Многие люди переходят границы во время разговора с другими и не следят при этом за манерами или скромностью. Причиной этому является невежество и недостаток в развитии личных качеств и манер. К этому относится также то, что многие люди занимаются тем, что их совсем не касается, и спрашивают об интимных делах других.
От Абу Хурайры передано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из качеств хорошего мусульманина, то что он не занимается тем, что его не касается» (Тирмизи 2318, оценен как сахих шейхом Албании)
Ибн Раджаб сказал в Jaami’ al-‘Uloom wa’l-Hikam (1/114-116): «Этот хадис указывает на важный принцип этики. Имам Abu ‘Amr ibn al-Salaah передал, что Abu Muhammad ibn Abi Zayd, имам Маликитского мазхаба его времени сказал: «Все манеры и вся этика основывается на четырех хадисах:
- Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
- «Кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит»
- Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Из качеств хорошего мусульманина, то что он не занимается тем, что его не касается»
- Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Не гневайся»
- Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Верующий любит для своего брата то, что любит для себя»
Хадис о том, что из качеств хорошего мусульманина — то, что он не занимается тем, что его не касается, больше всего относится к ограждению языка от пустословия.
В al-Musnad (1/201) передано от аль Хасана, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из хороших качеств мусульманина, то что он говорит мало о том, что его не касается» (Арнаут сказал: это сообщение Хасан, из-за подкрепляющих сообщений)
Умар ибн Абдуль Азиз (рахимахуЛлах) сказал: «Тот кто будет считать слова за деяния, тот будет меньше говорить о том, что его не касается. Многие люди не считают свои слова за дела, поэтому они беспечны и не следят за тем, что говорят. Но Аллах сказал, что во многих беседах нет блага. Он сказал (перевод смысла):
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду».
Тирмизи и Ибн Маджа передал от Умм Хабибы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все что произносит сын Адама направлено против него, кроме призыва к одобряемому и запрета порицаемого и поминания Аллаха» (Оценен как Даиф шейхом Албани в Даиф аль Тирмизи)
Некоторые люди в присутствии Суфьяна ас Саури сказали, что им этот хадис кажется странным и Суфьян сказал: «Почему вы считаете его странным? Аллах сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей»(4:114)»
Тирмизи передал, что Анас сказал:
«Однажды сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) умер, и один человек сказал: «Он обрадован Раем» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты не знаешь; возможно он говорил о том, что его не касается, или был скупым к тому, без чего он мог обойтись» (Оценен как сахих шейхом Албании).
Сообщения с подобным смыслом были переданы с большим количеством иснадов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и некоторые из них говорят о том, что этот человек умер, как шахид.
Al-Munaawi сказал в Fayd al-Qadeer (7/3):
«Возможно, что человек задавал много вопросов другим об их состоянии, среди которых были вопросы, которые его не касались. Это также приводит к тому, что тот у кого спрашивают, попадает в неудобное положение и, возможно, он не желает рассказывать об этом, и если он расскажет им, то расстроится, и если он соврет или даст уклончивый ответ, то также расстроится, и если он проигнорирует вопрос, то это будет проявлением плохих манер»
Существуют сообщения от некоторых саляфов, которые указывают на это:
‘Amr ibn Qays al-Malaa’i сказал
«Один человек прошел мимо Лукмана, и с ним были люди. Он спросил у одного из них: «Разве ты раб такого-то племени?» Он ответил: «Да» «Разве ты не обрабатывал землю такого-то?» Он ответил: «Да» «Но как же ты достиг всего этого?» Он ответил: «Говоря правду и сохраняя молчание о том, что меня не касается»
Muwarriq al-‘Ijli сказал:
Есть что-то, что я искал так много лет и не смог найти этого, но я не перестану искать» Они спросили: «Что это?» Я ответил: «Не заниматься тем, что меня не касается»
Оба сообщения были переданы от Ibn Abi’l-Dunya.
Абу Убейда передал, что аль Хасан аль Басри сказал: «Одним из признаков того, что Аллах отвернулся от человека, является то, что человек занимается тем, что не касается его, а знаком того, что Аллах повернулся к человеку, является то, что он занят своими делами»
Вышесказанное показывает то, насколько важно обладать манерами и этикетом и как следует общаться друг с другом в соответствии с наставлением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в соответствии с праведностью.
Аллаху известно лучше.
Источник: bibliotekaislama.wordpress.com