Статья

Запреты платков в школах нарушают закон об образовании, Конвенцию о правах ребенка, Конституцию

В Нижневартовске двух девочек с января не допускают на уроки за отказ снять головные платки. В алтайском Кош-Агаче, благодаря имаму, аналогичный инцидент удалось затушить. Надолго ли?! Интернет пестрит сообщениями о скандалах с платками в школах в других городах. Как разрешить конфликтную ситуацию? О проблемах «верующих детей» в школах мы попросили рассказать преподавателя из Новосибирска, председателя региональной Татарской ассоциации работников образования Модариса Абакирова, имеющего возможность видеть проблему «изнутри».

— Уважаемый Модарис-эфенди! Насколько сегодня изменился этноконфессиональный состав в школах, и каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются дети из религиозно-практикующих семей?

— Я работаю в школе уже двадцать один год, и вижу, какие изменения происходят в последние годы. Согласно данным социологического исследования, которое проводилось в Новосибирске в 2004 – 2006 гг., этнический состав значительно изменился в 44 школах города. Самым многонациональным оказались школы Октябрьского и в Кировского районов, где находятся наиболее крупные городские рынки: «Гусинобродский», «Хилокский»»и авторынок. Немногим отличаются Дзержинский, Центральный и Железнодорожный районы, где сосредоточены места компактного проживания диаспор. По данным переписи, численность азербайджанцев в области увеличилась в 2 раза, таджиков — в 2,9 раза, армян – в 3,4 раза. Наиболее многонациональными в школах сегодня являются начальные классы.

Изменился не только этнический состав. В последнее время растет численность верующих и не только мусульман, однако мусульмане наиболее чувствуют себя уязвленными. Речь идет о детях из мусульманских семей, которые придерживаются шариата: совершают пятикратную молитву, стремятся не допускать харама. С одной стороны родители хотят воспитать детей в исламе, с другой, отдавая ребенка в общеобразовательную школу, они понимают, что учить его будут с материалистических позиций. Содержание школьной программы включает материал, в котором отрицается существование Всевышнего. Дома ребенку говорят, что Бог есть, учат намазу, религии, а в школе он получает информацию, которая отвергает Всевышнего. И родителям нужно уметь разрешать эти противоречия, подобрать нужные слова, правильно объяснить, почему в школе говорят по-иному. Это первая проблема, с которой сталкиваются дети мусульман и их родители. И наука — педагогика — пока еще не предложила никаких рекомендаций для учителей и родителей, чтобы разрешить такие противоречия. Вообще сегодня становится актуальным и востребованным религиозная педагогика.

Вторая трудность, с которой сталкиваются школьницы–мусульманки, это негативная реакция окружающих на ношение платка. По причине непонимания, платок на голове часто интерпретируется как агрессивное отношение к другим, желание выделиться, и даже воспринимается взрослыми как политический смысл. Девочки-мусульманки испытывают трудности при посещении занятий по физкультуре. Если в программе урока посещение бассейна, преподаватель требует, чтобы девочки были в купальниках. Но если школьница–мусульманка будет пребывать на виду у всех в купальнике, для неё это будет означать нарушение канонических требований ислам. Само стояние в купальнике на виду у одноклассников у неё порождает стресс, и это надо понимать педагогу. Очевидно, что понятие стыда в различных культурах не совпадает.

Родители в таких случаях начинают предпринимать разные шаги, пытаясь освободить дочь от уроков физкультуры. Некоторые рассказывали мне, что приходили к директору школы и открыто объясняли проблему, надеясь, что им пойдут навстречу, сделают какие-то уступки. В известных мне случаях, уступки сделаны не были, хотя, на мой взгляд, компромисс всегда возможен. Некоторые родители обращались в поликлинику, просили врачей дать справку о том, что ребенку нельзя посещать бассейн. Для мусульман это неверный путь, тем не менее, и такие методы были испробованы.

Третья трудность, которая может возникнуть у мусульманских детей в школах, связана с питанием. Хотя в меню школьной столовой исключены блюда со свининой, для мусульман мясо любого животного, забитого не по канонам ислама, является запретным. Мне известен случай, когда классный руководитель начальной школы принуждал учащегося питаться в столовой нехаляльной пищей, мотивируя это тем, что деньги за еду уже собраны.

— На Ваш взгляд, что можно предложить родителям девочек из Нижневартовска, которых не допускают на уроки в платках? 

— Мусульмане имеют достаточно прочную правовую базу для реализации права исповедовать свою религию. В данном случае нарушены положения ст. 14 международной Конвенции о правах ребёнка «Государства-участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии»; ст. 30: «В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию ….»

Нарушается Конституция России в части права граждан исповедовать свою религию. Право исповедовать свою религию заключается и в ношении платка, это часть поклонения (гыбадата) их религии. Родители, как представители интересов своих детей, могут законным путем добиваться этого права. Образовательное учреждение вправе устанавливать форму одежды для учащихся, однако это должно быть прописано в уставе. Но даже в этом случае, устав школы не должен противоречить конституции России. В законе об образовании (гл I, ст.3. п 1) утверждается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию. И когда родители воспитывают своих детей, согласно канонам веры, а образовательное учреждение это запрещает, нарушается принцип государственной политики в области образования, принцип единства федерального культурного и образовательного пространства. В законе об образовании нет положения, отторгающего исламскую культуру, как чуждую, исламская культура наряду с другими входит в федеральное культурное пространство.

Кроме того нарушается принцип, провозглашенный в этом же законе — «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Возникает вопрос, почему на практике система образования не защищает национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности? Ведь ношение платка это тоже является частью культуры мусульманских народов России.

Нарушается также принцип государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Недопущение к урокам по причине ношения платков нарушает данное положение об общедоступности образования. Нарушается ст. 5 «О государственных гарантиях прав граждан Российской Федерации в области образования», в соответствии с которой, гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от отношения к религии.

Таким образом, у родителей школьниц из Нижневартовска есть полное основание обратиться в суд. Ведь именно в суде наши сёстры добились права фотографироваться для паспорта в платке и сейчас, например, в нашем городе мусульманки не встречают никаких препятствий. Механизмом разрешения подобных проблем могут стать и федеральные национально–культурные автономии, советы по делам национально — культурных автономий при администрации города или области. К примеру, в Новосибирске при мэрии такой совет уже создан и в его состав входит представитель от управления образования.

— Есть ли иные способы, кроме обращений в суд и в органы власти, поскольку наши граждане еще не привыкли подавать иск в суд или жалобу в мэрию по каждому случаю ущемления их прав?

-Можно предложить форму семейного обучения. В России, согласно закону об образовании, закреплено право на учебу дома. В 2007 году, если мне не изменяет память, 27 тысяч детей в России находилось на семейном обучении. Мне также приходилось участвовать в аттестации детей баптистов, которые находятся на семейном обучении. У родителей есть право получить деньги, которые государство выделяет школе на обучение их детей, и нанимать на эти деньги учителей, но пока, к сожалению, эти средства в бюджете не предусматриваются. Дети учатся дома, приходят в школу на сдачу экзаменов, согласно индивидуальному плану, проходят также аттестацию, получают оценки за четверть, за год.

По всей стране тысячи детей находятся на семейном обучении, и это говорит о том, что такая форма более предпочтительная для них. Есть случаи, когда родители сами обучают детей в домашних условиях, привлекая профессиональных педагогов, это тоже дает эффективный результат при овладении методикой обучения.

Во-первых, ребенка обучает любимый человек, и он ощущает это, во-вторых, есть понятие индивидуальной образовательной траектории, а кто лучше знает индивидуальную сторону ребенка, чем его родители! В этом их преимущество. Может быть, зачастую они не могут научным языком дать характеристику индивидуальности, но они прекрасно ее знают, соответственно учитывают, где увеличить нагрузку, а где снизить, они могут целенаправленно развивать те способности, которые учитель может не заметить в классе из двадцати учеников.

При домашнем обучении много положительных моментов, для мусульман это одна из возможностей сохранения своей религии. Из общения с семьями практикующих мусульман я вижу, что они всеми силами стараются воспитать детей в исламе. По выходным дням родители организуют уроки по чтению Корана с изучением правил таджвида, сире, ахляку, бывает, что объединяются несколько семей, такова современная ситуация.

Если родители воспользуются правом перевода на домашнее обучение, им остается только задача найти нужных специалистов, которые будут учить детей по школьной программе, которые будут учитывать их мировоззрение. Все действия регламентированы законом. Родители могут пойти в управление по образованию, там им представят положение о семейном обучении, объяснят, что к чему, двери открыты.

И конечно идеальная форма, снимающая все вышеперечисленные проблемы, это мусульманская школа, куда можно было бы отдать ребенка и не волноваться за его мировоззрение, не думать о том, что его права там будут ущемлены.

— Но, к сожалению, таких школ нет ни в Нижневартовске, ни в других сибирских городах. В Новосибирске частная школа «Иман Нуры» закрылась из-за отсутствия помещения, невозможности оплачивать аренду помещения. Насколько сложно открыть мусульманскую школу?

— Закон позволяет создавать подобные школы, формальных проблем тут нет, вопрос упирается в наличие кадров, помещения. Религия у нас отделена от государства, и финансироваться такая школа из местного или федерального бюджета не может, однако такое право есть у государственной школы с этнокультурным компонентом. Мусульмане недооценивают такую возможность, как создание школ с этнокультурным компонентом. Слово «культура» подразумевает и религию. Естественно, если бы создавались такие школы, дети могли бы более углубленно изучать историю своего народа, свою религию, можно было бы дополнить программу какими-то элективными курсами, факультативами, создать саму исламскую среду, начиная от оформления, заканчивая питанием с учетом национально-религиозных традиций, т.е. халяльным питанием.

А сейчас, надо иметь в виду, закон разрешает изучать арабский язык (который необходим мусульманам) в качестве иностранного языка, как альтернативу немецкому, английскому языкам. В татарской гимназии в Саратове в качестве иностранного, например, изучается арабский язык.

Вопрос открытия школы с этнокультурным компонентом сложный, но такие школы уже существуют . Кроме того, нужно учитывать, что у нас в России внедряется курс основ религиозных культур и светской этики, в котором есть модуль по основам исламской культуры.

— Внедряя новый курс обучения основам религиозных культур, государство с одной стороны вроде бы как печется о духовности учащихся, с другой же стороны государство в лице конкретного директора школы города Нижневартовск запрещает школьницам, достигшим определенного уровня духовности, носить платок. Где логика? Или как говорил поэт, умом Россию не понять?!

— Детей уже начали учить в школе основам религиозных культур, а учителей научить не успели. Надо учитывать, что семьдесят лет атеистической пропаганды и воспитания не прошли даром. Некоторые люди не могут осознать меняющейся социокультурной ситуации в России, не могут понять и принять это. Но пытаться не замечать это, тоже не выход. Мы живем в переходное время, идет реформа образования, если в дальнейшем в школах и вузах будут изучать основы религий, инша Аллах, будет меняться и отношение к верующим.

Пока не все мусульмане знают о том, что в системе образования идет реформа. Процесс будет продолжаться, откроются новые возможности. Нужно более активно участвовать в этом процессе реформирования, чтобы голос мусульман учитывался при становлении новой образовательной системы. А история ислама свидетельствует, что мусульманам есть, что предложить в воспитании нового поколения.

Беседовал Калиль Кабдулвахитов

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика