Семья

Противоядие от развода. Часть 3 Причины развода со стороны жены и родственников

1. Несоблюдение женой прав мужа либо причине неведения, либо по пренебрежительности, либо из-за отказа от Закона Аллаха.

Поэтому жена должна узнать права своего супруга, оберегать их выполнение, бояться Аллаха относительно своего мужа, для того чтобы быть счастливой в своей жизни и добиваться довольствия своего Господа, Всемогущ Он и Велик, довольствием своего мужа. К этим правам относится слушаться и повиноваться, приукрашиваться для него, не вызывать его гнев, не препятствовать супружеской близости, охранять его имущество, его дом, жить с ним достойно и не раскрывать его тайны.

2. Брак не набожной женщины с набожным мужчиной, и ее невнимательность по отношению к тому, что необходимо ей делать в браке с таким мужем. И когда она остается в своем обычном состоянии, то это предполагает, что их совместная жизнь не будет продолжительной.

Поэтому, если допускающая упущения в религии женщина согласна жить с набожным и нравственным человеком, то она должна воспользоваться этим мужчиной в качестве определенной причины для поклонения Аллаху, благодарить Аллаха за это, стремиться походить на него в религии и исправлять себя, чтобы прожить счастливую жизнь с соизволения Аллаха. Поскольку нет счастья, кроме как в поклонении Аллаху, Всемогущ Он и Велик. Всевышний сказал: “Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным”[1].

3. Жалоба мужу на детей, или порицание его, или спор с ним во время его гнева или усталости. В результате бывает, что его укор в ее адрес усиливается, и он дает ей развод.

Поэтому женщина обязана жаловаться ему лишь в подходящее время с вежливостью и любезностью, чтобы он ответил на ее жалобу, и не спорить с ним во время его гнева, чтобы не подлить масла в огонь.

4. Непокорность жены мужу и ее плохой нрав. Ибо это губит любовь между ними, и муж начинает избегать ее.Когда подобное случается между супругами, то Всевышний Аллах сделал для этого выход, чтобы между ними осталась супружеская жизнь. Всевышний сказал: “А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивай­те. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них”[2].

Поэтому муж должен придерживаться этой меры и не торопиться с разводом. Эта мера исполняется по порядку, и начинается с увещевания. Если же увещевание не улучшило положение, то он переходит к избеганию на супружеском ложе. Если и это не помогло, то тогда он имеет право ударить ее, без жестокости, то есть, не сильно. Ибо целью этого является воспитание, а не причинение мучений. И может быть, что Аллах наставит ее посредством этой меры.

5. Женщина ненавидит своего мужа. И когда эта нелюбовь становится до такой степени, что женщина не может жить достойно со своим мужем, она имеет право выкупить развод имуществом, которое она выплатит ему. Это для того, чтобы он развелся с ней, ибо она боится, что в случае продолжения брака с ним, она будет ослушавшейся Аллаха плохой совместной жизнью с ним по причине этой ненависти и отсутствия симпатии.

В этом случае нет выхода, кроме прекращения брака между ними.

Всевышний сказал: “И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод”[3]. От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передается, что он сказал: “Жена Сабита ибн Кайса пришла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказала: “О, посланник Аллаха, я не могу пожаловаться ни на веру, ни на нрав Сабита. Однако я не могу терпеть его”. Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Вернешь ли ты ему его сад?” Она ответила: “Да”[4].Тот сад был ее свадебным подарком от него”.

6. Требование женою от своего мужа развода без причины. Это иногда происходит во время ее гнева из-за небольшого, не порочного дела. Либо по причине его женитьбы на другой женщине, хотя он соблюдает ее права. Либо из-за подстрекательства распространяющих нечестие и сплетни между ними без удостоверения того, что приписывается ее мужу. Либо это приписываемое достоверно, однако не является законной причиной требования развода.

Поэтому жена не должна требовать развода от своего мужа в вышеуказанном случае. Ибо пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Какая бы женщина ни попросила у своего мужа развода без трудностей, заставивших ее сделать это, то запах рая для нее станет запретным”[5]. Поэтому она должна бояться Всевышнего Аллаха относительно себя и своего мужа, и не слушать речь сплетников. Ибо они являются ее врагами, а также, потому что это является вредом для нее, ее мужа и ее детей, и лишением пользы брака без надобности. А это запрещено согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Нет нанесения вреда ни другому, ни себе”[6].

7. Требование одной из жен мужчины развестись с другой.

И мужу нельзя положительно отвечать на это требование, ибо это является помощью в грехе и вражде. Всевышний сказал: “Но не помогайте друг другу в грехе и вражде”[7].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Пусть женщина не просит развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет”[8]. В одной версии среди упоминания некоторых запретных вещей сказано: “Чтобы она ставила условие развода своей сестры”[9]. В одной версии сказано: “Недозволенно женщине просить развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет, ибо ей достанется то, что ей предопределено”[10].

8. Болезнь жены, которая иногда длится долгое время, либо задержка рождения детей от него.

Поэтому предпочтительно для мужчины оставить ее под своим покровительством в качестве почтения и благодеяния из-за ее верности, хотя бы, даже если он женится на другой. Что касается задержки рождения детей, то иногда это бывает по его причине. А если удостоверится, что это происходит по ее причине, то ему также лучше оставить ее под своим покровительством, простить ее и относиться к ней по-доброму. Аллах говорит: “Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро”[11].

9. Отсутствие неприхотливости (умеренности) у жены и ее обременение мужа требованиями, в которых нет необходимости, особенно, если он находится в затрудненном материальном положении. Это относится к причинам, которые приводят к его гневу на нее и утомлению от нее. Иногда он разлучается с ней, чтобы освободиться от ее настойчивости.

Поэтому женщина, для того чтобы их совместная жизнь продолжалась, должна быть нетребовательной (умеренной), довольствующейся тем, что дает ей ее муж, требовать лишь то, в чем она нуждается, и принимать во внимание его затрудненное материальное положение.

Поэт[12] сказал:

“Возьми дополнительное вознаграждение от меня,

И продли любовь ко мне,

Но не говори мне,

Во время волнения, когда гневаюсь я”.

Она также не должна превышать границ в украшениях этого преходящего мира. Всевышний сказал: “А земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением”[13]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал»[14].

От него, да благословит и приветствует его Аллах, также передано, что он сказал: “Поменьше входите к богатым, ибо это ближе к тому, чтобы не умалять блага Аллаха, Всемогущ Он и Велик”[15]. Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал»[16].

 

 Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц

1. Отсутствие подготовки попечителями своих детей, особенно дочерей, и их невнимательность к приготовлению их к супружеской жизни, их большой ответственности по отношению к мужу, его дому, его имуществу, его детям и его родственникам. И мы обнаруживаем, что многие отцы и матери воспитывают своих дочерей в роскоши и удобстве, что делает их неготовыми к новой супружеской жизни.

Поэтому каждый отец и каждая мать должны готовить своих детей – мальчиков и девочек. Это осуществляется их воспитанием в религии, нраве, мудрости, серьезности (старании) в делах, чтобы они соответствовали ответственности супружеской жизни. Также они обязаны не пренебрегать завещанием, которое они дали бы перед браком, которое станет с соизволения Всевышнего Аллаха причиной постоянства их супружеской жизни. Мы упомянем здесь завещание Умамы бинт аль-Харис, которая была красноречивой и умной, своей дочери перед ее замужеством. Она сказала: “О, дочка, если бы завещание было бы оставлено по причине достоинства в этикете и почета в происхождении, то оно было бы оставлено от тебя, однако оно является напоминанием для невнимательного и содействием для разумного.

О, моя дочь, если бы женщина могла богатством своего отца обойтись без мужа, из-за своей сильной нужды в нем, ты была бы самой не нуждающейся из людей. Однако женщины созданы для мужчин, также как и мужчины созданы для них.

О, моя дочь, поистине, ты оставила почву, из которой вышла, и дом, к которому ты привыкла, ради дома, которого ты не знаешь. И ради товарища, которого ты (прежде) не любила, и он, женившись на тебе, стал хозяином (мужем), так будь же для него рабыней, и он станет для тебя рабом.

Прими от меня десять качеств, и они станут для тебя сбережением и напоминанием.

Первое и второе: сопутствуй ему с умеренностью (неприхотливостью) и живи с ним, слушаясь его и повинуясь ему. Ибо в нетребовательности имеется покой сердца. А в слушании и повиновении имеется довольствие Господа.

Третье и четвертое: заботься о запахах, которые он может почуять, и местах, куда может попасть его взор. Чтобы его взгляд не попал на что-либо неприятное в тебе. И чтобы он чуял от тебя лишь приятный запах. Поистине, сурьма является лучшим из имеющихся украшений. А вода является самой приятной из утраченных благовоний.

Пятое и шестое: заботься о времени его еды и покое во время его сна. Ибо жар голода является пламенем, а нарушение сна – причиной гнева.

Седьмое и восьмое: забота о его близких[17] и детях, оберегание его имущества, ибо оберегание имущества является отдачей должного (хорошей оценкой), а забота о близких и детях является лучшим управлением (домом).

Девятое и десятое: не распространяй его тайн и не ослушивайся его велений. Ибо если ты распространишь его тайну, то не обезопасишься от его коварства, и если ты ослушаешься его веления, то вызовешь в нем гнев.

Кроме того, моя дочь, остерегайся радости при нем, когда он печален, и печали, когда он рад. Ибо первое качество относится к упущению, а второе – к досаждению. Почитай его так сильно, как только можешь, и он будет уважать тебя так сильно, как только может. Чем больше ты будешь соответствовать ему, тем мягче будет он к тебе.

Знай же, моя дочь, что ты не добьешься от него того, что любишь, пока не предпочтешь его довольствие своему довольствию, и его желание своему желанию в том, что тебе нравится и не нравится. Пусть Аллах посодействует тебе и сохранит тебя[18].

2. Пренебрежение опекунами завещания пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, то жените его. Если вы не сделаете этого, на Земле возникнут смута и нечестие”[19].

А также их заинтересованность богатством, служебным положением, званием. Либо же их обращение внимания на религию, и не обращение внимания на нрав. Хотя пророк, да благословит и приветствует его Аллах, завещал, чтобы у сватающегося были две вещи вместе. Иногда бывают среди опекунов те, кто не обращает внимания ни на какое-либо из этих дел: религиозных или мирских. Для них важно освободиться от ответственности опекунства по отношению к опекаемой, и поэтому они бросают ее в руки любого сватающегося, кем бы он ни был.

Поэтому опекуны должны бояться Всевышнего Аллаха относительно своих женщин и выдавать их замуж согласно завещанию избранного пророка, да благословит и приветствует его Аллах, чтобы их женщины жили счастливо и не возвращались с соизволения Всевышнего Аллаха в дома своих опекунов разведенными.

3. Принуждение сына или дочери к браку с тем, кого они не любят. Это иногда приводит к отсутствию продолжения супружеской жизни между ними из-за отсутствия взаимного согласия.

Поэтому гордыня родителей не должна подталкивать их на грех, когда они принуждают своих сыновей и дочерей к замужеству с тем, кого они не любят.

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «С побывавшей замужем женщиной можно заключать брак, только посоветовавшись с ней. А с девственницей можно заключать брак лишь с ее согласия». (Сподвижники) сказали: «О, посланник Аллаха, каким будет ее согласие?» Он ответил: «(Ее согласие) – молчание»[20]. Они должны стремиться к тому, что будет причиной продолжения супружеской жизни их детей. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Души подобные различным группам. В чем они согласны, в том они объединяются. В чем они различаются, в том они разъединяются”[21].

4. Веление обоих родителей или одного из них сыну дать развод своей жене, и иногда это бывает по личным причинам между родителями и этой супругой.

Поэтому сыну не обязательно повиноваться им в этом. И это мнение имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Аль-‘Алими привел случай, который произошел с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, да смилуется над ним Аллах: “Один мужчина спросил Абу ‘Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля): “Мой отец велит мне, чтобы я дал развод своей жене”. (Ахмад) сказал: “Не разводись с ней”. Тот сказал: “Разве ‘Умар не велел своему сыну ‘Абдуллаху развестись со своей женой?”. (Ахмад) ответил: “Пока твоей отец не будет подобен ‘Умару, да будет доволен им Аллах”[22].

Сын может поговорить о причине этого требования родителей или одного из них и попытаться примирить (или исправить), совершив благочестие к родителям и хорошее отношение к жене.

Также можно выделить ей отдельное жилье, если она живет вместе с родителями, и он считает, что это будет мерой исправления положения. И было бы хорошо, если он будет близок к родителям, чтобы соблюдать права всех их вместе.

5. Преувеличение в свадебных подарках и свадебных торжествах, что ведет к недостатку благословения в них, и это преувеличение иногда бывает условием, поставленным опекунами женщины, либо из-за любви мужа к хвастовству и кичливости. И когда мужчина стремится к большому благу в женщине и ожидает этого, то бывает, что он не обнаруживает желаемого из-за недостатка благословения по причине того преувеличения в осуществлении брака. Тогда он начинает сторониться ее и разлучается с ней.

Поэтому и муж, и опекуны женщины должны соблюдать умеренность и не преувеличивать, чтобы с соизволения Всевышнего Аллаха благословения было больше, а супружеская жизнь – дольше. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Поистине, больше всего благословения в таком браке, в котором легче всего снабжение”[23]. Всевышний сказал: “Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных”[24]. Пречистый Аллах также сказал: “Но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу”[25].

6. Родственники супругов вмешиваются в небольшие разногласия и затруднения между ними, которых дом почти не бывает лишен, и которые можно уладить между супругами. Это относится к причинам, из-за которых трудности увеличиваются, и иногда это приводит к разлучению.

Поэтому родственники супругов не должны вмешиваться в подобное и оставлять дела им самим, чтобы примирить их между собою. Если дело требует того, чтобы супруг исправил положение, то он может применить те меры, которые узаконил для него Аллах.

В посланнике Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, для нас имеется хороший пример в его позиции относительно разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Он не стал вмешиваться, кроме лишь успокоения положения и мягкого обращения с ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда он стряхнул с него песок и сказал: “Вставай, Абу Тураб”[26]. Подобное ведение дел является прекрасным и любезным.

7. Пренебрежение родственниками супругов больших трудностей между супругами, которые иногда приводят к разводу, и их неторопливость к приведению двух судей (по одному с каждой стороны) для предупреждения возникновения развода.

Всевышний Аллах указал, что в подобном случае между супругами следует направить двух судей для рассуждения между ними и попытки примирения. Всевышний сказал: “Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий”[27].

8. Сплетни между супругами, либо между женой и родственниками мужа, либо между мужем и родственниками жены, относятся к тому, что вызывает ненависть между супругами, и в результате возникает развод.



[1] Та ха-123.

[2] Женщины-34.

[3]  Корова-229.

[4] “Сахих аль-Бухари”, Книга развода, глава “Развод за выкуп и как при этом осуществляется развод”, №5275.

[5] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга развода, глава о том, что приведено о требующих развода, №1187. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший хадис”. “Сунан Абу Давуда”, Книга развода, глава о разводе за выкуп, №2226. “Сунан Ибн Маджи”, Книга развода, глава “Нежелательность для женщины развода за выкуп”, №2055.

[6] “Муватта имама Малика”, 2/745, “аль-Мустадрак” 2/58, аль-Хаким сказал: “Достоверный согласно условиям Муслима”. Это сообщение ан-Навави назвал хорошим в “аль-Арба’ин ан-набавия”, с.61.

[7] Трапеза-2.

[8] “Сахих аль-Бухари”, Книга торговли, глава “Нельзя перебивать сделку своего брата”, №2140. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.

[9] “Сахих аль-Бухари”, Книга условий, глава “Условия в браке”, №2727. “Сахих Муслима”, Книга торговых сделок, глава “Запрет мужчине перебивать сделку своего брата”, №1515.

[10] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава условий, которые недозволенны в браке, №5152. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.

[11] Ограды-170. (От переводчика: Вернее, это 120-аят суры “Покаяние”.)

[12] Его зовут Хориджа ан-Назари. См.: “Мушахад аль-инсаф ‘аля шавахид аль-Кашшаф” аль-Марзуки, с.9.

[13] Семейство Имрана-185.

[14] “Сахих Муслима”, Книга закята, глава о среднем достатке и довольствии малым, №1054. (От переводчика: Навави сказал в комментарии этого хадиса, что «достаточный удел», означает достаточность без излишка и недостатка. Он также сказал, что этот хадис является доказательством тем, кто утверждает, что подобный достаток лучше, чем бедность и богатство.)

[15] “Аль-Мустадрак” 4/312, аль-Хаким сказал: “Цепочка передачи его достоверна”. И аз-Захаби согласился с ним. (От переводчика: См.: “аз-За’ифа”, №2868.)

[16] “Сахих аль-Бухари”, Книга смягчения сердец, глава “Необходимо смотреть на тех, кто ниже него, и не смотреть на того, кто выше его”, №6490. “Сахих Муслима”, Книга аскетизма и смягчения сердец, №2963.

[17]  “Хашам” – близкие родственники, соседи, слуги. См.: “Му’джам аль-васыт”, с.176.

[18] “Личность мусульманской женщины” доктора Мухаммада ‘Али аль-Хашими, с.165-166.

[19]  “Сунан ат-Тирмизи”, Книга брака, глава о сообщениях о том, что если придет тот, чьей религией вы довольны, то жените его, №1085. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, малоизвестный хадис”. (От переводчика: Некоторые ученые нашего времени сказали, что в наше время мы должны довольствоваться таким нравом сватающегося, который хотя и не совершает дополнительных благодеяний, однако совершает обязательные, например, выплачивает закят, хотя и не совершает добровольных пожертвований. В противном случае мы лишимся пользы наших дочерей и сестер, поскольку людей с совершенными нравами очень мало.)

[20] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава “Отец или другой не выдают замуж девственницу или побывавшую замужем, кроме как с ее согласия”, №5136.

[21] “Сахих аль-Бухари”, Книга пророков, глава “Души подобны различным группам”, №3336. “Сахих Муслима”, Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава “Души подобны различным группам”, №2638.

[22] “Аль-Минхадж аль-Ахмад фий тароджим асхаб аль-имам Ахмад”, 2/108-109 в биографии Абу Бакра аль-Ховатими аль-Багдади.

[23] “Муснад имама Ахмада”, 6/82, “аль-Мустадрак” 2/178, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. (От переводчика: этот хадис назвали слабым шейх Шу’айб Арнаут в примечаниях к “Муснаду Ахмада”, шейх Мукбиль назвал его очень слабым в примечаниях к “аль-Мустадрак”, шейх Албани назвал его слабым в “аль-Ирва” №1928 из-за ибн а-Туфайля ас-Сахбары. Однако шейх Албани сказал там же, что имеется хороший хадис у Ахмада 6/77 и 6/91, Ибн Хиббана №1256 с таким текстом: “К счастью женщины относится легкость ее сватовства, легкость ее свадебного подарка, легкость рождения ее детей”. Его достоверным согласно условиям Муслима назвал аль-Хаким, и аз-Захаби согласился с ним. Шейх Шу’айб Арнаут также назвал его хорошим.)

[24] Ограды-31.

[25] Ночной перенос-26-27.

[26]  Выше был приведен этот хадис.

[27] Женщины-35.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх