из чаши вино, смешанное с кафуром. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (Коран 76: 2-6).

Человек проходит своё испытание между тем, что ему неприятно, и тем, что желанно. Он стоит перед выбором: последовать за теми, кто призывает к добру или пойти за призывающими к злу. Экзамен проходит через душевные устремлениями и склонности человека. Каждый человек в этих обстоятельствах занимает свою позицию: либо он стоит на стороне добра, либо перейдёт на сторону зла. И каждый получает воздаяние в соответствии с занятой им позицией.

 «Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен,  кто признавал наилучшее[1], Мы облегчим путь к легчайшему[2].  А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в божественном руководстве], кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[3]» (Коран 92: 4-10).

Аллах испытывает человека богатством, чтобы проверить, будет ли он благодарить за оказанную ему милость или будет неблагодарным, будет ли он выполнять свою обязанность, выделяя из своего богатства закят,[4] или же он будет жадничать; ограничится ли он дозволенным (халяль) имуществом, или протянет свою руку к запретному (харам)?

Некоторые люди бывают испытаны своими детьми для того, чтобы стала известна их позиция, будут ли они давать детям хорошее воспитание, станут ли повелевать им праведное и запрещать грехи, будут ли они следить за их действиями и за тем, насколько они соответствуют Исламу? Поставят ли они любовь к детям на первое место перед любовью к Аллаху и Его Посланнику, в  том случае, если эти две любви вступят в противоречие, или же они будут тверды в своей Религии?

 «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.  Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда» (Коран 64: 14-15).

Искушение, исходящее от имущества и детей, заключается в том, что все это может отвлекать человека от поклонения Аллаху и выполнения религиозных обязанностей. Всевышний сообщил нам, что человек, увлёкшийся своим имуществом и оставивший поминание Аллаха,[5] несет великий убыток, и он никогда не достигнет успеха и не будет счастлив:

 «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом[6], окажутся потерпевшими убыток» (Коран 63: 9)

.

Также Аллах сообщил, что иногда Он может давать человеку имущество и детей с целью постепенного обольщения и чтобы подвергнуть его наказанию. Предостерегая от обольщения тем, что дано в этой жизни неверным и лицемерам, Всевышний сказал:

 «Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами, будучи неверными» (Коран 9: 55).

 «Оставь же их в их невежестве до определенного времени. Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (Коран 23: 54-56).

Во все времена, и особенно в  наши дни, много таких людей, чье отступление от Аллаха увеличивается по мере увеличения их достатка, чем больше они обогащаются, тем больше они забывают о молитве и больше следуют за своими желаниями. Эти люди не дают закят нуждающимся, наполняют свои дома бесполезными развлечениями, глупыми песнями, музыкой и распутными фильмами.

Среди родителей есть такие, которые губят своих детей тем, что не дают им хорошего воспитания в Религии, не обучают их нравственности. Они предпочитают обеспечивать своих детей только лишь материально, подобно содержанию животных.

Покупают своим детям вкусную еду, красивую одежду, дают им деньги, а затем предоставляют их на воспитание скверным друзьям, беспризорным компаниям, бестолково слоняющимся по улицам, и не следят, куда они идут и откуда возвращаются. Некоторые родители говорят: «Я не в силах  управлять действиями своих детей». Мы говорим: «Да, конечно, ведь ты изначально запустил их, не придавал значения их воспитанию, когда они были маленькими, а сейчас тебе тяжело изменить их поведение, потому что они бунтуют против тебя, и ты беспомощен перед ними. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел тебе начинать их воспитание, когда ты еще был в силах это сделать, он сказал:

 «Велите своим детям совершать намаз в семь лет и бейте их за его несовершение в десять, и разделяйте их, укладывая в разные постели».

Если бы ты выполнил приказ Посланника (мир ему и благословение Аллаха) своевременно, то Аллах помог бы тебе и облегчил управление детьми, однако ты запустил их, вот они и распустились. Теперь пожинай плоды своей нерадивости и зла, содеянного тобой».

О отцы! О матери! Бойтесь Аллаха в том, что касается ваших обязанностей в отношении детей. Воспитывайте их наилучшим образом, чтобы они доставляли вам радость при жизни и были праведным продолжением рода после вашей смерти. Не пренебрегайте этим, а иначе они станут мучением для вас при жизни и позором для вашего рода после того, как вы умрете.

Среди родителей есть такие, которые подают дурной пример своим детям и становятся причиной их нравственной распущенности. Они распивают спиртное перед детьми, курят, ленятся совершать намаз, наполняют дома запретным, проводят время в развлечениях, смотрят всевозможные фильмы и телесериалы, которые создаются неверными специально, чтобы испортить убеждения и нравственность мусульман. Они заносят в свои дома кассеты и диски с непристойными песнями, которые призывают к прелюбодеянию, к тому, что они называют любовью, в этих песнях без стеснения описываются части тела и интимные действия с целью побудить к разврату и бесстыдству.

Как вы думаете, какое влияние оказывают эти предатели собственных детей  на нравственность своего потомства? Таких родителей следовало бы посадить в изолятор или больницу для психически больных до тех пор, пока они не придут в себя и не станут вести себя как положено, чтобы тем самым оградить ни в чем неповинных детей от зла таких родителей.

Другим испытанием для верующих являются неверные и лицемеры, потому что они противостоят Истине и борются с ней. Всевышний сказал:

 «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (Коран 25: 20).

Посланники являются испытанием для тех, к кому они посланы, чтобы отличить, кто будет повиноваться, а кто ослушается. Пророки тоже были испытаны, их испытанием была сама пророческая миссия, которую они несли людям: выполнят ли они свою миссию терпеливо или нет? Богатый является испытанием для бедного, который смотрит на богача и видит, в каком достатке тот живёт, в то время как сам он живет в нужде: будет ли он доволен установлением Аллаха или станет злиться? Бедный является испытанием для богатого, который смотрит на бедность какого-либо человека, в то время как сам он избавлен от нужды в чем-либо: будет ли он благодарен Аллаху за оказанную ему милость, станет ли сострадать нуждающимся или нет?

Грешник – это испытание для праведного: станет ли он выполнять свою обязанность, порицать его за грех, побуждать к благим делам и удерживать от скверных, или же он бросит его в таком состоянии? В подобном положении находятся все люди этого мира, который является  обителью искушения, испытания и проверки. Мудрость всего этого разъясняется нам в вышеприведенных словах Аллаха: «…проявите ли вы терпение?». Станет ли каждый из вас выполнять во время этого искушения то, что он обязан сделать; то, что избавит его от беды и за что он заслужит великую награду, или же, наоборот, вы будете нетерпеливы, провалите свой экзамен и понесете заслуженное наказание?

В вышеупомянутом аяте Всевышний также сказал: «Твой Господь – Видящий». Он видит и знает обо всем, что с вами происходит, что вы делаете, знает, какую позицию вы занимаете и как ведете себя во время этих испытаний, и каждому Он воздаст в соответствии с тем, что тот заслуживает.

Бедствия и несчастья, которые по воле Аллаха случаются с людьми, также являются испытанием, чтобы отличить терпеливых и смиренных от тех, кто ропщет и злится на решение своего Господа. Всевышний сказал:

 «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Коран 2: 155-157) .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 «Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит каких-то людей, то испытывает их. Кто проявит довольство, тот получит довольство Аллаха, а кто разгневается, тот получит гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи).

Поэтому мы всегда просим у Аллаха (Велик Он и Славен) прощения, благополучия и постоянного покровительства, как в этом мире, так и в Следующем, ведь Он сказал:

 «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (Коран 29: 3).

О рабы Аллаха! Будьте богобоязненными, сделайте для себя напоминание во всем, что вас окружает, ведь Аллах так устроил мир, что одни вещи в нем напоминают о других. Каждый из нас когда-либо  присутствовал на экзамене в школе или институте. Вспомните, как студенты готовятся к предстоящему экзамену, как сильно порой они волнуются, как утруждают себя бессонными ночами, не отрываясь от книг и тетрадей, как напрягают все свои умственные способности, размышляя и пытаясь сдать экзамен достойно, как они переживают и волнуются, боясь провалиться или получить плохую оценку.

Более того, вместе со студентами переживают и их родители и близкие, они волнуются и болеют за своих детей, нередко даже нанимают для своих чад репетиторов, которые смогут укрепить их знания и заполнить имеющиеся пробелы. Если же дети проваливают экзамены, то родители сильно расстраиваются и начинают порицать детей за нерадивость и отсутствие старания. Все эти чувства люди испытывают всего лишь из-за мирского экзамена, который не может ввести человека ни в Рай, ни в Ад, не приведет его ни к блаженству, ни к наказанию. Этот экзамен не является ни поклонением, ни грехом, но при этом они забывают о настоящем Экзамене, которому Аллах подвергает их каждый день и каждый час.

Люди забывают, что они проходят экзамен через приказы и запреты Аллаха, через своих жён, детей и имущество, через радость и  горе, через врагов и друзей. Они находятся в беспрерывном экзамене, стоит им завершить один его этап, как они тут же вступают в следующий, а результат этого – либо вечное счастье, либо бедствие, либо Рай и довольство  Аллаха, либо Ад и Его гнев.

Почему люди не вспоминают этот беспрерывный экзамен, почему не отдают ему должное и не готовятся к нему так же, как они готовятся к учебным экзаменам, во время которых они так волнуются и переживают!? Почему они тревожатся за мирские экзамены, несмотря на то, что их можно пройти обманным путем, они могут ухищряться и использовать разные способы. Но на божественном Экзамене можно спастись и преуспеть только за счет честности и праведных дел!

После этих слов я обращаюсь к отцам и матерям. Почему вы так много внимания уделяете учебе и экзаменам своих детей, делаете всё возможное, чтобы они добились успеха, и вместе с этим не уделяете внимания их Религии, воспитанию их в праведности и непорочности и не предпринимаете надлежащих мер для того, чтобы помочь им на этом пути!? Почему ваша родительская любовь и опека выражается только в помощи детям в делах этого мира, а в том, что касается Религии, вы ленитесь и не находите в себе сил? Неужели дела этого мира важнее, чем дела Мира Будущего!? Великий Аллах говорит в Своей Книге:

 «Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней Жизнью ничтожно» (Коран 9: 38).

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение его посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

На основе материалов из книги:
«аль-Хутаб аль-минбарийя
фи аль-мунасабат аль-асрийя»,
шейха Салиха ибн Фаузана



[1] Под словом «наилучшее» в данном аяте подразумевается прямой путь, указанный Пророком (мир ему и благословение Аллаха), наставление, ниспосланное Аллахом в Коране, и Ислам в целом.

[2] «…к легчайшему» – то есть облегчим ему пути приводящие к довольству Аллаха.

[3] «…к тягчайшему» – т.е. к Аду или к еще большему заблуждению.

[4] Закят – обязательное ежегодное пожертвование в пользу нуждающихся, один раз в год, со стороны тех, кто обладает определенным достатком.

[5] Под «поминанием Аллаха» в данном случае подразумеваются религиозные обязанности (ваджиб).

[6] Т.е.: те, кого отвлекают имущество и дети от религиозных обязанностей.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх