Мужские взгляды
Зайнаб Кхан недавняя выпускница Wesleyan University в городе Мидделтаун, штат Коннектикут.
Ислам не сторонник женоненавистничества, чего иногда не скажешь о мужчинах-мусульманах. Эти слова могут задеть, но они не для того, чтобы обвинять. Мужчины-мусульмане, вам довелось жить в мире, который в значительной степени находится под системой мужских взглядов и понятий. Как мусульманка, я призываю вас сделать выбор в пользу выхода за пределы доминирования мужских интеллектуальных рамок, в основе которых лежит доминирование мужчин, и осознать, как болезненно это сказывается на нашей Умме.
Я обращаюсь к вам, зная, что нелегко сломать систему, построенную для сохранения собственных привилегий. Разрушительная сила существующих парадигм наиболее очевидна, когда дело доходит до вопроса о скромности. Жарких дебатов о том, как должна одеваться мусульманка бесчисленное множество, поэтому я бы хотела критически взглянуть на менее изученную тему: Взгляды мусульман.
Некоторые аяты Корана касаются скромности; аяты 30 и 31 в суре 24 (Сура «Ан-Нур») начинаются с общих и простых запретов. В 24:30 говорится: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них»; в 24:31: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…». Как правило, мужчины-мусульмане пренебрегают этими правилами, вместо того, чтобы сосредоточиться на них, они предпочитают уделять особое внимание второй части 31го аята, где детально говорится о том, как женщина-мусульманка должна себя вести и как ей следует одеваться:
«…пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».
Мы пренебрегаем указанием опускать наши взоры, которое, возможно имеет больше веса, чем та часть аята, где говорится о том, как мусульманке надлежит одеваться. Возможно, и мужчинам, и женщинам, сложнее контролировать свои взгляды, нежели судить выбор одежды других.
К большому сожалению, мусульманское общество безжалостно одержимо темой одеяния женщин-мусульманок. Мусульманка слышит это и чувствует. Давление идет со всех сторон, со стороны отцов, братьев, мужей, матерей и даже подруг, которые носят хиджаб. Иногда мы понимаем, что, хотя такое давление носит отрицательный оттенок, оно все же основывается на чувствах, основанных на принципах из Корана и хадисов. Иногда чувствуем, что желание носить хиджаб настолько сильно в нас и без осуждающих голосов, доносящихся до нас со всех сторон. Осознав это, многие из нас собираются с силами, чтобы одеваться скромно, и надевают хиджаб вопреки внешнему давлению — а не благодаря ему.
Порой мы ошибаемся. Мы можем покрыть голову платком, но выясняется, что трудно найти одежду одновременно скромную и стильную, поэтому мы соглашаемся на платья, облегающие немного сильнее, и на юбки, коротковатые на пару сантиметров. Мы можем повязать платок или надеть абайя, только чтобы снять их через несколько месяцев, потому что обнаруживаем, что наше окружение полагает, что перемена в одежде означает перемену в характере, а ошеломляюще высокие ожидания слишком трудно оправдать. Все это происходит под пренебрежительным мужским взглядом.
Также бывает, что мы смотрим вокруг и видим: ответственность за благопристойное поведение полностью лежит только на нас, так что некоторые начинают рассматривать, скорее даже презирать, скромную одежду как символ патриархального уклада. Для них отрицание идеи скромности означает освобождение от тирании и лицемерия. После этого можно легко отвергнуть ислам как источник этой тирании и оставить эту веру. Вот почему я прошу вас, мужчины-мусульмане, пересмотреть интеллектуальные рамки нашего общества, в основе которых лежит доминирование мужчин.
Мы все понимаем, что наша Умма оскверняется, когда женщины, покрытые с ног до головы, все еще открыто подвергаются домогательствам в мусульманских странах. Что еще мы, женщины, можем сделать? Я прошу вас, мужчины-мусульмане, всех до единого, перечитать аяты Корана, посвященные благонравию, и нести ответственность за свое пристойное поведение и за свои взгляды. Когда я прошу вас опустить взгляд, я прошу смотреть на меня без плотских желаний. Не ведите себя так, будто я не существую, будто я не мысляще и чувствующее существо. Если ваша трактовка Корана требует глядеть в сторону при разговоре со мной — я пойму, но, пожалуйста, смотрите в сторону со смирением. Когда вы отводите взгляд, но говорите с самодовольством, вы только подтверждаете, что видите женщин исключительно как сексуальные объекты.
Мужчины-мусульмане, возьмите на себя ответственность понять жизни и джихад, который ведут женщины рядом с вами. Спросите свою маму, дочь и, что вероятно, важней всего, свою жену, были вы препятствием или помощью в их пути к исламу. Затем начните совершать личные, общественные, институциональные изменения. Мужчины, прошу вас помнить: обязанности есть и у вас.
Перевод Раушания Гафиева