Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в достоверном хадисе: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два рак‘ата, а потом скажет: “О, Аллах! Вот я прошу Тебя о благе через Твоё знание и о способности через Твоё Могущество и прошу из Твоей великой милости, ибо поистине, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты обладаешь могуществом, а я не обладаю, и Ты — Знающий сокровенное. О Аллах, если, согласно Твоему знанию, это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне, облегчи его для меня и сделай его благодатным для меня. Если же, согласно Твоему знанию, это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом внуши мне довольство им”» Он сказал: «И при этом он должен назвать это дело» [Бухари, №6382].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заменил своей общине этой мольбой гадания по полёту птиц и стрелам, посредством которых многобожники во времена невежества пытались узнать сокровенное. Он заменил им всё это мольбой, в которой — единобожие и выражение неспособности обойтись без Всевышнего, подчинённость Ему (‘убудиййа) и упование на Него, а также просьба, обращаемая к Тому, в Чьей руках всё благо, и не дарует благо никто, кроме Него, и не отводит зло никто, кроме Него. Если Он откроет для раба Своего милость Свою, то никто не сможет удержать её, и если Он удержит её, то никто не сможет послать её — ни с помощью гадания по полёту птиц, ни с помощью астрологии, ни посредством гаданий-жребиев и так далее.
Это ду‘а — благое, надёжное, несущее в себе счастье. Оно — удел счастливых и преуспевших, которым Аллах предопределил благо, а не приверженцев ширка, несчастных и оставленных без помощи, которые поклоняются иным божествам наряду с Аллахом, но однажды они узнают…
Эта мольба содержит признание существования Всевышнего, а также Его совершенных качеств — совершенства Его знания, могущества и воли, а также признание Его Господства и вручение Ему всех дел. Содержит она также испрашивание у Него помощи, упование на Него, отказ человека полагаться на себя, признание отсутствия у него способности изменить что-либо и силы, кроме как от Него, а также признание рабом Аллаха собственной слабости и неспособности знать, в чём благо для него, и обрести это, ибо всё это в руках его Покровителя, Создателя и Истинного Бога.
Са‘д ибн Абу Ваккас передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К составляющим счастья потомка Адама относится обращение к Аллаху с мольбой-истихара и довольство тем, что предопределил Аллах, а к составляющим несчастья потомка Адама относится отказ от обращения к Аллаху с мольбой-истихара и недовольство тем, что предопределил Аллах».
Посмотри же, как предопределённое осуществляется в сопровождении двух вещей: это упование, которое является частью истихары, до его осуществления, и довольство тем, что предопределил Аллах, после осуществления этого предопределения. Это путь к счастью. А путь к несчастью — когда осуществление предопределённого сопровождается отказом от упования и истихары до его осуществления, и недовольством после его осуществления. Упование требуется до осуществления предопределения, а когда предопределение осуществилось, то подчинённость Аллаху (‘убудиййа) требует довольства.
В версии ан-Насаи известного ду‘а содержится добавление: «И я прошу у Тебя довольства после [осуществления] предопределения». Эта формулировка точнее, чем «довольство предопределением», потому что бывает, что человек решительно настроен на довольство предопределением, но когда оно осуществляется, от его решимости не остаётся и следа. Если же человек проявляет довольство после осуществления предопределения, то это уже характеризуется как постоянное, неизменное состояние.
Таким образом, истихара — это упование на Аллаха и препоручение Аллаху дел своих, и испрашивание у Него помощи посредством Его знания и могущества и благого выбора для раба Его. Она неотделима от довольства Аллахом как Господом, без которого человеку не вкусить веры. И если человек доволен предопределением после его осуществления, то это признак того, что ему суждено счастье [Зад аль-маад].
Ибн аль-Каййим. Ду‘а-истихара и счастье