В исламской истории есть много примеров людей, оказавших огромное влияние на умму, которые в начале пути даже не предполагали, что их роли окажутся такими важными.
Шейх Мухаммад аль-Азами
Один из них – это история моего учителя из Университета Медины, шейха Мухаммада аль-Азами. Я учился у него на последнем курсе и был из его последнего выпуска бакалавров. Тогда он занимал должность декана Колледжа хадисоведения.
Судьба этого ученого была необычна уже тем, что он родился в семье индуистов и воспитывался как горячий приверженец индуизма. А к тому времени, когда он оставил карьеру, он был деканом факультета хадисоведения в одном из самых престижных исламских университетов.
Шейх родился в семье брахмана, это элита у индуистов, воспитывался как практикующий и глубоко верующий индуист. Его учили презирать мусульман. Брахманам вообще запрещалось прикасаться ко всем, кто не был брахманом. В Индии он поступил в университет, и тут выяснилось, что его сосед по комнате – мусульманин!
Он не знал, что делать, в нем кипела ненависть и отвращение. Он решил проповедовать и обратить соседа в индуизм. Но сначала, решил он, ему нужно изучить религию этого человека. Он начал читать Коран, потом прочел о жизни Пророка (мир ему и благословение). Жизнь Пророка его заинтересовала, и ему сказали, что он может узнать больше о ней из книг хадисов. Это было в 1950-е годы в Индии. Он не знал, что такое «хадисы». Ему объяснили, что хадисы – это изречения и поступки Пророка (мир ему и благословение). Он начал искать книги, но оказалось, что все они на арабском. Он решил учить арабский, но выяснилось, что для этого ему надо ехать за границу и поступить в университет, а чтобы его приняли, он должен стать мусульманином. Он находил, что в исламе есть здравый смысл, и принял ислам, чтобы учить арабский и хадисы.
Тогда, в конце 1950-х — начале 60-х годов университет в Медине только открылся. Подав заявление как новообращенный, он был принят в числе первых, став первым студентом университета Медины, который пришел в ислам из индуизма.
Там он застал целое созвездие известных ученых, среди них были шейх Бин Бааз, шейх аль-Шинкити и другие. Он стал одним из лучших выпускников. Так как в этом университете был только курс бакалавра, то, по совету шейха Бин База, он поехал продолжать учебу в университет аль-Азхар в Египте.
Затем он стал одним из первых выпускников университета Медины, который получил в аль-Азхаре степени магистра и кандидата наук. Его кандидатская называлась «В защиту Абу Хурайры». В 1960-х были попытки нападок на Абу Хурайру. Шейх аль-Азами стал таким известным ученым, что его пригласили преподавать в Медину. Но чтобы стать преподавателем, нужно было быть гражданином Саудовской Аравии. Тогда шейх написал прошение королю о предоставлении ему саудовского гражданства и получил гражданство Саудовской Аравии.
В 1973-1974 году они открыли факультет хадисоведения, по этому предмету он защитил кандидатскую диссертацию. Он стал на новом факультете доцентом. Следующие двадцать лет он повышал свою академическую квалификацию, пока не стал ведущим научным сотрудником колледжа хадисоведения, а затем деканом.
Когда он принял ислам, ему было лет 20-22, и Аллах, хвала Ему, избрал его из миллиардов людей и привел к тому, что он занял одну из самых почетных и авторитетных должностей в мусульманском академическом мире.
Но мусульманину не ведомо, что такое отдых или пенсия. В тот год, когда он ушел на пенсию, я спросил его: «Шейх, что вы теперь будете делать?» Он ответил: «Уже десять лет я кое о чем размышляю. АльхамдулиЛлях, теперь, когда я на пенсии, у меня есть время сделать это. Я хочу собрать все когда-либо записанные достоверные хадисы в одну книгу».
Те, кто знаком с наукой хадисов, понимают, что это грандиозная задача, более трудная, чем написание энциклопедии, и такую задачу поставил перед собой этот человек. Когда мне пришло время уехать, он был где-то на четвертой-пятой тысяче и собирался удвоить или утроить это число, в зависимости от того, сколько времени отведет ему Аллах. Шейх решил, что теперь, когда у нас есть все сборники хадисов, пора объединить все хадисы сахих (достоверные), исходя из книги «Сахих» имама аль-Бухари.
СубханАллах, этот человек пришел из индуизма, чтобы выполнить один из самых смелых проектов, которые когда-либо видела умма. Вот что значит иметь высокие цели.
Если бы будущему шейху Мухаммаду аль-Азами, когда ему было 20 лет сказали, что в один прекрасный день он станет деканом факультета хадисоведения в Медине и будет авторитетом для сотен знаменитых ученых, он, наверное, не поверил бы. Но вот что происходит, если у вас есть решимость, настойчивость и воля, тогда вы не видите никаких препятствий и позволяете Аллаху, хвала Ему, вести вас так далеко, как допускает ваша химма (энергия, усердие, старание). Медленно, но верно – именно это с ним и произошло. И он не один такой. В истории ислама множество таких примеров.
Имам Ан-Навави
Один из классических примеров в истории ислама является имам Ан-Навави. Он родился в деревушке Нава в семье лавочника. К 9-10 годам он на память знал Коран. Рассказывают, что один ученый заметил будущего имама еще в детстве: он увидел, как ребята тащили мальчика играть, а он упирался, говоря, что ему надо идти заниматься. Ученый спросил, что это за мальчик, ему ответили, что его зовут Ан-Навави. Через много лет, когда Ан-Навави стал знаменитым имамом, ученого осенило, что он и есть тот самый мальчик. Еще в юношестве Ан-Навави хотел изучать ислам, но он был единственным сыном в семье, и отец ему не разрешил. Он начал помогать родителям в лавке и продолжал учиться. Даже когда ему пришлось стоять за прилавком, у него всегда была книга. Отец понял, в чем призвание сына. Когда тому исполнилось 19 лет, отец разрешил ему уехать в Дамаск.
Таким образом, Ан-Навави начинал в возрасте, когда некоторые его преподаватели были всего на два-три года старше ученика. Но его самоотверженность и воля были так велики, что уже через 5-6 лет он превзошел своих учителей. Он умер довольно молодым, в возрасте 43-44 лет. Аллах даровал его сочинениям судьбу, которой удостаивались немногие книги. Некоторые ученые считают, что самыми благословенными сочинениями, когда-либо написанными человеком, стали труды Ан-Навави, потому что они пользовались и пользуются безоговорочным авторитетом. В каждой мусульманской семье есть его книги «40 хадисов» и «Рийаду с-Салихин» (Сады праведных). Подобные сборники составляли и другие авторы, но лишь труды Ан-Навави Аллах, хвала Ему, удостоил такой известности.
Шейх Ахмед Нуайна
Шейх Ахмед Нуайна, возможно, один из самых выдающихся знатоков Корана и хафизов, живущих сегодня. Это живая легенда. Его судьба доказывает: когда вы ставите перед собой цели и самоотверженно их добиваетесь, Аллах открывает вам двери, и вы попадаете туда, где и не мечтали оказаться.
Шейх Нуайна – педиатр по образованию и до сих пор работает врачом. Он родился в состоятельной египетской семье светских взглядов. Когда ему было уже около тридцати, Аллах внушил ему желание изучать Коран. Для большинства людей это уже поздно. Он пошел в местной мечети к преподавателю из аль-Азхара, который учил декламации Корана, и сказал, что хочет выучить Коран, но у него мало свободного времени, потому что он врач. Шейх сказал, что ему придется каждый день заучивать по две строки Корана, не пропуская ни одного дня. Он был удивлен, что достаточно всего двух строк в день. Шейх повторил: «Не более двух строк. Ты будешь учить всего по две строки, но доводить их до совершенства и делать это ежедневно». У Нуайны не было выбора, и он взялся за дело со всем упорством и пунктуальностью. Каждый день после Магриба он садился за книгу. Аллах даровал шейху Нуайне голос, подобный флейтам Давида, как выразился Пророк (мир ему и благословение).
Шейх не оставлял своей работы педиатром, этим он зарабатывал себе на жизнь. Медленно, но верно перед ним начали открываться новые возможности, люди начали его приглашать. К тому времени он овладел всеми десятью кираатами, выучил интонации, и стал таким мастером декламации, что никто не подозревал, что он педиатр. Для мира он был знатоком и выдающимся чтецом Корана. Он не собирался стать ученым с детства, зато в нужное время проявил выдающуюся самоотверженность, упорство и стремление к цели. Я уверен, что для него было бы сюрпризом узнать, что когда-нибудь он станет знаменитым ученым. Но он считал, что нет ничего невозможного, был настойчив, и Аллах, хвала Ему, открыл перед ним все двери.
Стремиться к совершенству
Именно это и говорит нам делать ислам. Наша религия не поощряет заурядность. Аллах не хочет, чтобы мы были посредственностями. Аллах не говорит нам выполнять минимум и всё. Аллах всегда говорит нам стремиться к совершенству, тянуться к самым высоким целям. Аллах, хвала Ему, более четырех раз повторяет в Коране: «Спешите заслужить прощение Аллаха и Рай» (Спешите, опережая друг друга, превзойдите всех остальных, будьте победителем). Аллах не говорит: участвуйте в соревнованиях, пересеките финишную черту. Аллах говорит нам быть лучшими, бороться за это!
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «И если вы просите Аллаха, то просите Его о Фирдаусе. Это середина Рая и самое высокое его место. Над ним находится трон Милостивого (Аллаха)» (Муслим, передано Абу Хурайрой). Не соглашайтесь на меньшее. Не ставьте перед собой простые цели. Я часто слышу, что мусульмане говорят: «Я буду счастлив, если уже попаду туда». Согласен, мы все в этом случае будем счастливы, но зачем настраиваться на меньшее? Почему нам так мало надо? Если вы ставите перед собой цель просто пролезть туда, представьте, если у вас не получится – где вы тогда окажетесь? А если ваша цель Джаннат-уль-фирдаус, то где вы будете, если не дотянете до нее?
На самом деле, в Фирдаус войдет очень мало мусульман. В суре «аль-Вакиа» Аллах говорит: «Туда попадут лишь немногие. Лишь немногие из Моих рабов достигнут ступени шакур». Но это должно быть целью и задачей каждого мусульманина, даже если он не попадет туда. Держите планку как можно выше, потому что если вы потерпите неудачу, вы, ин ша Аллах, все-таки будете ближе к цели.
Аллах говорит нам: «Терпите, как терпели твердые духом посланники», такие как Нух, Ибрагим, Мусса, Иса, Пророк (мир ему и благословение). Не все пророки находятся на одном уровне – некоторые выше других. Самую высокую ступень среди пророков занимают те, кто имел наибольшую решимость. Возможно ли, чтобы любой из нас был так же терпелив, как они? Аллах сказал Ибрагиму принести в жертву своего сына, оставить Хаджар и Исмаила в пустыне, сделать себе обрезание в возрасте 18 лет. Ибрагим выполнял все, что приказывал ему Аллах, когда проверял его. Можем ли мы быть такими же терпеливыми? Нет, конечно. Но если у нас есть цель, это должна быть самая большая цель. Мы не в состоянии достичь такой степени терпения, как Ибрагим, Мухаммад, Муса (мир им). Но Аллах говорит нам стремиться к этому и приводит нам своих посланников в пример.
Примеры сахабов
О Рабие ибн Кааб нам известно мало. Он не принадлежит к числу самых известных сахабов. Десяти сахабам был обещан рай, но его имени среди них не было. Однажды он сказал себе, что должен стать добровольным слугой Пророка (мир ему и благословение).
Когда Пророк увидел его преданность, он сказал: «О Рабиа, проси, чего хочешь, и я дам тебе это». Ясно, что он мог бы попросить лошадь, верблюда, что-нибудь еще и получил бы. Но Рабиа сказал: «О, Посланник Аллаха! Я хотел бы сопровождать тебя в раю». Пророку уготован высочайший уровень в Джаннате. В фирдаусе есть ступень, которая называется «аль-василя», это самое высокое и самое почетное место в раю. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аль-василя – самая высокая ступень Джанната и она предназначена для одного человека, надеюсь, что это я». А Рабиа попросил быть рядом с ним. Конечно, туда он не попал бы, потому что это место уготовано только для Пророка. Но он поставил перед собой высокую цель.
Пророк, мир ему и благословение, был удивлен, потому что ожидал услышать просьбы о чем-то мирском: «Может быть, ты хочешь попросить еще о чем-то?», — спросил он, наконец. Но Рабиа ответил: «Нет, это все, чего я хочу, о, Посланник». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если так, тогда ты должен помочь мне». Пророк сказал: «Помоги мне, чтобы я мог помочь тебе, уделяй больше внимания поклонению и намазу». Ставьте перед собой самые большие задачи, и даже если вы их не решите, ваше поражение для миллионов людей будет считаться победой.
Известно, что сахабы спешили опередить друг друга в добродетели. Мы с вами участвуем в гонке за мирскими благами, а они участвовали в гонке за райскими. Сахабы смотрели друг на друга и отмечали, кто как молится, постится, совершает зикр, выполняет сунну. Вот тому примеры.
Аль Бухари передает, что мухаджиры следили за тем, что делают ансары, и однажды пришли к Пророку (мир ему и благословение) с жалобой, точнее, их жалоба была похвалой. Они сказали: «О Посланник Аллаха! Наши братья ансары молятся столько же, сколько и мы, и постятся столько же, сколько и мы, и точно так же совершают зикр, но у них есть деньги и они могут давать столько милостыни, сколько мы не можем, потому что у нас нет таких денег. Неужели они нас превзойдут?» Эта жалоба была изложена в виде похвалы. Они говорили, что игра идет не на равных, и ансары получат большее вознаграждение, потому что они богаче.
Пророк (мир ему и благословение) в одном хадисе сказал им, что хиджра — это великое благословение. В другом хадисе он сказал: «Твоя улыбка брату — милостыня от тебя. И твой призыв к добру, и твой запрет на зло — милостыня. И твое наставление на истинный путь находящегося в заблуждении — милостыня от тебя. И твое очищение дороги от камней, колючек и костей — милостыня от тебя. И твое поднесение воды брату — милостыня от тебя». Он дал им средства, которые позволили им соревноваться с ансарами в благочестии без денег. Но мы видим, что они отслеживали, кто из них более усерден в поклонении.
Битва при Табуке произошла на 9 год хиджры, была очень тяжелой и потребовала больших средств. Пророк (мир ему и благословение) собирал деньги у всех, кто мог пожертвовать. Абу Бакр и Умар тоже принесли, сколько могли. Умар принес деньги первым, и Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Сколько ты оставил своей семье?» Тот ответил: «Половину я отдаю Аллаху, половину оставляю своей семье». Кто из нас отдал бы на благотворительность половину своих денег? Мы едва собираем 2,5%! Абу Бакр на вопрос Пророка (мир ему и благословение), сколько он оставил своей семье, ответил: «О, Посланник Аллаха, я отдал их Аллаху и Его Посланнику». То есть он отдал все свои деньги. Умар был потрясен и сказал: «О, Абу Бакр, ты выиграл, а я проиграл. Больше я не буду соревноваться с тобой». Посмотрите, как они мыслили. Они наблюдали друг за другом и старались не отставать друг от друга в благочестии.
Пророк (мир ему и благословение) тоже говорит, что мы должны поднять планку.
Он сказал: «Будьте жадными до того, что принесет вам пользу» (Муслим). Жадно стремитесь к тому, что будет вам полезно. Ставьте задачи, планируйте. Не соглашайтесь быть средними. Нацеливайтесь на лучшее и большее. Аллах, хвала Ему, знает, что должно произойти. В Коране люди рая делятся на большее число категорий, чем люди, которые попадут в Ад. В суре «аль-Вакиа» говорится, что в Джаннат войдут ас-сабикун (опередившие остальных в благочестии) и асхаб аль-йамин (праведники). Асхаб аль-шимал – люди левой стороны, проклятия – войдут в Джаханнам. Аллах говорит, что Джаннат имеет разные уровни, несмотря на то, что туда войдет меньше людей, чем в Ад.
В суре «ар-Рахман» описано два уровня Джаннат. Первый уровень выше второго. Аллах, хвала Ему, говорит:«Это высший уровень. Есть еще два сада, меньше их». Описывая людей Ада, Аллах не делает между ними различий. Людей для Джаннат он разделяет на группы, чтобы сделать акцент на разнице райских садов.
Аллах говорит: «Если вы хотите состязаться – состязайтесь в этом. Если вы действительно хотите победить, победите в этом». Все остальное – пустая трата времени. Пророк (мир ему и благословение) говорит нам активно стремиться к цели, строить мотивацию, иметь план. Имам Ахмад в «Муснаде» сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если наступил Судный день, а в руках одного из вас саженец, то пока не грянул гром, пусть он посадит этот саженец». Этот хадис имеет глубокий смысл. Конечно, он не предполагает буквальное исполнение. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Гром грянет над худшими из людей». Аллах ниспошлет прекрасный благоухающий ветерок и все, кто веровал, умрут мирной смертью, останутся лишь те, кто не верил, а Коран будет поднят на небо. К тому времени на земле забудут Аллаха, и повсюду будет разврат и прелюбодеяние. Это хадис имеет теоретический смысл – на тот момент ни у кого из мусульман, конечно, не будет саженцев. А смысл в том, чтобы делать что-то ценное и полезное, если имеешь такую возможность, делать снова и снова, не тянуть и не откладывать, пусть даже вы не увидите плодов своих деяний. Этот хадис призывает нас к действию.
В конце концов, каждый из нас должен иметь какую-то цель. Пусть эта цель будет грандиозной. Многие ли знакомы с людьми, выучившими Коран в 50 или 60 лет? Много ли среди ваших знакомых людей, которые в позднем возрасте заново начали карьеру? Где есть желание, там есть и возможности. Наша религия говорит нам ставить перед собой самые высокие цели, самые большие задачи.
Тем, кто молод, время ставить долгосрочные цели и думать о будущем. Или вы хотите увязнуть в серости и посредственности? Взгляните на умму, на имена тех, кто известен в умме. Огромная масса имен канула в лету. Наследие же Аль-Бухари, ибн Хаджара и других будет жить вечно.
Мы должны думать о том, что оставим после себя и чего достигнем в жизни, которую Аллах нам даровал.
Пять практических советов
1. Помните о благословениях, которые помогут оставить после себя позитивное наследие и быть активным и продуктивным
В первую очередь, таким благословением является знание. Вы должны знать вашу религию и пользоваться этим знанием.
Многие хотят иметь хорошую работу, чтобы жить в достатке. Человек помнит, что хочет хорошо жить и знает, как этого добиться, знания помогают ему в этом.
Помните о великом даре исламского знания. Какая польза в том, чтобы быть практикующим мусульманином? Это автоматически дает мотивацию. Овладение светскими науками мотивирует нас тем, что это способ получить красивый дом, хорошую машину. Нас постоянно атакуют символы материальной жизни, и они постоянно подталкивают нас к действию. Пусть вашими моделями будут ибн Таймийа, Ан-Навави, ибн Хазм. Ибн Хазм начал изучать ислам в тридцать лет, и Аллах возвысил его.
Измените ваши представления, начните постигать исламские знания.
2. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Всегда смотрите на тех, кто выше вас в религии, и ниже вас в мирской жизни» (Бухари)
В вопросах веры смотрите на тех, кто выше вас. Это поставит вас на место. Признаемся честно: большинство из нас поступают наоборот. Когда кто-то из нас грешит (например, просыпает фаджр), Шайтан говорит ему: «По крайней мере, ты не пьешь». Это наивно. Ровняйтесь на тех, кто лучше вас, берите пример с них.
В мирских делах, помните о тех, кто, как вы, не ест три раза в день и не имеет воды, чтобы попить. Помните об обездоленных, о тех, кто несчастнее вас.
Полностью измените свои представления, и это автоматически даст вам мотивацию.
3. Правильные спутники
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек исповедует религию своих друзей». Если ваши друзья говорят только о звездах Голливуда и спорта, далеко ли вы уйдете в жизни с таким друзьями? Подумайте, кто ваши друзья. Если эти люди тянут вас назад, найдите других друзей.
Классическим примером в этом смысле является ибн Аббас, двоюродный брат Пророка, известный умме, как выдающийся ученый. Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, ибн Аббас был практически подростком. Он рассказывал: «Я был молодым человеком, когда умер Пророк, мир ему, и я сказал своему товарищу: “Пойдем учиться у великих сахабов, пока они еще живы”. Мой приятель посмеялся надо мной и сказал: “Тебе же 13 лет! Ты думаешь, что кто-то придет к тебе за знаниями, когда есть великие ученые?” Я ушел от него».
Вокруг очень много скептиков. И самая легкая работа – у критика, сидящего в своем кресле и ничего не делающего.
Если люди тормозят вас, обрывайте эту связь и идите дальше. Ибн Аббас сидел перед дверьми великих сахабов, пока они не вышли. Он уважал знания и ученых, и Аллах, хвала Ему, удостоил его чести быть среди этих людей. Он сидел у двери Зайда ибн Сабита, пока тот не вышел и не пригласил его в дом. Когда старшее поколение ученых умерло, ибн Аббас стал одним из самых легендарных ученых среди сахабов. А кем бы он стал, если бы послушал своего друга?
4. Всегда думайте о том, что оставите после себя
Пророк (мир ему и благословение) завещал нам: «Чаще думайте о том, что разрушает все удовольствия (о смерти)». Это сунна, а не мрачное любопытство. И это подталкивает нас к действию. Призыв думать о смерти – это призыв помнить, что наступит день, когда вас здесь уже не будет, поэтому лучше что-то делать прямо сейчас.
Подумайте: Что я сделаю? Чего я достиг на данный момент? Только Аллах знает, сколько времени осталось каждому из нас. Что мне удалось сделать на сегодня? Подумайте, что останется после вас. Какие-то ваши достижения относятся к общественной сфере, какие-то будут чисто личными (ваши дети, небольшие пожертвования, участие в строительстве мечети). То, что вы сделали не обязательно должно быть грандиозным в глазах людей. Оно должно быть грандиозным в глазах Аллаха. Чем больше вы думаете об Ахирате, тем смелее и больше ваши цели и задачи.
Один знаменитый ученый прошлого сказал: «Я поражаюсь людям. Каждый прожитый день они не перестают украшать свои дома все больше и больше, хотя с каждым прожитым днем им остается все меньше дней в этих домах. Зато они ни дня в своей жизни не беспокоятся о том, как будет выглядеть их дом в Джаннат, хотя с каждым днем они становятся все ближе к этому дому».
5. Дуа и искренность к Аллаху
Всегда просите Аллаха благословить вас в этом мире и в следующем, благословить ваших детей и все потомство. Пророк (мир ему и благословение) молился так: «Благослови меня!» Он употреблял слово «мубарак», которое значит, «благословенный», «счастливый». Представьте, что бы вы ни делали, куда бы ни шли, вы испытываете это чувство. Вы хотите его испытывать. Помните об этом и просите об этом Аллаха. Также молите Его о Джаннат и Джаннат-уль-фирдаусе, и о том, чтобы оставить что-то после себя в этом мире.
Если хотите узнать себя, подумайте, о чем вы совершаете дуа Аллаху, хвала Ему. Ваши дуа скажут, кто вы. Аллах говорит нам в Коране: «Много таких, которые просят только о дунье». Если вы просите Аллаха только о том, чтобы сдать экзамен, об исцелении больного родственника или решении проблемы в этом мире, и никогда не просите о Его наставлении на прямой путь, это выдает в вас отсутствие видения перспективы. Наш Пророк (мир ему и благословение) помимо намаза, просил Аллаха наставить его на прямой путь. Совершайте дуа о даровании вам Джаннат. Эти дуа отражают вашу духовность.
Заключение
Хотелось бы в заключение напомнить хадис из «Сунан» Абу Дауда: «Пророк, мир ему и благословение, сказал: “Каждые сто лет Аллах, хвала Ему, будет посылать муджаддида, чтобы оживить эту религию”». Многие люди понимают этот хадис неправильно. Муджаддид очищает религию, делает ее блестящей и совершенной, какой она и должна быть. Муджаддид не производит реформу, он возвращает к истоку. Он возродит умму.
Иногда говорят, что этот хадис следует понимать так, что это будет не один человек. Другие считают наоборот, что это лишь один человек в целом мире. Разница невелика, то ли это будет один человек на всю умму, то ли один человек на общину или народ. Все равно это очень мало. Если это не один человек, то пять-десять, не больше. Аллах будет хранить эту религию, отправляя муджаддида.
Какой же вопрос все задают, прочитав этот хадис? Все спрашивают: «Кто муджаддид нашего времени?» В этом проблема, в этом общая ошибка. Каждый автоматически предполагает, что муджаддидом будет кто-то другой, а почему вы не просите Аллаха сделать муджаддидом вас? Итак, вы уже недооцениваете себя, уже занизили планку.
Может быть, вы и не будете тем муджаддидом, но представьте, что вы молите Аллаха, чтобы быть этим человеком, если вы им и не станете, то тогда, возможно, вы сможете изменить ход исламской истории и возродить целый народ. Может быть, вы и не муджаддид, но находитесь в шаге от этого уровня. Тогда такое поражение может стать величайшим успехом вашей жизни.
Наша религия говорит нам нацеливаться на лучшее, стремиться к совершенному, смотреть как можно дальше, а остальное предоставить Аллаху. Те, кто так не делает: подключайтесь к погоне за лучшим. Если вы отсиживаетесь на обочине, вы не участвуете в гонке. Если вы участвуете в гонке, вы, по крайней мере, окажетесь за финишной чертой и будете среди участников соревнования. Если вы не участвуете, считайте, что проиграли.
Присоединяйтесь к остальным, идите и делайте то, что можете. Кто знает? Посмотрите на всех этих людей, о которых я рассказал: шейх аль-Азами, шейх Нуайна – Аллах открыл для них двери, и Аллах благословил их за целую умму.
Братья и сестры! Не преуменьшайте свое значение. Не ставьте перед собой заурядные цели. Не стремитесь быть такими, как другие. Миллиарды людей рождаются и умирают. Не становитесь еще одной единицей в статистике. Думайте, что вы можете сделать ради Аллаха. Поднимайте планку как можно выше, и Аллах откроет перед вами двери. Доверьтесь Аллаху.
Мы просим, чтобы Аллах благословил нас во всех наших деяниях, чтобы Он простил наши недостатки и позволил нам достичь высот в каждом начинании, чтобы Он простил наши грехи и ошибки. Молим Аллаха, чтобы мы росли, жили и умирали как мусульмане и воскресли в рядах набийунов, сиддикинов, шахидов и салихинов.
Лекция шейха Ясира Кади (Yasir Qadhi) Источник: Muslim Matters