О высокомерии
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху. Он одарил нас неисчислимыми благами, показал нам свои знамения, в которых содержится назидание для людей размышляющих.
Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Нет у него соучастников в Его исключительном праве на поклонение, нет у него совладельцев в Его власти. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник, он не говорил ничего от себя, но все его
наставления были ниспосылаемым свыше откровением. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто шел по благодатной дороге Ислама.
О сыны Адама, будьте богобоязненны, повинуйтесь велениям вашего Господа, отстраняйтесь от грехов, и тогда вы достигнете успеха.
Существует одно очень скверное качество, которое может привести к самым плохим для человеческой души последствиям. Аллах и Его Посланник предостерегали о большой опасности, которую несет в себе это качество. К сожалению, на сегодняшний день оно заразило большое количество людей. Это качество – высокомерие, да убережет нас от него Аллах. Некоторые праведные предшественники говорили:«Самым первым грехом и первым ослушанием Аллаха, которое произошло в мироздании, было высокомерие».
Всевышний Аллах сказал:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран, 2: 34).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам, что именно является высокомерием. Сообщается со слов Абдуллы ибн Масуда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (хадис привёл Муслим).
«Отрицание истины» – это отказ от неё и неприятие её от того, кто к ней призывает, а «надменное отношение к людям» – это проявление презрения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что украшение в одежде и внешнем виде не является высокомерием, напротив, Аллах любит красоту. Высокомерие – это качество, скрытое в глубине сердца, оно проявляется в поведении человека и заставляет его отказываться от истины, а также презрительно относиться к людям. Когда Иблис (сатана) проявил высокомерие и посчитал себя лучше Адама, это толкнуло его к ослушанию, он отказался от повиновения приказу своего Господа и не поклонился Адаму. Именно высокомерие заставило неверующих выступить против посланников Аллаха, когда те явились к ним с ясными знамениями.
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран, 27: 14).
Высокомерие мешает своему обладателю обращаться к Господу с молитвами, мешает поклоняться Создателю.
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными» (Коран, 40: 60).
Высокомерие мешает некоторым людям, наделённым богатством или властью, совершать коллективный намаз в мечетях. Ты видишь, что мечеть находится рядом с его домом, он слышит призывы (азан) на все пять намазов. Однако высокомерие не пускает его в мечеть, чтобы он не мог предстать перед своим Господом плечом к плечу со своими братьями по Вере, потому что он считает себя превыше этого.
Также высокомерие мешает некоторым людям действовать в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В одном из хадисов сообщается, что Саляма ибн аль-Аква’ сказал:«Один человек стал есть левой рукой в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк сказал ему: «Ешь правой рукой!» Тот ответил: «Я не могу». Тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме высокомерия», – и больше [этот человек] уже не смог поднести ко рту [левую руку]» (хадис передал Муслим).
Высокомерие мешает приобретать полезные знания. Праведные предшественники говорили: «Знание [религии] не смогут получить двое: застенчивый и высокомерный».
Высокомерие заставляет человека удлинять свою одежду ниже щиколоток, волочить её по земле и шагать надменной походкой. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды человек шёл в своих украшениях, восхищаясь собой, надменно задрав голову, как вдруг Аллах сделал так, что он провалился. И будет он с грохотом погружаться в землю до самого Судного Дня» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
О сыны Адама, высокомерное отношение к истине и надменность по отношению к людям приводят к тяжёлым последствиям как в этой жизни, так и в Следующей. Самым страшным является то, что сердце высокомерного, заносчивого человека отвращено от верного пути истины. Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него» (Коран, 7: 146).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На того, кто надменно волочит своё платье [Т.е. делает свою одежду длинной, опуская её ниже щиколоток], Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
Также он сказал: «Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья, унижение будет покрывать их отовсюду…» (хадис привели ат-Тирмизи и другие).
Суфьян ибн ’Уяйна (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Если человек совершает грех по причине своих необузданных желаний, то имей надежду на его покаяние, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха, следуя за своими желаниями, затем он покаялся, и ему был прощён его грех. Если же грех совершается по причине высокомерия, то бойся божьего проклятья, ведь Иблис ослушался Аллаха из-за своего высокомерия и был проклят».
Высокомерие – это неприступная стена на пути в Рай. Это качество преграждает человеку дорогу к достижению истинной нравственности, подобающей верующим людям. Дело в том, что надменность не разрешает своему хозяину пожелать другим верующим того же, чего он желает самому себе. Высокомерный человек не в состоянии быть простым, доступным, легким, он не может избавиться от своей сердечной злобы, зависти и амбиций. Ему невыносимо трудно сдерживать своё самолюбие и принимать добрые советы и наставления. Упиваясь своим самодовольством, он презирает других людей и ищет их недостатки. И, наверное, трудно найти что-либо скверное и злое, к чему не побуждало бы такое качество как высокомерие. А самым страшным его проявлением является отказ от принятия истины и верного руководства.
Человек обязан изгонять любые проявления надменности из своей души. Он должен вспоминать, из чего он создан, как он появился на этот свет, помнить о нужде и потребности в своём Господе. Человек должен осознавать Величие Аллаха и своё положение по отношению к Нему. Для того, чтобы избавиться от высокомерия, человеку достаточно лишь вспомнить, что до существования он был ничем, он был создан из земли, затем из капли жидкости, затем стал прилипшим сгустком, затем кусочком мяса и только потом он стал чем-то таким, о чем вообще стоит говорить. Он был неодушевлённым прахом до того, как стал слышать и видеть, чувствовать и двигаться. Он был мёртвым до того, как стал живым, был слабым до того, как стал сильным и способным. Он был неимущим до того, как стал обладать чем-то. После всего этого он снова умрёт и станет прахом, затем будет либо наказан, либо почтён в своей могиле, а потом будет воскрешён к жизни и предстанет перед Судом Аллаха, который произведёт великий расчет и воздаст каждому по делам его.
Сказал Господь (Велик Он и Славен):
«Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему».(Коран, 80: 17-23).
Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
По книге«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя» шейха Салиха ибн Фаузан ибн Абдулла аль-Фаузан (член Постоянного Комитета по фетвам и Комитета больших ученых Саудовской Аравии) (перевод salafportal.ws)