Искреннее и совершенное покаяние
Поскольку покаяние обязательно для каждого человека, находящегося в здравом уме, то оно должно быть совершенным и охватывать все грехи так, чтобы оно не оставило ни одного греха и стерло все его следы в сердце так же, как дневной свет стирает темноту ночи.
Кающийся должен вооружиться твердым намерением и сильной волей и спешить с покаянием, намереваясь быть искренним в нем до конца своего жизни, полностью отказаться от грехов и принять твердое решение никогда к ним не возвращаться, так же, как молоко не возвращается в вымя.
Такое покаяние должно начаться с раскаяния и кончиться совершением добрых деяний и повиновением Аллаху. Оно должно всегда напоминать человеку о том, чтобы он должен искать довольство Аллаха, очищать свое сердце и избавлять его от неприятных последствий грехов и побуждать его никогда больше не возвращаться к греху.
Покаяние должно быть обращено только к Аллаху и ради Него, а не ради сохранения здоровья или имущества или ради наслаждения переходящими мирскими благами. Он не должно быть от страха наказания перед кем-нибудь или перед властью закона, или из-за отсутствия подходящих условий, которые могут содействовать ему грешить. Он должен оставить грех, потому что он вызывает гнев Аллаха и Его посланника.
Покаяние должно быть искренним и совершенным, чтобы человек раскаялся во всех своих грехах, ибо не считается правильным покаяние в одном грехе, когда человек совершает другой, потому что Аллах не принимает добрые деяния от человека, который настаивает на совершении греха.
Душа, обуреваемая страстью к наслаждению, когда совершает грехи, редко искренна в совершении добра, к тому же сердце, охваченное нечестивыми страстями, никогда искренне не совершает благочестивые праведные деяния, да и не способен их творить из-за темной пелены в результате того, что грехи участились, следуя друг за другом, и сердце уже насыщенно ими. Кающийся должен оставит все зло и это будет его побуждать совершать добро.
Если он раскаялся во лжи, то неприемлемо, когда он например, совершает прелюбодеяние или высокомерно относится к другим, потому что, уже раскаявшись в одном грехе, он должен раскаяться в других грехах до тех пор, пока не искоренит все корни зла из своего сердца.
Дальше знай: – да поведет меня и тебя Аллах к совершению добра, что от каждого отдельного органа у человека требуется покаяние: глаз кается путем воздержания от запрещенного взгляда, рука кается путем воздержания от взятия запретного для неё, слух кается путем воздержания слушать запретное, и половой орган кается путем воздержания от прелюбодеяния и т.д.
Кающийся должен выполнять те обязанности, которые он упустил. Например, он должен возместить и исполнить те религиозные предписания, которые в прошлом он не соблюдал и вернуть людям все долги и все, что он у них незаконно отнял, а также занять свои органы, которыми раньше он совершал запретное, повиновением Аллаху и совершением праведных и угодных Аллаху поступков. Он должен питаться дозволенной пищей, отойти от всего, что может быть греховным и запретным.
Тем не менее бывает и так, что душу верующего покрывает собой пелена небрежения, из-за чего он допускает ошибку или какое-нибудь такое упущение, которое не подобает допускать разумному, покорному и смиренному верующему. Однако уже скоро он обо всём вспоминает и приходит в себя, сбрасывая с себя это небрежение, отстраняясь от допущенной им ошибки, моля простить его за это упущение и возвращаясь к заповедному и безопасному месту своего Господа, и при этом он проявляет покорность, раскаивается и просит о прощении.
Аллах Всевышний сказал:
{Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают и (сразу же) понимают.} “Преграды”, 201
Имеется в виду, что когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния.
Небрежение не может охватить собой богобоязненное сердце, испытывающее любовь к Аллаху, но оно охватывает сердца, которые отворачиваются от Его велений и Его руководства. Что же касается сердца истинного мусульманина, то оно всегда готово открыться для обращения с мольбами о прощении, покаяния и возвращения к своему Господу и оно постоянно ощущает аромат покорности, ведения по правильному пути, благочестия и удовлетворённости.
Он озабочен тем,чтобы угодить своему Господу
Что бы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаг и каждое его дело оказались угодными его Господу, а не людям. Более того, когда он делает что-нибудь, стремясь угодить своему Господу, ему иногда приходится вызывать гнев людей, поступая же так, он руководствуется словами благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Того, кто стремится снискать благоволение Аллаха, навлекая на себя негодование людей, Аллах избавит от того, что ему могут причинить люди, того же, кто стремится угодить людям, навлекая на себя при этом гнев Аллаха, Аллах вверит людям».Ат-Тирмизи, аль-Куда‘и и Ибн Асакир.
Исходя из этого, он оценивает свои дела с точки зрения того, насколько они будут угодны его Всемогущему и Великому Аллаху, и если оказывается, что то или иное дело будет Ему угодно, такой человек принимает и избирает его для себя, если же дело таковым не является, то он отворачивается от него и избегает его.
Благодаря этому мусульманин всегда ориентируется на правильные критерии и всегда видит вехи искомой дороги и верного пути. Он не впадает в смехотворные и глупые противоречия, в результате чего ты мог бы увидеть его повинующимся Аллаху в чём-то, но непокорным Ему в чём-то другом, или же объявляющим нечто дозволенным в один год и запретным в другой, ведь когда отправные пункты являются правильными, путь — ясным, а критерии — надёжными, то для противоречий места не остаётся.
Если ты встречаешь людей, которые смиренно совершают молитву в мечети, а потом видишь, как они же занимаются на рынке ростовщичеством, или видишь, что, находясь дома, на улице, в школе или в клубе, они не следуют установлениям шариата сами и не применяют их по отношению к своим жёнам, детям и всем тем, кто находится на их попечении, знай, что это указывает на недостатки их понимания и неверные представления об истинной сути этой совершенной религии.
Суть же её состоит в том, что чем бы ни занимался мусульманин, она всегда ведёт его к высшей ценности, которой является снискание благоволения Аллаха, и заставляет его оценивать любое дело с точки зрения того, будет ли оно угодно Аллаху. Итак, если ты увидишь таких людей, то они покажутся тебе полумусульманами, которые связаны с исламом только на словах, и подобное раздвоение личности относится к числу наиболее опасных бедствий, поразивших мусульман в наше время.
Господи! Мы просим Тебя помочь нам искренне каяться в грехах, целиком вернуться к Тебе и совершать добрые деяния