Причины развода и многоженства
Кавказские семьи не зря считаются самыми прочными и крепкими, развод или многоженство здесь встречаются крайне редко. Причиной тому не столько любовь и счастье семейной пары, это в браке, о котором мы говорим, не ставится в качестве первостепенной задачи.
Основа всему строгие традиции предков, которые испокон веков почитаются и соблюдаются народами Кавказа.
С самого раннего детства девочку готовят стать женой, снохой и матерью. Девочкам на Кавказе не позволяют долго спать по утрам, просыпаться раньше всех в доме — так должна себя вести молодая невестка.
Домашний труд и помощь матери по хозяйству — это вещи вообще не обсуждаемые вслух.
Многовековые традиции и законы прадедов чтут все, а поэтому уважение к старшим и терпение впитываются еще с молоком матери и закладываются на генетическом уровне. Сохранение семьи — одно из главных правил на Кавказе. Семья превыше всего.
Молодежь воспитывают и готовят к браку, семейные люди поддерживают родственников и приумножают род рождением детей, старики и старейшины направляют семьи, разрешают споры и конфликты.
А усердие за целостность и сохранность брака всегда ложится на хрупкие плечи женщины.
Стороннему наблюдателю многие национальные адаты могут показаться странными и дикими, но соблюдение этих традиций и бесконечное терпение остаются гарантом крепкой кавказской семьи.
«Самое главное — проявление уважения к старшим, — говорит Мадина, ингушка, 46 лет, — у меня две дочери замужем, я и сейчас, разговаривая с ними по телефону, объясняю, что то, что сказала свекровь — не обсуждается. Права она или нет — все принимается.
Не обсуждается так же отношение к свекру. Я сама прожила со своим свекром двадцать пять лет и ни разу не позволила себе сесть с ним не то что за один стол, но и в той комнате, где он сидит.
Мне казалось, что если я перейду эту границу, то мое отношение к нему изменится, как будто я опущу его до своего уровня.
Так же не обсуждаются гости в доме. Не важно, день или ночь — всегда принимать гостей, от чистого сердца. Это передается из поколения к поколению, и это не консерватизм.
Мудрые и терпеливые женщины, которые придерживаются обычаев, всегда выигрывают, ведь жизнь — это тяжелый труд.
Так мы воспитывались и так воспитываем. Если девочка не будет это соблюдать, позор ляжет на всю ее семью, а обвинят мать, которая не воспитала, не привила, не объяснила».
У каждого народа на Кавказе так или иначе традиции относительно невестки в доме различаются, но многие схожи, вот лишь некоторые из них:
— Нельзя называть родственников мужа по имени. Невестка, входя в новый дом, придумывает всем прозвища. Даже мужу.
— При родителях мужа с мужем лучше не разговаривать. Тем более не называть по имени.
— Просыпаться раньше всех и ложиться позже всех в доме.
— Не муж, не жена не должны брать детей на руки при родителях мужа.
— Нельзя ругать детей при свекре и свекрови.
— Выходя из дому, даже что бы навестить своих родственников, невестка должна спрашивать разрешение.
— Невестка должна щедро обнимать пришедших гостей, особенно родственников мужа.
— Мести двор рано утром (как бы комично это не могло звучать, но это правда).
Для кого-то это естественно и органично, для русской мусульманки это может быть непонятно и ненормально. Казалось бы, зачем мести двор каждое утро.
Но именно это является индикатором, по которому будут оценивать сноху соседи и родственники: «Вышла утром двор мести или нет?»
И молодая умная невестка подхватывает эти правила, подметает двор и «зарабатывает очки».
Как бы не был доволен женой ее собственный муж, если родители мужа не будут довольны своей снохой, если она не проявит к ним должного уважения, то счастливому браку очень быстро может прийти конец.
Начинает казаться, что, попадая в дом мужа, женщина попадает на поле боя, где заведомо подвергнется испытанию на прочность. И это тоже часть традиции.
Некоторые свекрови, пережив свою личную тяжелую пору снохи, стараются отыграться на своих невестках, а некоторые, напротив, стараются быть мягче к своим новым дочерям.
Самая выносливая и терпеливая действительно получает заслуженный бонус — полноценный брак, где соблюдение традиций ведет к закономерному порядку в отношениях между всеми членами семьи.
«Мы — мужчины — очень тяжелые. Нам можно все. А женщинам ничего. И им нужно терпеть, — говорит Ибрагим, ингуш, 52 года. — У нас на Кавказе потребительское отношение к женщине. Я это понимаю. Нас с детства воспитывают так, что женщина на втором плане.
Хотя Ислам учит иначе. Я хочу сказать, что я далеко не святой, и за наш брак с женой делал много разного, однако если бы она была другой нации, мы бы очень быстро разошлись.
А у нее хватило и терпения и мудрости понять, где надо угол обойти, боль перетерпеть, промолчать, что бы прийти к тому, что сейчас есть — а сейчас есть семья.
Не все конечно сейчас соблюдают традиции. Сейчас много разводов и молодежь стала пренебрегать нашими законами. Бывает, что в горах мужчины „перегибают палку“, я думаю, это не нужно, мы должны больше ценить и больше заботится о своих женщинах, потому что женщина должна родить здоровое потомство, а только спокойная и здоровая мать сможет родить, вырастить и воспитать достойного и уравновешенного человека.
Так я считаю. А адаты нужны, адаты, не противоречащие законам Аллаха, ведут к порядку».
К слову сказать, согласно такому принципу на Кавказе строго подходят к выбору невест, расспрашивают родственников и знакомых о том, какая у нее семья, каковы женщины по материнской линии, как живут в семьях тети, сестры.
С того момента, как невеста переступает порог нового дома, она уже принадлежит другому роду, роду своего супруга.
В случае смерти ее будут хоронить на родовом кладбище по линии мужа.
В случае развода по закону, который сейчас соблюдается все реже, дети должны будут остаться в родовом доме отца, воспитывать которых будут, скорее всего, его сестры или мать.
Горе, слезы и терпение кавказских женщин горделиво воспевается поэтами, ими бахвалятся суровые горцы…
Порой начинает казаться, будто у женщины нет чувств, что для того, чтобы прослыть в народе хорошей и скромной снохой, она как робот должна молчать, мести пол и вовремя подавать галушки. И вообще, может ли при таком раскладе женщина оставаться счастливой?
Ведь бывает так, что терпение копит обиды, обиды рождают злость, а злость развивает чувство вины.
Все эти внутренние проблемы и переживания могут привести к заболеваниям и нервному истощению.
Но кавказской жене для счастья много не нужно. Раствориться в детях, вырастит благое потомство — вот ее задача, а хорошо выполненная задача и есть счастье.
Нередко межэтнические браки распадаются, именно на почве нестыковки менталитетов. И только при условии полного принятия шариата такие браки могут гармонично существовать.
К сожалению, не каждый соблюдающий мусульманин готов отказаться от национальных адатов, противоречащих, так или иначе, Шариату. И к этому тоже надо быть готовой будущей невестке гор.
Насима Бокова