Положения связанные с разводом
Положение касательно тех, кто добивается разлада семейных отношений
Узы между супругами одна из самых великих и прочных связей, и любой человек, который пытается разрушить отношения между мужем и женой становится грешником заслуживающим наказания. Также одной из жен запрещено требовать от мужа развестись с другой супругой для того, чтобы остаться с ним одной. От Бурейды передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из нас, кто не оправдывает доверия оказанного ему и тот, кто настраивает мужа против жены, и раба против хозяина». Передается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Недозволенно женщине просить развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет, ибо ей достанется то, что ей предопределено» (Бухари, Муслим). Также от Савбана передается следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Любая женщина, которая просит у своего мужа развода без уважительной причины, не почувствует даже благоухания Рая» (Абу Давуд, Ат-Тирмизи).
Кто обладает правом развода
Правом развода обладает только мужчина, так как он более заинтересован в сохранении брака и несет расходы. Он более сдержан и терпелив, а также лучше оценивает его последствия и менее склонен к необдуманным решениям в затруднительных ситуациях. Что касается женщины, то она более склонна к проявлению вспыльчивости и беспокойства, она менее сдержана, склонна к ограниченности в оценке, из-за своей эмоциональности и не несет тех последствий, которые несет мужчина. Если бы женщина обладала правом развода, то возможно бы развод производился по многим причинам не стоящим этого. Развод совершается мужчиной, женщине же дано право ставить при этом условия, если на это согласится супруг. «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (сура Развод, аят
1). Составляющие развода
Развод имеет четыре составляющие: разводящийся, разводящаяся, соответствующую форму и цель. Разводящийся — это муж или его представитель, разводящаяся – это жена, форма развода представлена соответствующими выражениями, а целью является намерение развода.
Форма
Что касается слов выражающих развод, то они делятся на два вида. Первый — это ясное выражение развода, совершается только лишь посредством слова «таляк» (развод) и не выражает ничего, кроме формы развода. Второй вид — символичное выражение развода. Оно определяется любым выражением способным иметь своим значением как развод, так и нечто другое. Как то: «расстаемся”, «возвращайся к своей родне», «уходи», «отправляйся», «ты свободна», «скатертью дорожка» и тому подобное В первом случае, выражение развода считается действительным, даже если не было намерения, так как этим словом выражается развод. И если ты сказал своей жене «ты разведена», то эти слова считаются действительными и их не аннулировать словами «я не желал этим развода». Во втором же случае развод считается действительным только в случае соответствующего намерения, потому что эти выражения могут нести значения как развода, так и чего-то другого. В этом случае если имелось намерение развода, то это выражение действительно, если же имелось ввиду что-то другое, то нет.
Ограничения накладываемые на развод
Шариат накладывает на развод определенные ограничения с целью предотвратить поспешность в этом деле. Эти ограничения имеют целью сохранение супружеских уз, потому что замужество является драгоценностью, которой владеет женщина. Развод же разрушает ее и может случиться так, что она остается после этого разведенной, и это положение несет в себе много негатива. Эти ограничения требуют, чтобы в разводе была приемлемая необходимость, а также развод требует, чтобы супруга была чиста от месячных, чтобы не имела близости с мужем, и чтобы слова развода произносились раздельно, не более чем один раз. Если эти условия будут соблюдены, то развод считается соответствующим шариату и в нем нет греха. Если же утеряно хоть одно из условий, то он тоже действительный, однако является греховным и вызывает гнев Аллаха.
Виды развода
Развод с точки зрения дозволенности и запретности делится на два вида. Первый вид – это дозволенный развод (ат-таляку аль-халяль) именуемый по другому «ат-таляку ас-сунни», это такой развод, когда мужчина разводится со своей женой, когда она чиста от месячных и не имела с ним близости, или же разводится, когда она беременна и ему известно о ее беременности. Запрещенный развод или же «ат-таляк аль-бид’ий» это такой развод, когда супруг разводится со своей женой во время месячных или во время послеродового очищения, или дает «таляк» второй раз после месячных, или же дает тройной развод одним словом, или же несколькими словами одновременно.
Время развода
Ислам максимально стеснил время для развода стремясь к сохранению и продлению брака. Он сузил рамки развода для того, чтобы закрыть двери разлада и расставания, и сделал минимальной возможность для его реализации. Женщина в течении месяца как правило двадцать три дня бывает в состоянии чистоты, и в течении семи дней имеет менструации. Если супруг имеет с ней близость хотя бы раз во время, когда она свободна от месячных, то ему уже запрещено давать развод. Что касается периода месячных или послеродового очищения, то это ему не разрешено категорично. Во время же беременности, как правило, у подавляющего числа мужчин желание развода и расставания слабеет.
Так что знай, что время для развода – это время после месячных, до физической близости, и этот период крайне узок.
Категории разводящихся мужчин
1. Развод зрелого и разумного мужчины. Он зрелый и ответственный, и его развод действителен.
2. Развод по принуждению. Развод принуждаемого не действителен, так как он не выражает свою волю и не имеет целью развод. Кто принуждаем к произнесению слов неверия — не становится неверным, как и тот, кто принуждаем к исламу — не становится мусульманином. Точно также и для того, кто принуждаем к произнесению слов развода — развод не действителен.
3. Развод в гневе. Тот, кто в гневе, отдает себе отчет, своим словам, будь это куфр, или же своим действиям, как-то убийство, ответственен за свои действия. Это же относится и к разводу в гневе. Если же он в гневе впадает в состояние, когда не понимает что говорит и делает, то его развод не считается действительным.
4. Развод умалишенного. Развод такого недействителен, будь он умалишенный, припадочный или потерявший рассудок в результате потрясения, или же болезни.
5. Развод в состоянии опьянения. Опьянение, которое привело к состоянию бреда и путаницы в словах, когда человек не понимает что говорит — делает его развод недействительным. Он лишается рассудка и теряет способность отвечать за свои действия, в этот момент. Пьянство влечет другое наказание — это хадд. За один грех не накладывается более одного наказания. Поэтому в состоянии опьянения человека не обязывают делать намаз, так как он лишен рассудка.
6. Развод слабоумного. Развод такого действителен если он понимает смысл развода, так как верность действия не является условием развода.
7. Развод в шутку. Если человек сказал слова развода в шутку, то он грешник и его развод действителен, если он имел намерение развестись. Если же он не желал развода, то он не действителен. Развод это такое дело, для которого необходимо намерение.
8. Развод неверующего. Развод неверующего действителен, как и развод мусульманина.
10. Развод в состоянии сомнения. Кто сомневается давать развод или нет, пусть не разводится со своей женой, потому что женитьба утверждается в состоянии полной убежденности (йакын) и поэтому не упраздняется ничем иным как йакыном. Поэтому тот, кто сомневается в количестве таляков, останавливается на меньшем числе, в которых он уверен. Так как если человек на помнит, дал он три таляка или один, то считается что он дал один.
Категории разводящихся женщин
1. Разводящаяся в состоянии чистоты, с которой не было близости. Развод с такой действителен.
2.Развод с беременной. Этот развод действителен и утвержден в течении срока идда. «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (сура Развод, аят 1).
Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, развелся со своей женой, когда у нее начались месячные кровотечения. Когда же ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, поведал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Вели ему вернуть ее, после чего он может развестись с ней, когда она очистится от месячных кровотечений или забеременеет».
3. Развод с той, которая находится в состоянии месячных или послеродового очищения. Такой развод не дозволен, потому что совершен в неустановленный шариатом период. Если человек совершил его, то такой развод действителен, хотя он сам впадает в грех и ему необходимо вернуть ее, если число таляков не достигло трех. А когда она очистится, дать развод или же удержать. Также от Ибн Умара передается, что он развелся со своей женой во время месячных и, когда Умар спросил об этом Пророка, мир ему и благословение, он сказал: «Скажите ему пусть вернет ее, затем держит ее, пока она не очиститься, затем у нее опять будут месячные, затем она очистится, и затем если он захочет – он может оставить ее, а если захочет – может развестись с ней».
4. Развод раджиа. Это развод с той, которой были даны один или два таляка. Когда супруг имеет право вернуть ее, пока не истек срок идда.
5. Окончательный развод (разводящаяся именуется аль-баин). Это та, которой дан развод трижды и она становится не дозволенной бывшему супругу, пока не выйдет замуж за другого и не будет разведена. «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (сура Корова, аяты 229-230).
6. Та, которой дан тройной развод одним словом или отдельными словами. Такой развод запрещен и совершивший его грешник. Он считается действителен, однако принимается за один.
Примечание. Материал взят с некоторыми сокращениями из энциклопедии исламского фикха.