Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и наделив каждую сторону воинам и и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не одержат победу над другими. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.
Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив его спуститься со своего трона, взял его в плен и удерживает его, лишив его доступа к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..
А над этим царём есть другой царь — одолевающий, которого невозможно одолеть, побеждающий, которого невозможно победить, величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если ты попросишь у меня помощи, я помогу тебе, и если ты попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».
Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня в прочные оковы, крепко связал меня и надел на меня цепи и мешает мне устремиться к тебе и не даёт мне побежать к тебе и прийти к двери твоей. Вот если бы ты послал воинов от тебя, которые разбили бы оковы мои и сняли бы с меня цепи мои и вывели бы меня из моего заключения, тогда бы смог я прийти к дверям твоим. А в противном случае я не смогу покинуть место своего заключения и разбить оковы свои».
Если он скажет это в качестве протеста, отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то этот могущественный царь оставит его без своей помощи и предоставит его тому, чему сам он себя предоставил.
Но он может сказать это, выражая таким образом свою потребность в нём, демонстрируя собственную слабость и бессилие и желая показать, что он на самом деле слишком слаб и потому не способен прийти к нему и вырваться из места своего заключения, в которое поместил его враг и самостоятельно уйти из плена… И если он скажет это, подразумевая, что он надеется, что царь этот окажет ему новую милость, подобно тому, как уже оказал одну , послав ему упомянутое письмо, и снабдит его из своих воинов и рабов теми, кто поможет ему спастись, сломает дверь его темницы и разобьёт его оковы, то это будет великая милость с его стороны по отношению к нему, а если он и оставит его без помощи, то это не будет несправедливостью или несоблюдением его права, но будет означать, что хвала его и мудрость его предполагают оставление его в заключении…
Особенно если учесть, что заключение — Его заключение, а враг этого царя — один из Его рабов, хохол его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания на врага своего, не боится его и не считает, что тот может распоряжаться чем-то самостоятельно и способен принести пользу или вред [по собственной воле], но он смотрит на Того, Кто является хозяином для его врага, распоряжающегося им и держащего его за чуб, и боится лишь Его и надеется только на Него и обращается со смиренной мольбой к Нему, просит защиты у Него и обращает боязнь и стремление к Нему… Если он скажет это, подразумевая это, вот тогда придут к нему победоносные войска-триумфаторы.
Высочайшая степень в приобретении знаний — изучение Корана и Сунны, и стремление понять смысл того, что пришло от Аллаха и Его Посланника, и знание границ ниспосланного. А самая низшая степень — когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не случалось, или же его цель — знание разногласий и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные из этих мнений. Редко кто из таких людей получает пользу от своего знания.
Высочайшая степень в том, что касается воли человека, — когда его устремления связаны с любовью к Аллаху и соблюдением тех норм религии, которые Он пожелал установить. А низшая степень в этой области — когда человек смотрит лишь на то, чего он хочет от Аллаха. Он поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха и для него неважно, чего Аллах желает от него.
Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами.
И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.
Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе — начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует за Ним и относится к Его действиям. И если тебе посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, то ты не обретёшь Аллаха вместе с ним. А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления