Когда Посланник принял присягу людей в Акабе (Речь идёт о второй присяге в Акабе), он велел своим сподвижникам переселяться в Медину.
Курайшиты узнали о том, что у него уже много сподвижников и что они готовы защищать его. И они принялись думать, что им делать с ним. Кто-то предложил посадить его под стражу, кто-то считал, что его следует изгнать. В конце концов, они приняли согласное решение убить его.
Но гонец с небес принёс благую весть. Ему велено было оставить постель свою, и в ту ночь на его месте спал ‘Али, а ас-Сыддик отправился в путь вместе с Посланником.
Когда дома Мекки остались позади, ас-Сыддик стал проявлять бдительность и крайнюю осторожность. Думая о том, что впереди может быть засада, он двигался впереди Посланника, а подумав о том, что за ними может быть погоня, он двигался позади него, а иногда — справа или слева от него, и так продолжалось до тех пор, пока они не добрались до пещеры.
Ас-Сыддик первым вошёл в пещеру — на случай, если там их будет подстерегать какая-нибудь опасность.
И Аллах взрастил дерево, которого там прежде не было, и оно прикрыло собой преследуемых и ввело в заблуждение преследователей. И пришёл паук и затянул вход в пещеру своей паутиной, словно завесой, дабы закрыть сидящих в пещере от тех, кто шёл по их следу. И Всевышний Аллах послал двух голубей, которые свили гнездо, чтобы сбить преследователей с толку (То есть чтобы они решили, что в пещере никого нет. Об этих чудесных происшествиях не упоминается в достоверных хадисах).
И это большее чудо, нежели сопротивление преследователям посредством войска.
Когда преследователи остановились над самыми их головами и Посланник и ас-Сыддик могли слышать их слова, встревоженный ас-Сыддик, сказал: «О Посланник Аллаха! Если бы любой из них посмотрел себе под ноги, он увидел бы там нас!» Посланник Аллаха сказал: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?!» [аль-Бухари; Муслим].
Увидев, что он встревожился, но не за себя, Посланник укрепил сердце его радостной вестью: «Не скорби, ибо Аллах — с нами» (сура 9 «Покаяние», аят 40). Эта близость существовала не только на словах. О Пророке и Абу Бакре говорили: Посланник Аллаха и сподвижник Посланника Аллаха, а когда Пророк умер, Абу Бакра стали называть преемником Посланника Аллаха. А с его смертью правителей перестали называть преемниками Посланника Аллаха. Правителя стали называть «повелитель верующих».
Они провели в пещере три дня, после чего вышли из неё, а предопределение уже тогда гласило: «Ты непременно войдёшь в неё [Мекку] так, как не входил никто до тебя и не суждено войти никому после тебя».
Когда они отправились в путь и добрались до местечка аль-Банда, их догнал Сурака ибн Малик. И когда он уже почти настиг их, Посланник Аллаха пустил в него стрелу мольбы (То есть обратился к Аллаху с мольбой против него), и конь Сураки провалился в землю по самое брюхо.
Поняв, что не сможет причинить Пророку никакого вреда, он стал предлагать имущество тому, кто отверг ключи к сокровищницам и предлагать еду сытому: «Я ложусь спать [окружённый заботой] Господа моего, и Он кормит меня и поит» [аль-Бухари; Муслим].
Этот уникальный подарок: «Он был одним из тех двоих…» (сура 9 «Покаяние», аят 40) достался только ас-Сыддику. Он был вторым в исламе, самопожертвовании, равнодушии к мирским благам, сподвижничестве, в правлении, вторым по возрасту и по причине своей кончины, потому что Посланник скончался от последствий яда, и Абу Бакр также отравился чем-то и скончался (Об этом упоминается в сообщениях, которые приводят Ибн Са’д и аль-Хаким).
Из десяти обрадованных при жизни благой вестью о Рае от него приняли ислам ‘Усман, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф и Сад ибн Абу Ваккас.
Когда он принял ислам, его состояние оценивалось в 40 тысяч дирхемов, и он пожертвовал всё, чем владел, когда ислам нуждался в этом.
Пророк сказал об этом пожертвовании: «Ни одно имущество не приносило мне такой пользы, какую принесло имущество Абу Бакра» [Ахмад; Ибн Маджа].
И он был лучше уверовавшего из семейства фараона (Речь идёт о человеке, который упоминается в Коране: «Верующий из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: <Мой Господь — Аллах>? Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа. Если он лжёт, то его ложь навредит только ему самому. Если же он говорит правду, то вас поразит некоторое из того, что он вам обещает. Поистине, Аллах не ведёт прямым путём того, кто излишествует и лжёт»» (сура 40 «Прощающий», аят 28)), потому что тот скрывал свою веру, а ас-Сыддик продемонстрировал её открыто. И он лучше уверовавшего, который упоминается в суре «Йа Син» (Его история излагается в суре «Йа Син», в частности, в аятах: «С окраины города второпях пришёл мужчина и сказал: «Омой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путём. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении. Поистине, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня…» Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня [или что мой Господь простил меня] и что Он сделал меня одним из почитаемых !»»), потому что тот усердствовал на пути Аллаха небольшой промежуток времени, тогда как Абу Бакр делал это в течение многих лет.
Он увидел птицу нужды, летающую вокруг зёрен жертвенности и кричащую: «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заём, то Он увеличит его многократно» (сура 2 «Корова», аят 245).
И он бросил ей зёрна имущества на луг довольства и выпрямился на ложе бедности. Птица же перенесла эти зёрна в зоб приумножения, после чего взлетела на раскидистые ветви дерева искренности и стала петь, восхваляя его самыми разными способами. А потом она прочитала в михрабах ислама: «Отдалён будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь» (сура 92 «Ночь», аяты 17-18).
О его достоинствах упоминают аяты и хадисы, и мухаджиры и ансары единодушно присягнули ему. О ненавидящие его! В сердцах ваших возгорается огонь каждый раз, когда упоминают о нём… Каждый раз, когда перечисляются его достоинства, они изменяются в лице.
Неужели неверующие рафидиты не слышали слов Всевышнего «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере» (сура 9 «Покаяние», аят 40)?
Услышав призыв к исламу, он не медлил и не отказывался принимать его. Он пошёл по этому пути, не поскальзываясь и не спотыкаясь, и всё это время терпел наносимые ему удары и много расходовал [на пути Аллаха], и не уменьшал расходование до самой своей кончины, намного превзойдя других таким образом: «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Кто был верным другом Пророка в дни его молодости? Кто первым из его сподвижников принял ислам? Кто давал фетвы в его присутствии, спеша ответить? Кто первым начал совершать молитву с Пророком? Кто последним помолился вместе с ним? Кто покоится рядом с ним? Знайте же права соседа!
В дни вероотступничества он проявил глубокое понимание религии и бдительность и разъяснил тончайший смысл коранического текста. И любящий его радуется его достоинствам, а ненавидящий завидует. Рафидит бежит от собрания, на котором поминают Абу Бакра, да только куда сбежишь от этого поминания?.. Сколько раз он защищал Посланника, жертвуя своим имуществом и рискуя жизнью. Он был его ближайшим другом при жизни и покоится в земле рядом с ним.
Достоинства его очевидны, их невозможно поставить под сомнение. Удивителен тот, кто пытается затмить свет полуденного солнца!
Он вошёл в пещеру, в которой никто не обитал, опасаясь, что что-то случится [не с ним, но с Пророком ], и Посланник сказал: «Что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?» И тогда ему было ниспослано спокойствие, и он перестал бояться, что может случиться что-нибудь плохое. Его беспокойство ушло и его место заняло умиротворение. И глашатай победы воззвал над городами: «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Клянусь Аллахом, любовь к нему — вершина ханифизма (Ханиф — приверженец единобожия), а ненависть к нему свидетельствует о скверной природе. Он — лучший из сподвижников и близких Пророка, и доказательства этого неопровержимы. И если бы не законность его правления, Мухаммад ибн Ханафийя не принял бы это (То есть не признал бы достоинства Абу Бакра и законность его правления. На это указывают хадисы, в том числе и следующий. Мухаммад ибн аль-Хакафийя рассказывал: «Я спросил отца: «Скажи, кто является лучшим из людей после Посланника Аллаха?» Он ответил: «Абу Бакр» Я спросил: «А после него кто?» Он ответил: «Умар» И я испугался, что, [если спрошу снова] , он скажет: «Усман» Поэтому я спросил: «А потом ты?» Он сказал в ответ: «Я всего лишь один из мусульман»» [аль-Бухари]).
… Тише, тише: кровь в жилах рафидитов уже вскипела! Клянусь Аллахом, мы полюбили его не потому, что это наше личное желание, ибо мы не относимся пренебрежительно к другим. Однако мы претворяем в жизнь слова ‘Али, которых нам вполне достаточно: «Посланник Аллаха был доволен тобой для нашей религии, так неужели мы не будем довольны тобой для наших мирских дел?» [аль-Хаким]. Клянусь Аллахом, ты отомстил рафидитам!
Клянусь Аллахом, ас-Сыддик имеет великое право в отношении нас, и мы признаём его заслуживающие похвалы деяния, и нас радует то, что радует приверженцев Сунны. Так что пусть рафидит не приходит к нам и не говорит: мол, у меня свои оправдания.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Фаваид. Полезные наставления