Не позволяйте страху взять над собою верх
В суре Аль-Касас приводится история пророка Мусы (Моисея), (мир ему), выросшего в доме Фирауна (фараон), а затем ставшего пророком. Размышляя над этим несколько дней, я понял, что эта история может иметь огромное значение для современных мусульман во всем мире. Но, конечно, я не знаток тафсира (толкования Корана), поэтому, пожалуйста, поймите, что это всего лишь мои личные мысли и ответы.
Пророк Муса и страх
Интересно отметить, что когда Пророк Муса (мир ему) упоминается в Коране, упоминается и слово «страх», и Аллах (Свят Он и Велик) как бы показывает, как нужно преодолевать свои страхи, набираясь мужества, стойкости и уверенности в себе. Я знаю по себе, что люди боятся многих вещей, поэтому история пророка Мусы (мир ему) достойна особого внимания.
Юный пророк Муса (мир ему) воспитывался в доме Фирауна, когда, как говорится в Коране, Аллах (Свят Он и Велик) дал ему силу совершенной мужественности, а также мудрость и глубокое религиозное знание, и все же он боролся со страхом за большую часть своей ранней жизни (28:14).
Когда он (мир ему) случайно убил человека, он испугался мести людей Фирауна и бежал, чтобы спасти свою жизнь. Когда он встретил отца своей будущей жены в Мадьяне и просил его вместе бежать в Египет, тесть велел ему не бояться, а радоваться тому, что он сбежал от несправедливых людей. Когда он приблизился к огню на склоне холма и Аллах (Свят Он и Велик) поручил ему бросить свой жезл, который превратился в змею, то он убежал в испуге. Аллах велел ему вернуться и не бояться, потому что он был в безопасности. Когда Аллах (Свят Он и Велик) велел ему положить руку за пазуху, а затем вытащить ее, рука его стала ослепительно белой, тогда Он сказал, чтобы Он близок, и Мусе (мир ему) нечего бояться. Когда ему было приказано вернуться на землю Фирауна, он говорил о своем страхе быть пойманным и наказанным за нечаянно убитого им. Он попросил своего брата Харуна сопровождать его и помочь, потому что он боялся, что люди будут обвинять его во лжи. Аллах (Свят Он и Велик) сказал, что Он укрепит его с помощью его брата и заверил его, что люди не смогут прикоснуться к ним со злом (Коран, 28:18-35).
Когда Аллах (Свят Он и Велик) обратился к нему со стороны горы Тура, он был сильно напуган (Коран, 28:46). И когда он, из его великой тоски по Аллаху (Свят Он и Велик), обратился с мольбой, чтобы увидеть Его, и увидел проявление Аллаха в том, как раскололась гора, он упал в обморок! (Коран, 7:143). Это был самый великий страх в его жизни! В то же время Аллах (Свят Он и Велик) ниспослалал ему Десять заповедей, поручив взять их и держаться этого с твердостью (Коран, 7:145).
Храбрость Мусы
Но после того как были пройдены все духовные уроки и опыт, которые преподал ему Аллах (Свят Он и Велик), Муса (мир ему) начал противостоять Фирауну, будучи бесстрашным, твердым, уверенным и уповая на Аллаха. Когда он вел свой народ от Египта и войска фараона преследовали их, то на этот раз он не дрогнул. Его люди закричали от страха:
«Мы непременно будем пойманы!» Муса сказал: «Ни в коем случае! Мой Господь со мной! Он скоро направит меня «(Коран, 26:62).
Когда их путь преградило море, он не остановился, не повернул назад и не пустился в сторону. Он понял, что его Господь поможет ему, и тогда он повел свой народ прямо на море, предоставив все воле Аллаха — и море чудесным образом расступилось (Коран, 26:63). Должно быть, это страшно – идти посреди двух вздыбленных морских волн. То, что Аллах (Свят Он и Велик) не позволил морю сомкнуться над ними, пока люди шли, полагаясь на Его милость, было серьезным испытанием веры. Но к тому времени Пророк Муса (мир ему) уже познал страхи, и Аллах (Свят Он и Велик) помог ему овладеть ими, опираясь на всю свою веру в Него.
Итак, чему все это нас учит?
Когда мы страдаем от страха, мы колеблемся, мы сомневаемся в том, что хотим сделать, потому что мы заранее думаем о возможных последствиях. Иногда наши страхи иррациональны, но зачастую они, действительно, имеют под собой основу. Страхи пророка Мусы после случайного убийства человека были обоснованы, и его побег спас ему жизнь. Но страх может сковать нас тогда, когда мы обязаны действовать. Иногда страх настолько велик, что это парализует нас. Возможно, многие из тех, кто сегодня живет вдалеке от своих родных, чувствует такого парализующий страх, который мешает нашему религиозному развитию.
Наш страх часто мешает нам думать ясно и действовать мгновенно и верно, потому что те, кто сильнее нас, могут повредить нам, если мы скажем что-то или что-то сделаем сверх того, чем они нас ограничили. Но мы не должны действовать импульсивно и подвергать и себя, и других неоправданной опасности. Мы не должны позволять себе действовать необдуманно, следуя показной браваде, в ответ на наши страхи и чувство несправедливости, вместо того, чтобы поступать мудро и дальновидно.
Импульсивные действия из страха
Нужно быть мудрыми и трезвомыслящими, чтобы самим случайно не оказаться притеснителями. Когда Пророк Муса (мир ему) бросился на помощь одному из своих соотечественников, он предполагал, что тот, кто просил его помощи, был на стороне истины, но позже он узнал, что тот человек был заблудшим. Когда этот человек вновь попал в беду, он попросил о помощи Мусы еще раз. «Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: «О Муса (Моисей)! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей» (Коран, 28:19).
Это показывает, что неразумно действовать сгоряча, даже если несправедливость кажется очевидной. В самом деле, людей Мусы притесняли в то время, но если бы они попытались прибегнуть к ответному насилию, когда их силы были ограничены, это бы стало причиной дальнейшего распространения тирании. И то же самое происходит и сегодня, когда люди восстанут против правителей-тиранов, не имея ни внутренней духовной силы, чтобы действовать мудро, ни военной мощи, чтобы бороться против несправедливости. На мой взгляд, ничего хорошего из этого не может получиться.
Пророк Муса (мир ему) не был достаточно силен, чтобы помочь своему народу до тех пор, пока не прошел через все духовные уроки, которые он получил по воле Аллаха (Свят Он и Велик). Эти уроки, в том числе, стали причиной увеличения таввакуля (упования на одного Аллаха) и научили его справляться со страхом и ужасом, быстро принимать решения. Он должен был пройти через годы труда (на своего тестя) и через сильные духовные переживания (на Горе, а также с Хизиром), прежде чем он смог восстать против Фирауна в борьбе за истину. Даже тогда наиболее верным решением оказалось не противостояние, а побег, в соответствии с повелением Аллаха (Свят Он и Велик).
Применение уроков Мусы сегодня
Каковы же были последствия всех предпринятых действий? Реальность была такова, что за этим последовала тяжелая и утомительная борьба с израильтянами, которые последовали своим прихотям.
Люди думают, что арабская весна является удивительным шансом получить какую-то утопическую свободу. Это не так. Это тяжелый и утомительный путь, к которому, вероятно, не следовало прибегать в первую очередь. По крайней мере, пока люди не научились справляться со своими страхами и отличать настоящее мужество от чистой глупости, возникшей вследствие чувства несправедливости.
Я считаю, что сейчас, люди во многих странах боятся того, что будет дальше в мире, того множества различных проблем, каждая из которых довольно серьезна. Многие из нас парализованы из-за нашего страха и уныния. Некоторые из нас думают, что их участие в марше протеста что-то меняет. Но мы не смотрим достаточно далеко, чтобы увидеть, к чему приведут такие «смелые» действия. Более разумным было бы сейчас взглянуть внутрь самих себя, разобраться со своими проблемами. Верующие в Аллаха (Свят Он и Велик) должны воспитывать свою веру, растить свой иман.. Нужно постоянно поминать Его Имя. Светящаяся рука пророка Мусы (мир ему) служила ему постоянным напоминанием, что Аллах (Свят Он и Велик) всегда с ним. У нас в распоряжении есть зикр. Увеличьте его. Нам всем это нужно.
Источник: www.suhaibwebb.com (перевод для vhijabe.ru)