Говоря о том, как красивы девушки в хиджабах, что истинная женственность – это юбка в пол и платок, что женщина получает энергию от земли, а брюки эту связь разрушают, мы забываем об истинном предназначении хиджаба: защищать женщину от посторонних взглядов.
Что такое защита? Мы говорим о состоянии защищенности: «как за каменной стеной». Значит ли это, что стена подчеркивает то, что за ней скрыто? Как бы говорит: «Твоя жертва за мной»? О нет же! Так почему мы стремимся подчеркнуть красоту – хиджабом?
Сказано в Коране (смысл): «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свое целомудрие. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают…» (Сура «Ан-нур»). Привлечение женщиной внимания к себе противоречит самому смыслу хиджаба.
В Священном Коране также говорится: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Аль-Ахзаб: 59).
Наша забывчивость оборачивается против нас самих: появились среди неверующих (о своем неверии они заявляют открыто) те, кто говорит: «Я ношу хиджаб, потому что это красиво и женственно», «Хиджаб не принадлежит исключительно мусульманкам» и тому подобное.
И вправду, казалось бы, каждый волен носить то, что ему заблагорассудится. Но лишь представьте себе: по улицам начнут расхаживать девицы в хиджабах под ручку со своими кавалерами, позволяя им всякие непристойности… Скажете, что эти девушки могут быть очень скромными? Могут быть. А могут и не быть. Разве шайтан не близок к тому сердцу, в котором нет веры во Всевышнего?
Во мне теплится надежда, что интерес в хиджабу, как одеянию скромности и целомудрия, возникающий в душах от фитры – естества, врожденного свойства человека, приведет к принятию того, что Господь – Един, и только Он достоин поклонения, что Ислам – есть истина.
Вместе с тем я печалюсь о сестрах, увлеченных ведической литературой, эзотерическими знаниями, йогой. Согласно Википедии Веды – это «сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите», а йога – «совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма». Говорится в хадисе, переданном от Джабира ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды, увидев на руках Умара ибн аль-Хаттаба свитки из Торы, разгневался и сказал: «Разве ты сомневаешься, о Ибн аль-Хаттаб! Разве я не принес пречистую и ясную (религию)! Если мой брат Муса был бы жив, то даже у него не было выбора, кроме как следования за мной!». Передал Ахмад 3/387 и другие, а Албани счёл его хорошим хадисом в силу имеющихся различных цепочек. А ведь мусульмане должны верить в Книги, ниспосланные от нашего Господа, в числе и в свитки Мусы, мир ему! И Муса, мир ему, поклонялся лишь Единому Богу, а кому поклоняются последователи индуизма?!
Я не хочу выносить фетвы относительно Вед и йоги – не мое это дело. Есть люди, достойные уважения благодаря их знаниям в религии. И даже они прежде, чем заговорить о чем-то тщательно изучают вопрос. Я лишь прошу сестер: изучите то, чем вы хотите заниматься, спросите у знающих, каково их решение на этот счет.
Вот, к примеру, мнение: «Во-первых: Существуют различные мнения среди современных ученых относительно йоги. Некоторые из них считают, что это совсем запрещено, другие считают, что безоговорочно дозволено. Также есть те, кто говорит, что существует разница между некоторыми упражнениями; они дозволили те, что соответствуют шариату, и запретили противоречащие.
Никто из них не отрицал (насколько нам известно), что йога берет начало от верований индусов и затем из буддизма. Те, кто полностью позволял это, те убирали из этого то, что имеет связь с верой и духовными вопросами, и издавали фатву на том основании, что это физическая тренировка.
Те, кто запрещал это, делал это по причине религиозных корней йоги и потому что это является подражанием идолопоклонникам, и потому что это наносит вред телу и по другим причинам.
Те, кто различал между видами упражнений, то их мнение неприемлемо, потому что невозможно определить плохое и потому что люди не могут различить между дозволенным и запрещенным упражнениями.
Это духовные и физические упражнения, которые изначально нацелены на достижение забвения и для вхождения в контакт с Богом!
В книге аль-Йога валь-Танаффус (йога и дыхание) Мухаммада Абдуль-Фаттаха Фахима (стр. 19) сказано: «Йога на старом индийском языке означает объединение и контакт с Богом, т.е. объединение между телом, разумом и Богом, который помогает человеку получить знание и мудрость и усиливает его мышление и дает знание о жизни; она защищает от разрозненности, религиозного фанатизма, ограниченности мышления и близорукости при поиске; она делает жизнь человека полной как физически, так и духовно».
В аль-Муджам аль-Фалсафи Джамиль Сулайба (2/590) сказано: «Йога – это слово на санскрите, которое означает единение; оно используется для обозначения духовных упражнений, которые выполняются мудрецами в Индии для объединения с универсальным духом. Йога это не школа философской мысли; это путь выполнения некоторых упражнений, которые освобождают душу от физической и ментальной гравитации и направляют ее к реальности. Йоги – это мудрецы, которые практикуют данный путь». Обе цитаты взяты из Мазахират аль-Ташаббух билль-Куффар филь-Аср аль-Хадис ва Асаруха аля аль-Муслимин.
В определении йоги мы видим, что это означает объединение, т.е. объединение человека с духом, с универсальным духом, под которым подразумевается Бог. И целью этой практики является объединение всех других религий. Др. Ахмад Шалаби – специалист в религиях Индии: «Объединение Будды с индусскими богами, но это возвращение к вере в Джнана Йога т.е. путь знания, который видит истину во всех религиях и философиях. Но это истина лишь часть большой Истины. Эта школа мысли не является религией или философией; считается, что любая религия или философия не все и не является полной истиной. Тот, кто верит в этот путь, не принадлежит какой-либо религии или школе мысли, потому что он считает последователей всех других религий своими братьями, не важно какие у них отличия. И Джнана Йога – это путь, которые охватывает все веры и отказывается от ограничения любым из них. Нам следует отметить то, что пропаганда и продвижение этого пути мышления косвенно нацелена против Ислама. Я был свидетелем этого в нескольких странах. Ислам поверг и христианских и буддистких миссионеров, и если они могут сбить людей каким-либо образом – даже используя Джнана Йога, которая объединяет все веры и не отказывается ни от одной из них – то это великая победа. После того, как они смогут сбить мусульманина с Ислама, то будет легко для них посеять сомнения и затем вытащить его в другую сферу. Поэтому мусульманам следует остерегаться йоги и ее уловок и тех, кто призывает к ней». Адйан аль-Хинд аль-Кубра, стр. 174.
Мы считаем, что полный запрет йоги является правильным подходом. Мы изучили слова многих относительно этой практики, и мы решили суммировать комментарии из книги, которая посвящена этой практике, и мы доверяем автору книги в вопросах его методологии и веры; он доктор, который знает предмет, который критикует даже то, что касается медицинского аспекта. Автор др. Фарис Альван и его книга «аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми» была опубликована издательством Даруссалям в Каире. Все, что мы будем цитировать ниже, взято из этой книги, но необходимо отметить, что мы не можем цитировать всю книгу. Поэтому мы ограничимся определением этой практики и обсуждением относительно исламской фетвы по этому предмету; кто желает узнать больше, тому следует обратиться к этой книге.
Во-вторых: Что такое йога? Йога означает единение; один из выдающихся учителей говорит, что это единение человека с духом.
Йога это упражнения и ритуалы, но самым важным и самым известным из них является упражнение под названием Сурйа Намаскар (в переводе Приветствие Солнца), что на санскрите означает «поклон пред солнцем на восемь частей тела». И они указали, что этими частями тела являются: ступни, колени, руки, грудь и лоб.
Предпочтительно, чтобы совершающий йогу был голым, особенно грудь, спина и бедра; для того, чтобы встретить солнце, когда оно восходит и когда заходит, если человек желает, чтобы Йога была сильной и полезной; и для того, чтобы улучшить зрение и сфокусироваться на солнечном диске, и он полностью прикован к нему: его тело, его способности, его мышление и сердце. Если он находится в здании и не может видеть солнца, то ему дозволено нарисовать солнце на стене.
Один из них сказал: «Если практикующий йогу является верующим и боится совершить акт неверия, то нет ничего неправильного в том, чтобы он нарисовал изображение перед ним и полностью сфокусировался на нем!»
Йога также включает в себя глубокое размышление над своим телом, а также изучение каждой части тела, начиная с пальцев ног и до головы, при пробуждении и перед тем, как встать с кровати, и обратно, с головы до пальцев ног перед сном, и нельзя забывать или избегать этого важного упражнения!
Кто желает получить пользу от йоги должен быть вегетарианцем. И он должен повторять слова громко во время упражнений. Эти слова называются мантрами, самой известной является бееджа мантры: храм, хрим, храйм, храум, хара. Некоторые звуки также повторяются в йоге, как например Аум (или Ом) В дополнении к этому необходимо повторять двенадцать имен солнца, потому что это важная и основная часть йоги.
Среди имен солнца: Рафанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о тот, кого все восхваляют»; Сурйанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, наставляющий всех»; Баханафинама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий красоту»; Сафитарнама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий жизнь» и т.д. И они заявляют, что эти повторения очень полезны.
Один из тех, кто практикует йогу говорит, что он просыпается в 3-30 ночи и практикует йогу и специальные молитвы до 6:15. И по вечерам он делает то же самое, с 6 вечера до 6-30.
Таким образом, он тратит более трех часов каждый день, практикуя йогу, и он говорит, что некоторые тратят еще больше времени, заявляя, что чем больше времени они тратят, тем лучше.
Аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми, стр. 13-18
В – третьих: Фатва относительно йоги: Суммируя, мусульманам совсем нельзя практиковать йогу, делает он это на основе веры или подражании другим, или просто желает получить т.н. пользу.
И это по большому числу причин, которые вы можем собрать из упомянутого выше:
1. Потому что Йога противоречит Таухиду, и в ней присутствует придание сотоварищей Аллаху, Свят он и Велик, и в ней присутствует совершение поклона солнцу и повторение его имен.
«Скажи: «Мне велено лишь поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему сотоварищей. К Нему я призываю, и к Нему предстоит возвращение» (13:36).
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (39:65).
2. Потому что в этом есть имитация идолопоклонникам и уподобление им. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто подражает людям, тот из них» (Ахмад, Абу Дауд и аль-Табарани от ибн Умара).
3. Потому что некоторые виды упражнений вредны большинству людей и ведут к серьезным последствиям. Некоторые из упражнений включают сидение необычным и неприличным образом, и сидение с ленью, пренебрегая тем, что происходит вокруг. Также это вредно для здоровья и с психологической точки зрения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не должно быть нанесение вреда и ответ вредом» (Ахмад и ибн Маджа от ибн Аббаса).
4. Потому что это трата времени и совершение того, что приносит только вред и потерю в этом мире, бедствие и отчаяние в следующем мире. Доверенный Посланник (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Человек не сдвинется в День Воскрешения, пока не будет спрошен о четырех: о его жизни и как он провел ее, о знании и что он сделал с ним, об имуществе и откуда он приобрел его и на что потратил, о его теле и как он его использовал» (Тирмизи от Абу Барза).
5. Потому что это явный призыв подражать животным и отказ от человеческого достоинства: призыв к наготе, выполнение большинства упражнений на четвереньках (Сурйа Намаскар или приветствие солнца) и специальные поклоны в третьем и восьмом упражнении.
6. Потому что многие из тех, кто пытался практиковать то, что называется научной йогой или режимной терапией, те стали употреблять наркотики и приобрели пагубные привычки, и подобное лечение было доказано как неэффективное и бесполезное.
7. Потому что йога основана на лжи и шарлатанстве; призывающие к ней полагаются на заблуждение и на искажении фактов. Она привлекает внимание многих тех, кто обладает простым характером и многих тех, кто слаб в вере.
8. Потому что некоторые из тех, кто практикует йогу или другое эзотерическое или другое заблудшее направление может совершать разные фокусы, которые обманывают людей. Но в большинстве случаев, это лишь дьяволы из числа джиннов, как в случае с магией и т.д. и это харам по Исламу.
9. Большинство советов, которые дают призывающие к йоге, вредны для людей, включая следующие:
(а) оголение и то, к чему это приводит из культурных, половых, психологических и физических болезней.
(б) выставление кожи на солнце. Мы видели вредные последствия этого, особенно, при длительном пребывании на солнце.
(в) концентрация взгляда на солнце, что приводит к повреждению глаз.
(г) призыв к вегетарианской диете, но Аллах не предписал этого.
Аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми, стр. 84-86
И Аллаху известно лучше» (по материалам islam-qa.com).
Добавлю еще своих «пять копеек». В последнее время мы наблюдаем, что наши братья и сестры по вере оказываются несправедливо угнетенными. Или же появляются среди нас люди, обличающие друг друга в неверии. Мы нападаем друг на друга с обвинениями в бидаате. Мы испускаемся слюнями, доказывая, что правилен только мой путь, а все кругом – нечестивцы. И я понимаю, что во всем этом есть и моя – личная – вина.
Читаем ли мы намаз с искренностью и смирением? Сторонимся ли мы сплетен и смешения полов? Помогаем ли мы нуждающимся? Почитаем ли родителей или огрызаемся на них, ведь они не приняли Ислам? Носим хиджаб — потому что красиво или выполняя повеление Аллаха? Любим ли мы Аллаха и изучаем ли мы свою религию? Изучаем ли мы жизнь почтенного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?
Каждый из нас может дополнить список этих вопросов сам. И ответить – перед самим собой и Аллахом. Постараться исправиться прежде, чем придется отвечать на эти вопросы в Судный День.
О Аллах! Наставь меня, моих родителей и родных на истинный путь! Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет!
Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин! (Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был несправедлив! – дуа пророка Юнуса, мир ему!)